Комплект словесных игр (младшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Гришина Инна Вячеславовна

Словесные игры для младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

        

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Используя в своей педагогической деятельности словесные игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания сторон личности дошкольника.

Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Поиграть с малышом в детские словесные игры можно где угодно: дома, на прогулке, в транспорте, в поликлинике, по дороге в детский сад. Словесные игры необходимо использовать как часть занятия по развитию речи. Можно включать их в викторины, а также, как элемент развлечения, в детские праздники.

Логическое и абстрактное мышление у детей четвёртого года жизни ещё не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственного восприятия образов «здесь и сейчас». Однако и в этом возрасте возможны игры на основе речи. Взрослым необходимо лишь подобрать соответствующие возможностям детей задания, проявить свои творческие и артистические способности.

ЛАДУШКИ

Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладошки».

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки!

– Что ели? – Кашку!

– Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей: «У бабушки»; «Что ели?» – «Кашку»; «Что пили?» – «Бражку».

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

ПРО СОРОКУ

Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор –

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка –

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Воспитатель и дети «варят кашку» вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

КОЗА РОГАТАЯ

Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.

Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть.

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет –

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове «забодает» дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».

Слова:

«Пальчик-мальчик,

Где ты был?» –

«С этим братцем –

В лес ходил,

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел!»

Движения:

Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

«Какую песенку пел он с маленьким братцем?» – спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками).

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра:

 – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда

– Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора

– Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху

– Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно

– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки?» – спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы – «уточки», «гуси», «индюки». «Наши уточки с утра», – говорит воспитатель,» а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» и так далее.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

КОНЬ

Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру!.. – говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят «тпру…».

ПЕТУШОК

Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком». (Выбирают при помощи считалки петушка, ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку», как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов «детям спать не даешь» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку». Игра повторяется 3-4 раза.        

ХОХЛАТКА

Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. «Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому её и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику хохлатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

«Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» – вы все прибежите ко мне».

Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны. Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит: «Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!».

Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.

СОВА

Цель игры. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей:

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

Движения:

Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

ЗАИНЬКА

Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для младшей группы

Картотека словесных игр для малышей по всем видам деятельности...

Перспективный план проведения дидактических игр и словесных упражнений по формированию грамматического стоя речи детей во второй младшей группе

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, т.к. благодаря динамичности, эмоциональности проведения, заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять...

Словесные игры в группе младшего возраста

Конспект занятия Игра: Как вас зовут?      Дидактическая задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеские отношения, культуру поведения....

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....

комплект методических разработок для младшей группы ЦТНР

комплект метод разработок для младшей группы...

Занятие на тему «Прогулка по дням творения. Вода» для воспитанников младшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Задачи:Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. Вспомнить, что создал Бог в первый и во второй день. Рассказать о том, что Бог сотворил в третий день.Развитие ...

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (3+)

Комплект образовательных пособий «Увлекательная математика» представляет собой набор пособий и игр, который   предназначен для индивидуальной и групповой работы с детьми от 3-х л...