Главные вкладки

    Конспект НОД для детей старшей группы по пересказу сказки " Лиса и журавль"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Мороз Виктория Сергеевна
    Конспект рассчитан для детей старшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл po_pereskazu.docx18.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия НОД по пересказу по сказке

     «Лиса и журавль» для старшей группы.

      Цель: учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

    Оборудование: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В.Лосина).

    Вводная беседа и словарная работа: уточняются значения слов званый пир, окрошка, стряпать, потчевать, кум, кума.

    Ход занятия:

       Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали - еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей называли кум, кума.

    Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

    Первое чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

    «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

     Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:

    -        Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

    Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.

    -        Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

    Журавль стук-стук носом по тарелке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.

    • Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
    • Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.

    На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не  достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)

    Поел и говорит:

    -        Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

    4. После эмоциональной паузы логопед спрашивает:

    -        Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? Как сказано в сказке? Словарная работа: врозь(разошлись, дружба кончилась и т.п.).

    Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием дополнения детьми отдельных слов и выражений, содержащие персонажи, важные смысловые моменты, особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).

    Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.

    Воспитатель вновь обращает внимание на картинки.

    • Кто подружился? (иллюстрация)
    • Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
    • А какая лиса? Какой у нее нос?
    • Для чего Лиса пригласила Журавля? (иллюстрация)
    • Она действительно хотела его угостить?
    • Куда положила Лиса кашу?
    • Почему Журавль не мог есть кашу?
    • Как ела кашу Лиса?
    • Для чего Журавль пригласил Лису? (иллюстрация)
    • Что наготовил Журавль?
    • Во что он налил окрошку?
    • Какой был кувшин?
    • Почему Лиса не могла есть окрошку?
    • Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
    • Можно сказать, что они были друзьями?
    • Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (иллюстрация)
    • Почему закончилась их дружба?

    Динамическая пауза.

    Дети изображают, как Лиса варит кашу, помешивает её, лижет, а Журавль стучит носом по тарелке. Журавль режет овощи для окрошки.

    Языковой разбор текста сказки.

    Упражнение-игра «Кто лучше запомнил?» на сравнение внешнего вида героев, припоминание эпитетов, образных выражений и других языковых средств сказки:

    • У журавля какие ноги? А у лисы?
    • У журавля какой клюв? А у лисы какой нос?
    • Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
    • А лиса? (лижет)
    • Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
    • Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)

                       На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)

    • Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
    • Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)

    Заключительная беседа

    Почему дружба у журавля и лисы с тех пор врозь?

    В народе говорится: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу?

    Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?

         Итоги. Поощряется сохранение выражений из текста сказки, точность и выразительность передачи диалогов, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку»

    Данное занятие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального и сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений....

    Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

    Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

    Конспект занятия для детей старшей группы Тема « Пересказ сказки «Козлята и Волк»

    Конспект занятия  для детей старшей  группыТема « Пересказ сказки  «Козлята и Волк»...

    НОД по развитию речи в старшей группе пересказ сказки "Лиса и журавль"

    Конспект НОД по развитию речи в старшей  группе пересказ сказки «Лиса и журавль». Воспитатель: Посполитаки А.М. МКДОУ "Д/С №35"Программное содержание:1)  учить дет...

    Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»

    Викторина на знание дошкольниками сказок. Развитие честного соперничества. Формирование устойчивого интереса к художественной литературе.  С помощью такого метода работы можно проанализировать ст...