Главные вкладки

    Конспект ООД на тему: "Буква Ь как показатель мягкости согласного"
    план-конспект занятия по обучению грамоте

    Сазонова Наталья Константиновна

    Материал для педагогов и родителей, как в игровой форме познакомить ребёнка-дошкольника с буквой Ь (мягкий знак).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект ООД на тему: «Буква Ь как показатель мягкости согласного звука»

    Подготовила:  педагог дополнительного образования Сазонова Н.К.

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, игровая.

    Цель: познакомить детей с буквами русского алфавита.

    Задачи: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-буквенного анализа (различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, составлять схему слова, используя принятые условные обозначения); развивать тактильные ощущения (определить букву на ощупь); развивать графические навыки; развивать навыки чтения слогов, слов; упражнять в образовании однокоренных слов; учить составлять по образцу предложения.

    Предварительная работа: изучение алфавита, знакомство с гласными и согласными буквами, определение геометрической фигуры на ощупь, звуко-буквенный анализ слов с использованием принятых условных обозначений, чтение слогов и слов, упражнение "Найди букву в таблице", написание детьми печатных букв.

    Материалы и оборудование: емкости с песком или крупой, буквы из картона или пластика; таблица АЛФАВИТ; магнитофон, запись музыки; магнитная доска, цветные магниты, маркеры; карточки на каждого ребёнка со словами (названия животных, рыб, деревьев); таблица с буквами; квадраты красного, синего и зелёного цвета для звукового анализа слов; простые и цветные карандаши.

    Содержание организованной деятельности детей.

    1. - Ребята, как вы думаете, о каком человеке говорят: «Он может сделать это с закрытыми глазами?» (Опытный, умелый, мастер, хорошо знает свое дело.)

    - Я сейчас предлагаю вам тоже сделать кое-что, не глядя. Давайте попробуем узнать букву на ощупь.

    Перед детьми небольшие тазики с крупой, прокаленным в духовке песком. В них спрятаны буквы, вырезанные из плотного картона размером 7-10 см. Можно использовать пластмассовые буквы.

    Будут рыбками ладошки

    И поплавают немножко.

    В таз ладошки опустите,

    Пальцами пошевелите,

    Влево, вправо и вперед.

    Первым букву кто найдет?

    Доставать их не спешите,

    А сначала назовите!

    Дети по очереди называют буквы, вынимают их и убеждаются в правильности ответа.

    - Какой богатый улов! Ребята, мы с вами познакомились со всеми гласными и согласными буквами русского алфавита. Что вы знаете о звуках и буквах?

    Ответы детей: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Гласные звуки поются, свободно произносятся. Гласных звуков шесть.

    2. - Сегодня я хочу познакомить вас с буквой, которая не относится ни к гласным, ни к согласным, или, как говорят «не звучит». Это буква – мягкий знак. Он ставится в конце слова или слога после согласной, когда нужно показать, что согласный звук мягкий.

    Педагог знакомит детей с буквой Ь. Показывает ее в таблице АЛФАВИТ.

    Дети прописывают букву по точкам, затем самостоятельно.

    -Ребята, посмотрите внимательно, в какие буквы можно превратить Ь, если добавить некоторые детали.

    Педагог комментирует действия детей:

    Рядом палочку пиши-

    Получилась буква Ы.            Ь – Ы

    Добавляй еще кружок:

    Перед нами В, дружок.          Ь – В

    Если кепку нахлобучим-

    Букву Б тотчас получим.         Ь – Б

    Мягкий знак перевернулся-

    Буквой Р он обернулся.          Ь – Р

    3.На экране появляются пары. Дети произносят согласные звуки и одновременно поднимают синий или зеленый квадрат.

    М-МЬ, Н-НЬ, Л-ЛЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Р-РЬ, Б-БЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, С-СЬ

    - Работы у мягкого знака хватает. Чтобы в этом убедиться, я приготовила для вас много интересных заданий.

    Далее проводится игра «Какая буква спряталась?»

    …ОЛЬ

    Если дети затрудняются, можно дать им подсказку. (Слово называет цифру и число – НОЛЬ. Слово с двойным значением: что бывает на столе и в нотной тетради – СОЛЬ. Артист играет на сцене РОЛЬ. Маленькое вредное насекомое МОЛЬ. Человек или животное испытывает БОЛЬ.)

    Дети выкладывают схему слова, используя принятые условные обозначения.

    - Чем отличаются эти слова? Назовите первый звук в каждом слове. Какой квадрат мы должны положить первым? (Синий, потому что согласный звук твердый.) Назовите второй звук. (Красный квадрат, потому что О-гласный звук.) Назовите третий звук. (Зеленый квадрат, потому что ЛЬ-согласный мягкий.)

    4. – Ребята, какую цифру мы только что отгадали? (ноль). Сколько всего цифр вы знаете? Напишите их на листочке и обведите те цифры, название которых заканчивается мягким согласным звуком.

    1  2  3  4  5  6  7  8  9  0

     5. – Пришло время посчитать и размяться.

    Физкультминутка.

    К речке быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Раз, два, три, четыре,

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это брасс,

    Одной, другой, это кроль.

    Как дельфин поныряй,

    Этот стиль – баттерфляй.

    Выбрались на берег крутой

    И отправились домой.

    (Слова сопровождаются движениями.)

    6. - Кого мы называем ласково по имени? Например, Машенька.

    (Детей, близких людей, родных, друзей.)

    - Какое отношение мы при этом выражаем?

    (Доброе, хорошее, показываем свою симпатию.)

    - Какие хорошие чувства может испытывать человек?

    (Любовь, уважение, благодарность, восхищение.)

    - Я сейчас попрошу вас обратиться друг к другу с добрыми словами. Чтобы имена зазвучали ласково, нужно вставить часть слова ЕНЬК или ОНЬК. И снова без буквы Ь мы не обойдемся. Итак, начинаем благодарить, хвалить, восхищаться!

    (Например: Дашенька, спасибо тебе, что помогла собрать карандаши.)

    7. Упражнение «Прочти слова и допиши, где нужно, в конце слова Ь».

    Детям раздаются карточки со словами.

    РЫС        ОКУН         ДУБ        

    КАБАН     КАРП         ТОПОЛ

    ЛОС        КАРАС        КЛЕН

    Разделить слова на группы. (Животные, рыбы, деревья.)  

    8. Загадки.

    - Не отступая от темы нашего занятия, я выбрала загадки, которые можно отгадать с помощью буквы МЯГКИЙ ЗНАК.

    Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (Конь)

    Кто приходит, кто уходит, всяк меня за ручку водит. (Дверь)

    Если он на дне лежит, судно вдаль не побежит. (Якорь)

    Я от нее – она за мной, я за ней – она от меня. (Тень)

    Ее всегда в лесу найдешь,

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем. (Ель)

    Это слово мы с вами сейчас нарисуем, а поможет нам буква Ь. Вы должны найти ее в таблице и раскрасить квадратики с этой буквой в зеленый цвет. Постарайтесь выполнить эту работу быстро и аккуратно.

    (Работа выполняется под музыку.)

    М

    Ч

    К

    Ы

    Ь

    Ь

    Л

    Д

    Ж

    П

    Ы

    С

    К

    Ж

    Ь

    Ь

    Щ

    К

    Е

    Н

    Ц

    В

    Щ

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ж

    И

    Т

    В

    Т

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    К

    Н

    С

    Ь

    Ь

    В

    Ь

    Ь

    К

    Ь

    Ь

    Й

    С

    М

    И

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    С

    М

    И

    Щ

    З

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Щ

    Ш

    А

    Ь

    Ь

    О

    Ь

    Ь

    В

    Ь

    Ь

    Ю

    Ь

    Ь

    Щ

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Щ

    Ь

    Ь

    Ж

    Э

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Ь

    Э

    Х

    Е

    Ь

    Ь

    Ф

    Ь

    Ь

    Ф

    Ь

    Ь

    К

    Ь

    Ь

    М

    П

    Ь

    Ь

    Ы

    Ф

    Ь

    Ь

    Ы

    Щ

    Ы

    Ж

    Ь

    Ь

    Ж

    Ш

    Ж

    Ф

    9. - А еще буква Ь нам поможет рассказать, что мы умеем или любим делать. Составьте предложение, состоящее из трех слов.

      I________  ________  ________ .

    1-е слово называет того, о ком вы говорите.

    2-е слово ЛЮБЛЮ или УМЕЮ

    3-е слово расскажет, что именно вы любите или умеете делать. (Ответы детей.)

     Например:  Я  люблю  сочинять.  

    А вы? Расскажите о себе или о своих знакомых, родственниках.

    (Ответы детей.)

    10. Чтение с доски.

    МЕЛЬ        МЕЛ

    ЕЛЬ          ЕЛ

    БРАТЬ       БРАТ

    УГОЛЬ       УГОЛ

    - Я думаю, вы убедились в том, что буква Ь играет важную роль в нашей речи. Не забывайте писать ее в словах, где это нужно. Иначе МЕЛЬ превратится в МЕЛ, ЕЛЬ в ЕЛ, а УГОЛЬ в УГОЛ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

    Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

    Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Буква ь – показатель мягкости согласного в конце слога или слова.Познакомить с буквой Ь, как показателем мягкости согласных звуков; обучат...

    "Буква Ь как показатель мягкости согласного"

    Обучение грамоте в старшей группе...

    Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

    Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

    Закрепление твёрдости-мягкости согласных звуков.

    Методические рекомендации по логопедии...

    «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

    Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....