Конспект образовательной деятельности "Картины крота" в старшей группе по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кошина Юлия Юрьевна

В конспекте раскрывается применение технологии "Литотерапия - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста". Данный конспект был опробирован в городском конкурсе "Педагог года" в номинации "Воспитатель года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства

«Педагог года – 2019»

Номинация «Воспитатель года»

Конкурсное задание «Авторская разработка»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Картины крота»

Педагогическая идея: «Литотерапия – как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

                                                Кошина Юлия Юрьевна, воспитатель МАДОУ д/с №78 корпус 3

Тюмень, 2019

Задачи

  1. Побуждать детей к активной речевой деятельности.
  2. Учить детей связно и  последовательно составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план и вопросы воспитателя.
  3. Создавать условия для творческого развития детей при выполнении работы с картиной и камнями.
  4. Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества при выполнении совместной работы. 

Материалы и оборудование: картины из искусственных и природных камней, природные камни разного размера, подставки под картины,  мольберты, детские столы и стулья, стеки, фонарики, массажный коврик с камнями.

Предполагаемый ход деятельности:

Содержание деятельности

Планируемый результат

I этап. Мотивация к деятельности

(Дети заходят в группу, к ним выходит воспитатель в костюме крота, у него в руках сундучок с камнями)

(Нечаянно крот рассыпает камни)

Воспитатель: - Ой–ой–ой, рассыпал все свои сокровища. Здравствуйте, ребята, помогите, пожалуйста, слепому кроту собрать их.  (Дети собирают камни)

Воспитатель: - Это мое богатство. Как вы думаете, откуда эти камни? (дети высказывают свои предположения)

Воспитатель:  Посмотрите, на эти чудесные камешки. Выберите себе по одному.

 (Введение в действие элементов литотерапии)

Воспитатель: – Рассмотрите их, потрогайте. Какой камень на ощупь? (Гладкий или шероховатый, твердый или мягкий.) Какая у него температура? (Теплый или холодный.) Давайте, сравним камни, какие они по размеру? (Большие или маленькие.) А теперь постучите камнями. На что похож звук?

 (дети рассматривают и обследуют камни)

Воспитатель: - Что можно делать из камней? Может быть вы встречали предметы из камней на улицах нашего города, в магазине или дома? (дети высказывают свои предположения)

Возникновение интереса к дальнейшей деятельности

Получение тактильных ощущений от взаимодействия с камнями

Приобретение исследовательских навыков

Развитие мелкой моторики

Приобретение навыков обмена социальными знаниями

II этап. Поиск способов деятельности, выход на цель деятельности

Воспитатель: - Ребята, а я очень люблю делать картины из камней, но их ни кто не видел. Как вы думаете, почему?  Я хочу пригласить вас в свой музей,  посмотреть на мои картины. Но под землей очень темно, что же нам делать?

(дети находят фонарики)

(Между группой и спальней сделан  туннель, в котором лежит коврик с камнями)

Воспитатель: - Ребята, при входе в мой дом лежат камни, я очень люблю ходить по ним босиком. Может вам тоже понравиться? (Дети снимают обувь) 

Друг за другом мы идем, и по камешкам пройдем,

Камешки волшебные, свойства их целебные,

Всем здоровье укрепляют, организму помогают!

(пройдя по коврику, дети надевают обувь)

Воспитатель: - Вот и мой подземный дом. Я так рад, что вы пришли ко мне в гости.  Посмотрите, сколько у меня картин. И все они сделаны из камней.

(рассматривают картины, сделанные из искусственных камней, освещая их фонариками)

Воспитатель: - Вот эти картины я сделал самые первые. Посмотрите на них, что общего есть у всех этих картин? Что на них изображено? Я очень люблю лес. Открою вам небольшой секрет, эти картины сделаны из искусственных камней, которые сделал человек. А есть природные камни, которые  сделала сама природа. И следующая картина сделана, как раз, из таких камней.

(Подходят к картине, на которой изображена зима, из камней выложены силуэты зверей и деревьев)

Воспитатель: - Вот это моя  одна из самых любимых картин.

На ней я изобразил своих любимых друзей, которые очень любят играть в догонялки. Вы догадались кто на картине? Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Что еще есть на картине? К сожалению, я забыл, как назвал эту картину. А как вы думаете, как ее можно назвать?  (предполагаемые ответы детей) 

Воспитатель: - А на следующей картине я изобразил поляну, на которой очень люблю гулять.

(на следующей картине изображено летнее время года, поляна с цветами и снежинки)

Воспитатель: - Но что-то в этой картине  мне кажется странным, а что не как не пойму. Помогите разобраться.

(Дети рассматривают картину, и приходят к выводу, что летом не может быть снега)

Воспитатель: А когда может идти снег? А что на картине изображена зима? А как вы догадались, что это лето? Эту картину я назвал «Любимая полянка».

Развитие логического мышления

Массирование стоп, воздействие на биологически активные точки

Возникновение интереса к используемому материалу

Активизируется мыслительный процесс и внимание

Приобретение навыков в составлении предложений по содержанию картины

Развитие умений устанавливать причинно – следственные связи

III совместная и самостоятельная деятельность детей

(далее воспитатель и дети переходят к незаконченной картине с изображением моря)

Воспитатель: - Вы знаете, у моей бабушки сегодня день рождения. Я хотел подарить ей картину, не успел закончить ее. Вы мне поможете? Моя бабушка ни когда не была на море, но она всю жизнь мечтала побывать там. На картине я изобразил синее море, на котором плывут два парусника. А рядом с парусниками плывет кит, выплескивающий воду фонтаном. Сверху голубое небо с  белыми облаками и летающими чайками.

Внизу я сделал желтый песок. На песке у самого моря ползет морская черепаха. И видна чьи-то следы. Как вы думаете чьи это следы могут быть?

(Основа картины из пластилина и разделена на части)

Воспитатель: Смотрите, на картине остались свободные три части. А нас больше. Что же нам делать? (Разделиться на пары)

- Как можно разделиться на пары? (Дети делятся на пары по считалке, по дружбе, по цвету одежду и т.д.)

Воспитатель: - Что бы вы добавили к этой картине?

Примерные вопросы для активизации воображения:

- Что можно быть в небе?

- Кто может плавать в море?

- Кого можно встретить на песчаном берегу?

(дети высказывают свои предположения)

 (на отдельном столе лежат камни)

Воспитатель: - Проходите к столу, где я храню свою коллекцию камней, здесь можно выбрать камни, которые понадобятся вам для работы.

(Дети проходят к столу, выбирают камни и проходят за рабочие столы, для выполнения работы)

Воспитатель: - А я, друзья мои, перед тем как начать работать над картиной, всегда разминаю свои пальчики.

В руки камешки возьмем и в руках мы их сожмем!

Массажные упражнения

 Воспитатель: – Я люблю «катать камешек между ладошками». Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нам силу и спокойствие.

Воспитатель: - Ваши пальчики уже размялись. Можно приступать к работе. У меня есть песочные часы, я их использую, чтобы вовремя закончить картину. И для вас я такие приготовил.  (На каждый стол ставятся песочные часы)

Самостоятельная работа детей.

(когда дети закончат работу, собирается картина, картина выставляется на мольберт)

Воспитатель: - Какая красивая у нас получилась картина. (уточняю у детей, что они изобразили) Вот только бабушка не сможет ее рассмотреть, потому что она плохо видит. Что же нам делать? (дети высказывают свои предположения, и приходят к выводу, что нужно рассказать про картину) 

План рассказа:

Воспитатель:- В начале, расскажем о море, затем расскажем о небе, а закончим рассказ, про песчаный берег.

Примерные вопросы по картине:

- Как можно назвать нашу картину?

- Что изображено на ней?  

- Что происходит на море?

- Что мы видим в небе?

- Кто отдыхает на берегу?

Воспитатель: - Ой, знаете, о чем я подумал, а как же бабушка услышит наш рассказ, ведь она очень далеко? Нам нужно, что то придумать! (дети высказывают свои предположения, и приходят к выводу, что нужно записать рассказ на телефон)

Примерный рассказ по картине.

На картине изображено синее теплое море, на котором, плавают белые корабли и купаются люди. В небе светит яркое солнце, и летают чайки. Морские волны накатываются на песчаный берег. А по берегу гуляют люди.

Приобретение навыков сотрудничества

Развитие мелкой моторики рук

Практическое освоение детьми способа работы с камнями и картиной, составление связного рассказа

 

II этап. Заключительный этап. Итог деятельности

Воспитатель: - Спасибо, вам ребята, за то, что помогли сделать картину для бабушки. Мне очень приятно, что вы пришли в мой музей и очень интересно узнать, что вам понравилось больше всего. (Обращаюсь к каждому ребенку с вопросом) Чем тебе сегодня понравилось заниматься? Что у тебя получилось лучше всего? Что бы ты захотел сделать еще раз? Где вы сегодня побывали?

 Воспитатель: - А вы знаете, какие скоро будут праздники? Я приготовил для вас подарки.

 (воспитатель раздает подарки, маленькие картинки из камней)

Развитие умений выражать собственное мнение о проделанной работе, проявлять эмоциональное отношение

Кошина Юлия Юрьевна, воспитатель, МАДОУ д/с № 78 города Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

КонспектОбразовательной деятельности в старшей группе по развитию речи«Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «В осеннем лесу»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи

Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Осень» с использованием мнемосхемы.Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Осень» посредством составления мнемотаблиц.З...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...