Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи"В гостях у сказки"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    КурзаковаОльгаНиколаевна

    Развивать речь детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gostyah_u_skazki.doc66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у сказки».

    Цель: Развитие речи детей через сочинение детьми сказок по образцу народных волшебных сказок.

     Задачи:

    Образовательные:

    • Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки. Составлять свой вариант окончания сказки.

    Развивающие:

    • продолжать развивать познавательные способности: связную речь, концентрацию внимания, логическое мышление и интонационную выразительность.

    Воспитательные:

    • продолжать  воспитывать умение общаться друг с другом, прилагать усилия для преодоления трудностей; развивать интерес детей  к русскому народному творчеству.

    Методы и приёмы

    Наглядные  (показ, демонстрация)

    Словесные  (беседа, вопрос – ответ)

    Игровые       (игра – путешествие)

    Материал: сундучок, картинки с изображением добрых героев из сказок: Красная шапочка, Мальвина, доктор Айболит, Снегурочка, Буратино и картинки с изображением злых героев из сказок: Бармалей, Карабас-барабас, Снежная королева, Змей-горыныч, Баба-яга.

    Картинки с изображением волшебных вещей: сапоги-скороходы, зеркало, шапка-невидимка, волшебный цветок.

    Аудиозаписи с волшебной музыкой.

    Предварительная работа: Чтение волшебных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Беседы по темам: «Что такое сказка?», «Какие бывают сказки?», «Как называются части сказки?».

    Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:

    I. Введение в ситуацию.

     - Ребята! К нам прилетел воздушный  шарик с письмом! Жителям одного волшебного Царства – государства срочно требуется ваша помощь!

    Вопросы детей.

    Воспитатель: Жители этой сказочной страны не могут жить без сказок, а их сказочник крепко спит, и разбудить его может только новая сказка, которую вы сочините.

    II. Актуализация имеющихся знаний.

    Воспитатель: Вы хотите помочь жителям этого царства- государства?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Что мы можем сделать?

    Ответы детей.

    В зависимости от ответов детей, воспитатель напоминает, что нам нужны волшебные предметы.

    III. Затруднение ситуации.

    Воспитатель: Спросите у меня! Дети формулируют запрос на информацию.

    Звучит сказочная  музыка.

    Воспитатель: Давайте закроем глаза, 1, 2, 3 в сказку двери отвори! Вот мы и в сказочном царстве - государстве! Я стала сказочницей, а вы маленькими сочинителями сказок.

    IV. Включение способа действия в систему знаний и умений ребёнка.  

    Воспитатель: Мои милые сказочники, мы находимся в стране добрых героев. Как вы думаете, кто там живёт?

    Ответы детей.

    Воспитатель:  А про кого из добрых героев вы бы хотели сочинить сказку?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять сказку про Мальвину.

    Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, чтобы сказка не растерялась, мы все слова будем в него складывать.

    Воспитатель: А какой зачин будет у нашей сказки?

    Дети: В некотором царстве, в некотором государстве. Жила была Мальвина.

    За высокими горами и за синими морями жила была Мальвина.

    Воспитатель: Давайте в наш сундучок мы положим такой зачин: «В одной стране жила девочка, звали её Мальвина. А теперь нужно рассказать, где она жила, в каком доме, что у неё в доме было?

    Ответы детей: Жила Мальвина в большом доме, в комнате стоял круглый стол, а рядом стулья. Пила и ела она  из деревянной посуды.

    Воспитатель: Отлично придумали! И эти слова мы положим в наш сундучок.

    Воспитатель: А как вы думаете, были,  у неё друзья?

    Ответы детей: Да. У нее был друг, щенок и звали его Дружок.

    Воспитатель: А как они дружили?

    Ответы детей: Они вместе гуляли, играли на лужайке.

    Воспитатель: Очень интересно. Все ваши слова мы положим в сундучок.

    Воспитатель: А знаете, решила однажды Мальвина отправиться в далёкое путешествие со своим другом . Как вы думаете, куда могла отправиться Мальвина?

    Ответы детей:

    Мальвина отправилась в город Краснодар, посмотреть музеи и  побывать на катке, покататься на каруселях.  

    Воспитатель: Мне понравилось, все варианты ответов мы положим их в наш сундучок.

    Воспитатель: Но на пути Мальвину подстерегали разные преграды.

    Звучит музыка.

    Физкультурная минутка:

    Сначала появились камни на пути – ни проехать , ни пройти.

    (Дети идут высоко поднимая ноги).

    Потом вдруг откуда ни возьмись – лес дремучий до небес.

    (Дети высоко поднимают руки, встают на носочки).

    Деревья в лесу могучие.Каждое дерево в три обхвата.

    (Дети широко расставляют руки).

    Мальвине мы поможем и раздвинем ветки деревьев.

    Музыка выключается.

    Воспитатель: Как только она вышла из леса, как перед ней появился город, в котором жили злые герои из разных сказок. Давайте с вами вспомним, какие герои могут жить в этом городе?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Давайте подумаем, какого героя мы выберем для нашей сказки?

    Ответы детей:

    Воспитатель: Хорошо. Давайте в сундучок  для нашей сказки мы положим Снежную королеву.

    Посмотрите, какая она? (изображение снежной королевы).

    Ответы детей:

    Воспитатель: Как только Мальвина зашла в город, Снежная Королева схватила её и унесла к себе во дворец. Но щенок почувствовал беду, и отправился выручать Мальвину. Щенок отправился в город волшебных вещей. А вот и город, где живут волшебные  вещи. Посмотрите, сколько их. Назовите.

    Ответы детей:

    Сапоги – скороходы, зеркало, шапка – невидимка, волшебный цветок.

    (показ иллюстраций)

    Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмём, чтобы спасти  Мальвину?

    Ответы детей: Давайте возьмём волшебный цветок. (показ). Если щенок подарит Снежной Королеве волшебный цветок холодное сердце её растает и она отпустит Мальвину и будет доброй.

    Воспитатель: Мне понравилось, какое решение проблемы нашла Даша. А теперь, мы откроем сундучок и посмотрим, какая же у нас получилась сказка.

    Воспитатель рассказывает детям сказку.

    Воспитатель: Вам понравилась сказка?

    Ответы детей: Интересная, волшебная сказка.

    Воспитатель: Давайте вспомним, что в каждой сказке есть зачин, середина и конец. А чего нет в нашей сказке?

    Ответы детей: В нашей сказке нет конца.

    Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?

    Дети придумывают конец сказки: «Щенок взял волшебный цветок, и отправился в Ледовый дворец к Снежной королеве. Когда королева получила волшебный цветок , ледяное сердце её растаяло и она отпустила Мальвину и попросила  прощения, все её простили.

    Воспитатель: Вы сегодня просто герои!

    Волшебный шарик с новой сказкой полетит в то царство – государство и эта сказка обязательно поможет разбудить спящего сказочника.

    А теперь, нам пора возвращаться в детский сад.

    Звучит музыка.

    1, 2, 3 сказка в садик нас веди.

    V. Итог. ( Рефлексия)

    Вам понравилось путешествие?

    Как вы думаете, мы смогли помочь разбудить сказочника?

    С чем вы легко справились?

    А что было трудным заданием?

    Как вы считаете, все справились с заданием?

    Всем понравилось быть сказочниками. Все молодцы!

                    


    Дети:   Это что – то волшебное, необычное, понарошку, чего в жизни не бывает.

    Воспитатель:     Да, правильно вы сказали что в сказках всё необычно.

    А знаете, ребята, сказки бывают разные: бытовые, сказки о животных и

    волшебные. Скажите, волшебные сказки  - какие ?

    Дети:   Это сказки, в которых происходит волшебство. В них бывают разные превращения.

    Восиптатель:   Правильно , ребята, молодцы. Вот сегодня мы свами и будем сочинять волшебную сказку. В каждой сказке есть начало, середина и конец. Начало в сказках называют « зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины  бывают разные. Какие вы знаете зачины?

    Дети:   Жили – были,  в некотором царстве, в некотором государстве,

    За морями, за лесами, за высокими горами…

    Воспитатель: Ребята, а кто сочиняет сказки?

    Дети:  Поэты, писатели и народ.

    Воспитатель: Правильно. Вам  наверное , тоже очень хочется сочинить свою сказку?

    Дети: да.

    Звучит волшебная музыка.

    Воспитатель:  Давайте закроем глаза., 1 , 2 , 3  сказка двери отвори!

    Вот и произошло волшебство. Я стала сказочницей, а вы моими помощниками, сочинителями сказок. Ребята, посмотрите у меня в руке волшебная шкатулка. Чтобы наша сказка не растерялась, мы все слова будем

    в неё складывать.  Ребята, а чтобы начать сочинять  сказку, мы должны выбрать героя, про которого будет наша сказка.

    Посмотрите,  а вот и город добрых героев. Кто живёт в это городе?

    Дети:  Дед мороз, Кот в сапогах, Золушка, Алёнушка.

    Воспитатель: А про кого бы вы хотели сочинить сказку? (спросить 3детей).

    Дети: Я бы хотел про  Кота в сапогах, я про Деда мороза, а я про Алёнушку.

    Воспитатель: Ну хорошо, будем сочинять нашу сказку про Алёнушку. А какой

    Зачин будет у нашей сказки?

    Дети:  Жила – была Алёнушка,  в некотором царстве, в некотором государстве жила Алёнушка.  Воспитатель:   Давайте в нашу волшебную шкатулочку мы положим такой зачин: « В одной деревне жила девочка, её звали Алёнушка». А теперь ребята, нам нужно рассказать, где она жила, в

    каком доме, что у неё в доме было?

    Дети:  Жила Алёнушка в деревянном доме, в комнате стоял деревянный стол, а рядом со столом деревянные лавки. Ела она из  тоже деревянной посуды:ложки, чашки, кружки были деревянные.

    Воспитатель: Очень хорошо,Все эти слова мы тоже положим в нашу шкатулку. А как вы думаете, был ли у неё друг?

    Дети: Да , у неё был друг , котёнок, щенок, зайчик.

    Воспитатель:  Итак, у неё был друг щенок и звали его Дружок.А как они дружили?

    Дети: Они вместе гуляли, Алёнушка играла со своим другом, они ходили друг другу в гости.

    Воспитатель: Очень интересно. Все ваши слова мы положим в шкатулку.А

    знаете ребята, однажды Алёнушка решила отправиться в путешествие. Ведь она жила в деревне, ничего не видела и поэтому хотела посмотреть большие

    города, горы, моря и т. д. А как вы думаете, куда могла отправиться Алёнушка?

    Дети: Она отправилась в город Самара, посмотреть   нашу   красавицу  Волгу, горы и т. д.

    Воспитатель: Да, ребята, вы молодцы.Очень много вариантов придумали,

    все мы их положим  в  нашу  шкатулку.  Но на пути нашу Алёнушку подстерегали  разные преграды.  Долго ли коротко ли  шла  наша  А лёнушка,

    вдруг кто  - то стал ей вредить.

    Звучит музыка.

    Физминутка: Сначала появились камни на пути – ни проехать, ни пройти. Как же мы сможем помочь нашей Алёнушке? Может мы вместе с ней  пре

    одолеем все преграды ? (дети идут высоко поднимая ноги )

    Потом вдруг, откуда  ни возьмись – лес дремучий до небес (дети высоко

    Поднимают руки, встают на носочки) Деревья  в лесу могучие.Каждое дерево в три обхвата. (дети широко расс тавляют руки). Но мы поможем Алёнушке.

    Мы раздвинем ветки деревьев. (дети разводят руки в стороны). И наша Алёнушка выйдет из густого леса.

    Музыка выключается.

    И только она вышла из леса, как прямо перед ней появился город злых героев.

    Ребята, кто живёт в этом городе?

    Дети: Злой волк, баба –яга, кощей бессмертный.

    Воспитатель: Давайте подумаем какого героя мы выберем для нашей сказки? Дети: Я хочу баба – ягу, я выбрал бы волка, а я хочу  Кощея Бессмертного.

    Воспитатель: Хорошо. Давайте в нашу шкатулочку для нашей сказки мы

    Положим Баба – Ягу – костяную ногу. Посмотрите на неё какая она? (картинка бабы –яги).

    Дети: Очень злая. Баба –Яга страшная,  зубастая, вредная.

     Воспитатель: Как только наша Алёнушка зашла в город , Баба –Яга схватила

    её и унесла к себе. Но сердце друга почуяло беду, и он отправился выручать

    её. Но для того, чтобы справиться с Бабой Ягой,  ему нужна была волшебная

    вещь. Дружок отправился в город волшебных вещей. А вот и город, где живут волшебные вещи. Посмотрите сколько их. Назовите.

    Дети: Это волшебная дудочка, а вот скатерть – самобранка, а это волшебный

    Цветошку?. (показ )

    Воспитатель: Какую волшебную вещь мы возьмём, чтобы выручить Алёнушку?

    Дети: А давайте возьмём  волшебный цветок. (показ)

    Воспитатель: Ребята, Баба –Яга никогда не получала в подарок цветов. Мне

     кажется, если Дружок подарит его ей, она сразу станет доброй и отпустит

    Алёнушку. Вы со мной согласны?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А теперь мы откроем шкатулочку и посмотрим , какая же у нас

    получилась  сказка.

    Воспитатель рассказывает детям сказку.

    Воспитатель: Понравилась вам сказка? Интересная?

    Дети: Да интересная, много в ней приключений, волшебная сказка.

    Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, что в каждой сказке есть

    зачин, середина и конец. А чего же нет в нашей сказке?

    Дети: В нашей сказке нет конца.

    Воспитатель: Какой конец мы придумаем для нашей сказки?

    Воспитатель предлагает 2 -3 детям придумать конец сказки.Хвалит за творчество.

    Воспитатель:  А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

    Свою шкатулочку мы возьмём с собой. Эта сказка у нас была первая,

    Но мы ещё много сказок сочиним, и все они будут жить в нашей шкатулочке. Звучит музыка.

    1, 2, 3 сказка в садик нас веди. Ребята, как всё же интересно сочинять свою сказку. Я думаю, что вам всем понравилось быть сказочниками. Все дети

    Большие молодцы.

    Сказка:

    В одной деревне жила девочка, а звали её Алёнушка. Жила она в деревянном доме.

    В комнате у неё было всё из дерева: стол, лавки, кровать, даже посуда вся была из дерева. Алёнушка была очень красивая, добрая, ласковая и трудолюбивая.Она мыла полы, готовила обеды, стирала бельё. Алёнушка очень любила читать, рисовать, петь песни и танцевать.У неё был друг – звали его Дружок. Они вместе гуляли, играли в разные игры.Алёнушка читала ему сказки.Однажды Алёнушка  от правилась в путешествие, но на пути её подстерегали разные неожиданности –преграды.Сначала появились камни на пути, ни проехать, ни пройти.Потом вдруг, откуда ни возьмись лес дремучий до небес.

    Но наша Алёнушка преодолела все эти препятствия . И  только она вышла из леса, перед ней встал город. А в этом городе жили злые герои . Баба – Яга увидела Алёнушку,схватила

    её и унесла к себе. Сердце Дружка почуяло, что Алёнушкиться в беде, и он отправился на помощь. Но для того чтобы справиться с  Бабой – Ягой, ему нужна была волшебная вещь .

    Дружок отправился в город волшебных вещей и там взял волшебный цветок. Пришёл  Дружок к Бабе Яге, подарил ей цветок, она сразу  стала добрая и отпустила Алёнушку.

    Попросила у них прощение, и они её простили.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "В гости к мышкам" (1 мл. группа)

    Музыкальное развлечение для детей 2-3 лет (1 мл. группа), цель которого - развитие музыкально-художественных способностей, развитие игровой деятельности и общее внимание детей....

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей раннего возраста Тема: «В гостях у бабушки в деревне» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

    Конспект образовательной деятельности  по развитию речи для детей раннего возрастаТема: «В гостях у бабушки в деревне» Воспитатель: Койносова Елена СтаниславовнаГород Кропоткин МАДОУ Ц...

    Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы. В гости к русской народной сказке «Заюшкина избушка»

    Авторский конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы.В гости  к  русской народной сказке «Заюшкина избушка»Образовательная область: речевое развитиеВид д...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи "В гости к сказкам"

    Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста по развитию речи...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по связной речи "В гостях у сказки"

    Данный конспект можно использовать как для проведения занятия, так и для организации досуга детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «В гости к Сказке» для детей среднего возраста

    -Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному чтению русских народных сказок; обыгрывание сказки «Три медведя» с помощью дидактической игры; складывание пазлов по сказкам...