НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Самбуу Алдынай Болатовна

Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи через дидактические игры

в подготовительной группе на тему «Моя семья»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие,  художественно – эстетическое.

Цель: Формировать представления о семье и  родственных отношениях.

Задачи:

Обучающие:  расширять знания и представления детей о семье, знание своей фамилии, имени родителей; Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье по фотографиям. Закреплять представления о родственных связях; активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью  и обозначающими качества личности человека.

Развивающие: развивать у детей  умение правильно отвечать на поставленные вопросы, формировать  навыки  применения диалогической и монологической речи.

Воспитательные:  воспитывать уважение к членам своей семьи родным и близким, воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, развивать чувство гордости за свою семью.

Предварительная работа:

Психологическая игра  «Здравствуй», беседа на тему: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», «Шкатулка  с волшебными словами»,  стихи о семье; дидактические игры: «Сравни - кто старше? Кто младше?», физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».

 «Четвертый лишний», Игра «Радость или огорчение?», фотогалерея составление рассказов о своей семье.

 Оборудование и материалы:

Презентация «Моя семья». Шкатулка, сердечки из картона, кружочки: красный и черный;

Фотоальбом с семейными фотографиями детей; рисунки на тему «Моя семья».  

Словарная работа:  семья, родственники, дочь, сын, внучка, внук, дедушка, бабушка, брат, сестра.

Методы и приемы:  

Игровые: сюрпризный момент, дидактическая игра.

Практические:  составление небольших рассказов о своей семье

Словесные: вопросы, художественное слово, стихи.

Наглядные:  презентация, рисунки, рассматривание фотографий.

Ход занятия

I – Организационный момент.

Психологическая игра  «Здравствуй»

Цель: создать доброжелательный психологический климат.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю +
Всех я вас приветствую!

                                           (Показываю 1слайд с семьей)

-Как вы думаете, кто изображен на картинке? (семья)

-Как может папа сказать о себе?

- Я папа, Я мама, Я дедушка, Я бабушка, Я брат, Я сестренка, Я.

Сколько я вы насчитали на картинке?

(2 слайд с шарадой)

- 7 я, какое слово получилось?  (семья).

В - Скажите, что такое семья? (ответы детей) – Семья – это дом.

Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети. Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.

 II – Основная часть

Воспитатель: - У каждого из вас тоже есть семья, но все семьи  разные, непохожие друг на друга. Посмотрите на экран. (Слайды3-7) Одни семьи – музыкальные, другие спортивные. Бывают дружные, трудолюбивые семьи. Большая Семья.  (На экране семейные фотографии)  

А какая семья у вас?

Сюрпризный момент:

- Ребята, посмотрите у меня волшебная шкатулка, которая поможет вам рассказать о своей семье.

Дидактическая игра «Шкатулка  с волшебными словами».

В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. Это будут добрые слова о семье. У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить сердечко и сказать доброе слово о своей семье ( беру сердечко и кладу со словами в шкатулку.

Воспитатель:  «Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим все вместе трудиться».  Подойдите к столу и возьмите каждый по 1 сердечку ( дети встают в круг).

 (Берёт сердечко и кладёт его в шкатулку.  Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье: (дружная, весёлая, танцевальная, красивая, спортивная, трудолюбивая, большая, любящая, заботливая, радостная, счастливая,  хозяйственная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная,  веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая).                                                                              

Воспитатель: - Вот и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них.

Предлагаю, ребята пройти на стульчики и послушать стихи, которые приготовили дети.

Стихотворение детей:

1 реб Валя «Дружная семья»

У нас большая дружная семья

Сестренка, мама, папа, брат и я.

Бабули и дедули приезжают

И нас на лето в гости приглашают.

 И весело, и шумно, и тепло

В большой семье всем от любви светло!

Мы вместе делаем дела и отдыхаем,

Зовем гостей и праздники встречаем

 Какая радость, когда есть семья!

Сестренка, мама, папа, брат и я.

2.реб Дамир «Папа»

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой.

3. ребСайлан «Мама»

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.

4.реб Ангелина  «Папу с мамой берегу»

Папа жалуется: «Что-то утомляюсь от работы… »

Мама тоже: «Устаю, на ногах едва стою… »

Я беру у папы веник – я ведь тоже не бездельник,

После ужина посуду, сам помою, не забуду,

Папу с мамой берегу, я же сильный, я смогу!

- О ком вы услышали стихи?

Предлагаю поиграть в игру:

Дидактическая игра «Сравни - кто старше? Кто младше?»  (картинки на мониторе слайды 8-12)

Папа - дедушка: /Дедушка старше, а папа младше/;

 Мама - бабушка: /Бабушка старше, а мама младше/;

 Дедушка - внук; /Дедушка старше, а внук младше/;

 Бабушка - внучка; /Бабушка старше, а внучка младше/;

 Брат - сестренка; /Брат старше, а сестренка младше/.

Ребята, папа, мама и дети - это ваша маленькая семья. Но у вас есть и большая семья. Как вы думаете, кто в нее входит?

 Дети: бабушка, дедушка, прадедушка, прабабушка, тетя, дядя и т. д.

Поощряю детей ( замечательно, хорошо, прекрасно, отлично)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру

 « Кто живет у нас в квартире?

(Физкультминутка)» 

Кто живет у нас в квартире? 1234( хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире ( шагаем на месте)

1, 2, 3, 4, 5 (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

- Папа!, Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка (наклоны вправо и влево)

Деда, бабушка и я, вот и вся моя семья!

Молодцы, отдохнули немного. Дети стоя слушают и выполняют задание.

 Слушайте внимательно такое Задание: определите, кто из этих людей не является родственником? 

 

Дидактическая  игра «Четвертый лишний». 

-Мама, соседка, бабушка, сестра.

-Бабушка, подруга, сестра, мама.

-Сестра, продавец, бабушка, брат.

-Дворник, брат, папа, дедушка.

-Дедушка, папа, водитель, отец.

Замечательно справились.

(Дети садятся в кружок на коврик) 

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем в Игру «Радость или огорчение? »

Воспитатель: Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

• Вы съели на завтрак всю кашу

• Вы подрались с другом

• Разбросали по комнате все игрушки

• Помогли маме вымыть посуду

• Нагрубили бабушке

• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок

• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»

• Порвали новую книжку

• Хорошо вели себя в детском саду

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

III Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас, я вас приглашаю в фотогалерею. Многие из вас принесли фотографии своей семьи. Нашим гостям очень интересно послушать рассказы о вашей семье.

Рассказы детей о своей семье ( 2-3 рассказа).

И так,  вспомним,  что такое семья? (Слайд 13)

Дети говорят все вместе:

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Моя семья»

НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Моя семья»Программное содержание:- дать детям представление о семье как о «ячейке общества»;- учить понимать основы взаимоотношений с родит...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

Конспект отрытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие на передачу «Моя семья»

Задачи: формировать элементарные представления о родословной; закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях; совершенствовать умение рассказывать о членах семьи, употребляя в реч...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: "Моя семья"

Тема: Моя семья (подготовительная группа).Цель: формировать представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе.Задачи: 1. Уточнять и обогащать знания детей о семье. Обобщить представление:...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Моя семья»

Расширяем представление детей о семье как о людях, которые живут вместе. Воспитываем любовь к своей семье....