Социально-коммуникативное занятие "Ярмарка"
план-конспект занятия по развитию речи

Кармалина Оксана Юрьевна

Цели:

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_konkurs_raspechatat.docx689.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию.

                                       «Ярмарка»

Цели:

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам общества.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представление о понятии ярмарка. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки.

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на Ярмарке, этикой общения.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность.

Развивающие:

Развивать коммуникативные способности в жанре малого фольклора.

Способствовать развитию эмоционально-чувствительной среды детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей культуре,к своему народу и отечественным традициям.

Развивать патриотические чувства.

Словарная работа:

Дать понятие и закрепить слова – Бакалея, санный путь, зеваки, ярмарка, торги. 

Материалы и оборудование: 

Картинки  Ярмарки, фотографии русского-народного костюма, с детьми начали оформлять группу. В это входило вырезание флажков из цветной бумаги, развешивание своих поделок. Так же ,  для создания атмосферы, я нарисовала матрёшку и самовар.

Взаимодействие с семьёй:

Объединив усилия с семьёй был собран наглядный материал .Так же родителями была оказана помощь в выставке, собраны  платки, шали, деревянные  игрушки, ложки. Разносы  с росписью народных умельцев, прялки и веретено, шкатулки, разделочные доски.

Методы и приёмы:

Наглядный, словесный, игровой.

Орг. момент: ( выходят  два ребёнка на середину группы)

 2 ребёнка- зазывалы :

Добрый день, гости знатные и желанные

                                                       Люди добрые и молодые!

                                                       Милости просим к нам

      Сегодня принимаем гостей со всех волостей!

(Заходят в группу дети  в русских-народных  костюмах, проходят полукруг, и садятся на лавки.)

Восп-ль: Ребята, а куда  это мы с вами попали ? ( ответы детей).

А хотите я вам расскажу о русской Ярмарке?

-  Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, весёлые и грустные песни, шутливые потешки, задорные частушки.

Все эти виды народного творчества называются – Фольклор( народная мудрость).

Вот и сегодня на Ярмарке будем узнавать о народном творчестве, где испокон веков веселился, водил хороводы, пел песни, катался на каруселях удалой русский народ.

Ярмарки бывали несколько раз в году и там торговали всем и помногу. Если мука,- то мешками, если дрова, - то телегами. Продавали коров и свиней, домашнюю птицу. Торговали и мелкими отдельными товарами.

Зимняя Ярмарка начиналась в декабре, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? ( обсуждение с детьми). Собиралось огромное число народа. Были продавцы и …(покупатели), балаганщики

 ( артисты с куклами) и зеваки. А кто, по-вашему, зеваки?

Народ ходил на Ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться. На людей посмотреть и себя показать (хором). Поэтому одевали всё самое лучшее.

Ребёнок:             Мы на Ярмарке побудем

                             Что мы только не увидим!

                             Карусель с секретом там

                             Все расселись по местам.

                             Где остановка – там секрет

                             Загадки, потешки, песни, смех.

Восп-ль: Приглашаю вас всех покататься на карусели.

(дети берутся за ленточки и произносят Скороговорку) :

Закружилась карусель

Карусели, карусели

Замелькали сосны, ели

Закружилось всё вокруг

Звёзды в небе встали в круг

Быстро, быстро нас вертели

И кружили карусели.

(произнести несколько раз, ускоряя темп)

Восп-ль: А вот, и наша остановка. «Песенная»

Звучит русская-народная музыка «Комаринская». Вот о русских народных песнях мы и поговорим. Всегда русский народ любил песни, весёлые и грустные – они помогали работать и отдыхать. Отгадайте названия  и на каком инструменте играют! ( звучат «Балалайка», «Ложки», « Конфетки-бараночки», «Самовар»)

Дети прослушивают, дают ответы и находят предметы на ярмарке из песен.

Последняя звучит «Коробочка»

Выходят два Коробейника. (Арсений Н. и Степашка Ч)

Восп-ль:   Ну, показывайте, с каким товаром на ярмарку пожаловали! Выходят коробейники, с коробами.  (дети -3 человека) встают к прилавкам в торговые ряды.

Корбейник 1:           Глядите, не моргайте

                                  Рты не разевайте,

                                  Ворон не считайте

                                  Подешевле покупайте!        

Коробецник 2:      

                                У меня товары разные

                                Имеются ленты атласные

                                Игрушки деревянные, ложки музыкальные

                                А у вас что есть, чего в моем коробе нет?

1 ребёнок:           Кому пирожки?        

                             Горячие пирожки?

                             С пылу с жару

                             Гривенник за пару.

2 ребёнок:           Булавки, иголки

                             Стальные приколки

                               За один пучок

                               Плати пятачок!

Коробейник 1:      Покупатель, подходи

                               На товары погляди

                               Только рот не разевай,

                               А что мило покупай !

Коробейник 2:       Тары-бары – растобары

                                Есть хорошие товары

                                Мы не только разуважим

                                Чего нет, и то, покажем!

3 ребёнок:              Не товар, а сущий клад,

                                Разбирайте нарасхват!

Восп-ль: Ребята, а красота-то какая! Пойдём, посмотрим, да купим чего!

Ребята подходят, и за пословицу, поговорку или  стихотворение «покупают» понравившийся товар.  ( см. приложение).

Коробейник 1:           У меня товару много разного

                                    Есть платки и синие и красные

                                    Для кого выбираете платочек

                                    Для внучек или дочек?

                         ( дети проходят, смотрят товар)

Восп-ль:                     Хороши платочки.

                                    Пойду, примерю дочкам.

                                    Ну-ка,  дочки, выходите

                                    И с платочками спляшите!

                          ( Танец с платками)

Восп-ль:  А ешё, ребята, на Ярмарке водили медведя, народ забавляли и вселили ! Я вам предлагаю поиграть в подвижную игру , «Медведь и пчёлы» (объясняю правила).

Выходит Медведь с балалайкой, под музыкальное сопровождение «Калинка»

Медведь танцует, а дети собираются вокруг, и спрашивают: «Медведь, ты что ешь?»

-Малину, шишку, рыбу…Мёд! ( на последнее слово, ловит  детей пчёл).

 

Воспитатель: А сейчас послушайте еще одну загадку:

У нее на лбу рога для защиты от врага

А для нас она добрей, всех животных и зверей

Угощает нас такой замечательной едой.

От которой мы растем, как маслята под дождем!

Инсценировка «На рынке корову старик продавал»        

Восп-ль: Солнце на запад клонится

               Народ с ярмарки домой торопится

               Нагулялись уж с утра, с ярмарки домой пора.

Инсценировка                   «На рынке корову старик продавал»

Рассказчица: На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал.

Старик: Хоть многим моя коровенка нужна, но видно не нравится людям она.

1 покупатель: Хозяин, отдашь нам корову свою?

Старик: Продам, я давно с ней на рынке стою.

2 покупатель: Не много ли просишь, старик, за нее?

Старик: Да, где наживешься, вернуть бы своё.

1 покупатель: Уж, больно твоя коровенка худа.

Старик: Болеет проклятая, прямо беда!

2 покупатель: А много ль корова дает молока?

Старик: Да, мы молока не видали пока (покупатели махнули рукой и ушли).

Рассказчица: Весь день на базаре старик торговал, никто за корову цены не давал. Один паренек пожалел старика.

Паренек: Папаша, рука у тебя не легка, я возле коровы твоей постою, авось, продадим мы корову твою (въезжает богатый купец, останавливается возле коровы, с большим кошельком).

Рассказчица: Идет покупатель с большим кошельком и вот он торгуется уж с пареньком.

Купец: Корову продашь?

Паренек: Покупай, коль богат. Корова, гляди не корова, а клад!

Купец: Да, так ли, уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень толста, но хороший удой (корова вопросительно мычит). Купец достает кошелек, но подбегает старик, останавливается перед коровой.

Старик: Корову свою не продам никому, такая буренка нужна самому (обнимает корову).

Все вместе: Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец! (поклонились)

Итог занятия (рефлексия):

(приём незаконченного предложения)

Приглашаю всех детей к себе и организовываю итог.

Начинаю предложение, и предлагаю детям его продолжить.

( протягиваю руку , игра «Пирамида настроения»)

- Сегодня я узнал….

- Было интересно…

- Я понял, что …

- Я могу…

- У меня получилось…

- Я смог…

- Я попробую…

- Меня удивило…

- Мне захотелось…

Занятие закончено.

Приложение к конспекту.

Дразнилки:

1 реб    Девочка-капуша,

             Час жевала грушу,

             Два умывалась, три- одевалась

             Утром завтракать пошла

             Только к ужину пришла.

2 реб          Обзывай меня хоть год

                   Всё равно не пристаёт,

                   Обзывай меня хоть век,

                   Я хороший человек!

3 реб    Петя драться любит очень

             С ним играть никто не хочет.

             На  друзей не дуйся, брат

             Сам ты в этом виноват.

4 реб          Обзывайся, хоть охрипни,

                   Ничего ко мне не липнет

                   Обзывайся, обзывайся

                 Сдачи дам, не сомневайся!

5 реб     Обзывайся, обзывайся,

              Без друзей ты оставайся,

            Как ты обзываешься,

            В подружки набиваешься!

Стихи и поговорки для «покупки товара».

Данил А   Кто матрёшку сделал, я не знаю

               Но известно мне, что сотни лет

               Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

               Покоряет кукла белый свет

               Выступает гордо, величаво

              С удалой улыбкой на лице

              И летит за ней по белу свету слава

              О безвестном мастере-творце.

Степан Ч   Индя-индя-индючок

                Ты похож на сундучок.

                Сундучок не простой,

                Красный, белый, золотой.

Полина Л  Барашек-свисток,

                Левый рог-завиток,

                Правый рог-завиток.

                На груди – цветок.

Настя К     Солнце яркое встаёт

                Пришёл на ярмарку народ!

               А на ярмарке товары

               Продаются самовары,

               Продаются ложки, плошки

               И конфеты, и серёжки

              Покупают люди сушку,

             А на дивную игрушку

             Смотрят долго, не спеша,

            До чего же хороша!

Аня С         Богата и привольна Родина моя,

                 И промыслом народным славится она.

                 Есть Тула, Гжель и Суздаль,

                 И Павловский Посад,

                Загорская матрёшка,

                И хохломской наряд.

                По всей России-матушке,

               Куда не бросишь взгляд

               Народные умельцы

               С любовью мастерят.

Милена О   Я куплю себе свистульку

                  Буду трели выводить,

                  Мастеров из славной Дымки

                    Никогда нам не забыть.

Варя И      В Гжели делают посуду

                Сколько радости для глаз!

                Подрастают мастерицы

                Может быть, и среди нас!

Даша И     Любовались гости чудом

                Громко восхищались-

                Городецкой красотой

                 Сражённые остались.

Настя К      Наша утка крякала,

                 А Серёжа – якала.

                 Я – сумею, я – смогу, я – быстрее побегу.

                 Отдохни немножко

                 Якала  Серёжка.

Пословицы и поговорки (метод незаконченного предложения)

Воспитатель начинает пословицу, дети заканчивают.

Человек без друзей,…Что дерево без корней.

Крепкую дружбу…и топором не разрубить.

Скучен день до вечера…, коли делать нечего.

Молодому всё просто…- старому всё тяжело.

Длинная нитка-ленивая девка…короткая - работящая.

Красна птица перьями…, а человек умением.

У работящего в руках дело…огнём горит.

Дело мастера…боится.

Хочешь есть калачи.., не сиди на печи.

Делу время…- потехе час.

Труд человека кормит.., а лень портит.

Терпенье и труд…всё перетрут.

Глаза боятся.., а руки делают.

Запевай.., а работу знай.

Добрая работа…- мастера хвалит.

Без труда- не выловишь … и рыбку из пруда.

Без труда…- нет плода.

Что посеешь…, то пожнёшь.

Грамоте учиться… всегда пригодится.

Любишь кататься…- люби и саночки возить.

Поспешишь…- людей насмешишь.        

Добрая пословица… к слову молвится.

                                Конспект занятия

  по социально-коммуникативному развитию

                           

                                                                  Выполнила:

                                                                  воспитатель МБОУ «ООШ № 4»

                                                                  д/г «Незабудка»

                                                                  Кармалина Оксана Юрьевна.

                                       г. Топки  2018 год.

 

                                          Самоанализ занятия по социально-коммуникативному развитию

                                                        «Ярмарка»

Цели:

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам общества.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить представление о понятии ярмарка.

Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки.

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на Ярмарке, этикой общения.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность.

2.  Развивающие:

Развивать коммуникативные способности в жанре малого фольклора.

Способствовать развитию эмоционально-чувствительной среды детей.

3.  Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей культуре, к своему народу и отечественным традициям.

Развивать патриотические чувства

Цели и задачи соответствуют программе, возрастным особенностям и уровню развития детей.

На  организационном этапе,  для создания необходимого условия мотивирования детей на активное включение в игровую деятельность, заинтересовали воспитанников и гостей,  выход двух Зазывал на ярмарку. Считаю, что выбор данного приёма способствовал  мотивации детей. Дети  проявили познавательный интерес и активность.

В ходе образовательной деятельности  своевременно проведена динамическая пауза.

 На занятии обучение  строила как увлекательную проблемно-игровую  ситуацию. Побывали на русской  ярмарке. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысило речевую активность и сохранило интерес на протяжении всего занятия.  Дети взаимодействовали между собой в процессе всех частей занятия, такие как: карусель, торги, дразнилки, подвижная игра, танец с платками, инсценировка сказки.

 Все этапы занятия были взаимосвязаны, подчинены заданной теме и целям . Смена вида деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость. Дети активно переключались со словесных игр на драматизацию сказки. На протяжении всей деятельности была  использована музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.  (В начале занятия,  дети узнавали русские-народные песни и игру на музыкальных инструментах -   в начале  сказки, перед словами рассказчицы, была использована  сказочная музыка, на  выход каждого героя было своё сопровождение).

     Анализируя деятельность детей хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы, использовали имеющиеся знания и умения. Были заинтересованы, внимательны, организованы.

    При индивидуальной работе следила за речью, оказывала помощь при выступлении и чтении стихов.

   Подведение итогов или обсуждение результатов, был проведён в игровой форме  -«Незаконченное предложение», эта форма рефлексии объединила детей, способствовало высказыванию своего мнения в предложенной игре. Особенно  понравился и запомнился сюрпризный момент – сладкий подарок в виде петушка.

   Считаю, что  поставленные программные задачи в ходе занятия решены. По опросу детей, после занятия, было выявлено, что им всё понравилось, и в своей игровой деятельности они продолжают играть в Ярмарку.

                     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по социально-коммуникативному развитию "Как звери к зиме готовились" (с использованием информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий)

Цель: Продолжать формировать представления детей о поведении диких животных в разное время года; воспитывать экологическую культуру через наблюдения и экспериментальную деятельность. Задачи:·...

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».

Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...