Проект "Потешки как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (младшая группа)

Коновалова Ольга Владимировна

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речевого общения.Существенную роль в процессе развития речи детей раннего и младшего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Эти произведения направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи;

- обогащение словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической речи.

У детей младшего возраста ещё не достаточно четко работают органы речедвигательного аппарата. С помощью малых фольклорных форм дети учатся четкому и звонкому произношению.

По определению К.Д.Ушинского, малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Использование средств устного народного творчества способствует не только развитию речи, обогащению словарного запаса ребенка, но и помогает успешному переводу пассивного словаря в активный.

Детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Уважаемые коллеги!

Буду рада если представленный материал оказался интересен и полезен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Потешки как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Выполнил: воспитатель МАДОУ « Мещеринский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» Коновалова О.В.

Слайд 2

Актуальность Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. К конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит, и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора ( потешками ) не сегодняшний день имеет особую значимость.

Слайд 3

Цель проекта Знакомить детей с потешками как жанром устного народного творчества

Слайд 4

Задачи Повышать интерес к русским народным потешкам ; Учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя, внимательно рассматривать иллюстрации; Развивать речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса; Развивать мышление, умение подхватывать и читать знакомые строки потешки , передать жестами и действиями содержание потешки ; Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

Слайд 5

Тип проекта: творческий Возраст детей : младший дошкольный Продолжительность: долгосрочный, 2018 – 2019 учебный год

Слайд 6

Этапы работы над проектом 1 этап – составление плана работы: Развитие речи детей средствами народного творчества; - Изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта.

Слайд 7

2 этап – работа с детьми в развитии речи средствами устного народного творчества ( потешками ): Разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта; - Разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей потешками .

Слайд 9

3 этап – работа с родителями: Консультации по теме проекта; Создание тематических папок.

Слайд 10

Ожидаемые результаты Положительные эмоции, весёлое бодрое настроение; Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями; Формирование первичных навыков восприятия фонематической и лексической стороны речи; Формирование интереса к устному народному творчеству; Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.

Слайд 12

Методы и приёмы развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством потешек Беседа после прочтения; Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идёт речь в произведениях и др.; Выполнение детьми разнообразных творческих заданий; Речевые упражнения; Использование музыкальных произведений.

Слайд 15

Выводы Использование в работе с детьми потешек создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях; Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Развитие мелкой моторики рук с элементами литотерапии, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Зачем нужно развивать мелкую моторику?У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание в младшей группе «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:- одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функц...