Открытый показ. Формы работы по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи

Колесникова Ирина Валерьевна

Материал будет полезен для воспитателей, специалистов ДОУ, родителей детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый показ.

Формы работы по развитию речи.

Подготовила учитель-логопед И. В. Колесникова

1. Артикуляционная гимнастика  и самомассаж со вспомогательными предметами.

 а) с чайными ложечками:

- Ложечка ставится ребром то к одному к уголку улыбающегося рта, то к другому, язык тянется к углублению ложечки (аналогично упражнению «Часики»).

- Ложечка ставится ребром то над верхней губой улыбающегося рта, то под нижней, язык тянется к углублению ложечки (аналогично упражнению «Качели»).

- Круговое растирание ложечкой вытянутых «хоботком» губ.

- Растирание ложечкой растянутых в улыбке губ.

- Постукивание ложечкой по поверхности языка. Рот широко открыт.

- Рисование на языке ребром ложечки линий (вдоль и поперек). Рот широко открыт.

- Точечные нажимы ложечкой на поверхность языка. Рот широко открыт.

б) с крупными бусинами на нитке:

- Натянутая горизонтально нить с бусиной находится на уровне рта ребенка. Передвигание бусины языком от одного края нитки к другому и обратно.

- Натянутая вертикально нить с бусиной находится перед ребенком. Поднятие бусины языком максимально вверх.

- Удержание бусины в чашечке языка.

2. Сопряженная гимнастика.

Ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов.

              РАДУГА

Гляньте, радуга над нами,

Над деревьями,

Над домами,

И над морем, над волной

И немножко надо мной.

Руки соединены над головой, язык «Горка»

Ладони вместе, в стороны ото рта, язык «Часики»

Руки в домике над головой, язык «Чашечка»

Руки сцеплены, делают волну, язык «Индюк»

Пальцы показывают вперед, назад, язык «Змейка»

      ГОРШОК

Под крышкой

Маленький горшок.

Открыли крышку,

Мышка - скок.

Руки показывают крышку, рот «Окошко»

Руки и язык в форме чашечки

Открывают руки, язык «Лошадка»

Пальцы показывают вперед, язык «Змейка»

3. Пальчиковая гимнастика  со вспомогательными предметами (грецкий орех, каштан, шишка и т.п.).

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

а) Перекладывание каштана из руки в руку и сильное сжимание его при этом.

                     

                              ОРЕХ

Если так Мишутка хочет сильным стать,

Надо этот орех сильно-сильно сжать.

Правая, левая, правая, левая,

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.

б) Перекатывание грецкого ореха поочередно в каждой руке, одновременно в обеих руках.

4. Степ-технология (логоритмика)

Помогает не только становлению и развитию речи, а еще и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль. 

Будем дружно мы шагать,

Чувство ритма развивать.

Так, так, так, так,

Ходят ноженьки вот так.

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и шаг назад,

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Очень трудно нам стоять

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Мы плечами чик-чик,

Раз – туда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Шаг на месте около

степ-платформы.

Ноги поочередно поднимаются

и спускаются с платформы.

Шаг влево, вправо.

Поднялись и спустились.

Отошли в сторону.

Хлопки по ногам.

Стойка на правой ноге,

руки в стороны.

Стойка на левой ноге,

руки в стороны.

Пожимание плечами.

Приставные шаги.

Поворот.

5. Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею.

Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 2-3 лет).

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — фо...

Формы работы по развитию речи (методика работы с детьми 3 -4 лет).

«Родное слово есть основавсякого умственного развитияи сокровищница всех знаний:с него начинается всякое понимание,через него проходит и к нему возвращается».К. Д. Ушинский...

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Презентация «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

laquo;Лэпбук – форма работы поразвитию речи детей» (из опыта работы)...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Конспект открытого показа ООД по теме " Развитие речи на музыкальных занятиях в 1-й младшей группе" - " В гостях у Мишки"

Цель:Развитие музыкально-речевых способностей и двигательных навыков в сочетании со словом и музыкой у детей 1-й младшей группы.Задачи:Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания.Обогащение и...