Конспект НОД для детей старшей группы по пересказу сказки " Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мороз Виктория Сергеевна
Конспект рассчитан для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_pereskazu.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД по пересказу по сказке

 «Лиса и журавль» для старшей группы.

  Цель: учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин, продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания, совершенствовать навыки диалогической речи, умение передавать диалог действующих лиц, развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Оборудование: серия картин к сказке (4 иллюстрации худ. В.Лосина).

Вводная беседа и словарная работа: уточняются значения слов званый пир, окрошка, стряпать, потчевать, кум, кума.

Ход занятия:

   Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали - еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей называли кум, кума.

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Первое чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

«ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

 Подружилась Лиса и Журавлем и пригласила его к себе в гости:

-        Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет Журавль на званый пир. А Лиса наварила каши и размазала её по тарелке.

-        Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет, так все сама и съела.

  • Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем!
  • Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости, - отвечает Журавль.

На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки и налил её в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лизнет его, и понюхает, а все ничего не  достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных лапах и длинным клювом окрошку таскает, (клюёт)

Поел и говорит:

-        Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем! С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

4. После эмоциональной паузы логопед спрашивает:

-        Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? Как сказано в сказке? Словарная работа: врозь(разошлись, дружба кончилась и т.п.).

Повторное чтение сказки с установкой на последующий разбор. Используется прием дополнения детьми отдельных слов и выражений, содержащие персонажи, важные смысловые моменты, особенности лексики сказки (подчеркнуты в тексте).

Разбор содержания по вопросам с использованием иллюстраций.

Воспитатель вновь обращает внимание на картинки.

  • Кто подружился? (иллюстрация)
  • Какой журавль? Какие у него ноги? Какой у него клюв?
  • А какая лиса? Какой у нее нос?
  • Для чего Лиса пригласила Журавля? (иллюстрация)
  • Она действительно хотела его угостить?
  • Куда положила Лиса кашу?
  • Почему Журавль не мог есть кашу?
  • Как ела кашу Лиса?
  • Для чего Журавль пригласил Лису? (иллюстрация)
  • Что наготовил Журавль?
  • Во что он налил окрошку?
  • Какой был кувшин?
  • Почему Лиса не могла есть окрошку?
  • Как Журавль ел окрошку? Что ему помогало?
  • Можно сказать, что они были друзьями?
  • Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (иллюстрация)
  • Почему закончилась их дружба?

Динамическая пауза.

Дети изображают, как Лиса варит кашу, помешивает её, лижет, а Журавль стучит носом по тарелке. Журавль режет овощи для окрошки.

Языковой разбор текста сказки.

Упражнение-игра «Кто лучше запомнил?» на сравнение внешнего вида героев, припоминание эпитетов, образных выражений и других языковых средств сказки:

  • У журавля какие ноги? А у лисы?
  • У журавля какой клюв? А у лисы какой нос?
  • Журавль как ест клювом? (клюёт стук-стук)
  • А лиса? (лижет)
  • Как называла лиса журавля? (куманёк,голубчик, дорогой)
  • Как журавль называл лису? (Лисонька, кумушка)

                   На какой обед пригласила лиса журавля? Как он назван в сказке? (званый)

  • Как в сказке лиса говорит, что готовила? (стряпала)
  • Как в сказке называется слово угощать? (потчевать)

Заключительная беседа

Почему дружба у журавля и лисы с тех пор врозь?

В народе говорится: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы понимаете эту пословицу?

Какие ещё знаете пословицы и поговорки про дружбу?

     Итоги. Поощряется сохранение выражений из текста сказки, точность и выразительность передачи диалогов, а также плавность, непрерывность, смысловая точность пересказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку»

Данное занятие направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального и сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений....

Конспект занятия для детей старшей группы Тема « Пересказ сказки «Козлята и Волк»

Конспект занятия  для детей старшей  группыТема « Пересказ сказки  «Козлята и Волк»...

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»

Викторина на знание дошкольниками сказок. Развитие честного соперничества. Формирование устойчивого интереса к художественной литературе.  С помощью такого метода работы можно проанализировать ст...