Конспект занятия по развитию речи " Овощи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Чепчур Оксана Владиславовна

ООД по развитию грамматического стоя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование грамматического строя речи и  совершенствование  у детей речи по средствам дидактических игр и упражнений.

Задачи: упражнять детей  составлять предложения с однородными членами и формировать умение у детей образовывать слова с помощью суффиксов. Закреплять  умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Средства: набор картинок  с изображением овощей, картинка Копатыч, Бараш, сюжетная картина  по теме «Урожай овощей», д/и «Подбери одежкуовощи и фрукты(трафареты)» ,муляжи овощей, мяч.

Способы: игровая мотивация (помочь Копатычу), игровое упражнение:   «Какой или какая ?», игра «Подбери одежку» , игра «Чего не стало?», игра «Назови ласково» (с мячом),Физкультминутка «Урожай», игра «Назови правильно: сок, салат и суп», Игра «Доскажи словечко», помощь воспитателя, поощрение, рефлексия.

Индивидуальная работа: упражнять Стаса, Сашу Т. в умении называть правильно какой или какая?; побуждать  Женю отвечать на вопрос : «Чего не стало?»

Предварительная работа:  знакомство с овощами  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи с использованием картинок овощей. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание  загадок. Чтение детям русской народной сказки «Репка», стихотворение «Овощи» С.В. Михалков, отрывок из рассказа «Чиполлино» Дж. Родари.и  т.п.  рассматривание  иллюстраций к ним. Д/и «Борщ или компот?» ,Д/и «Волшебный сундучок», Д/и « Найди форму», Д/и «Что лишнее?»

Методическое обеспечение:

Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №131» комбинированного вида.

Гербова  В.В.«Развитие речи в детском саду (Средняя  группа)» 2015г

Интернет ресурсы:nsportal.ru.,maam.ru,infourok.ru.

Слова и действия воспитателя

Предполагаемые слова и действия детей

После игры воспитатель собирает детей возле себя.

- Ребята, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Сегодня утром зазвонил телефон, оказалось- это Копатыч, мне позвонил  с криками «Караул!».

- Но, все-таки мне удалось выяснить, что случилось. Оказалось у него на грядках все перепуталось, выросло непонятно что.

 -Копатычу нужна ваша помощь ребята.

- вы готовы помочь Копатычу?

- Скажите, ребятки, а вы  были  ли  в  деревне? А может у кого-то есть дача, а там огород?

-Расскажите дети, какие овощи растут на грядках?

-Молодцы! Много овощей вы знаете.

- А теперь послушайте загадки:

1. Красна девица

Росла в темнице

Люди в руки брали,

Косы срывали.        (Морковь)

2.Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленый

Вкусный и сырой

Кто же я такой?       (Огурец)

3. Сочные и крупные,

Вот такие круглые.

Сначала зеленеют,

А потом краснеют.      (Помидор)

- Как можно это назвать одним словом? (- Овощи)

- Где растут овощи? (- На грядке.)

- Значит у Копатыча что растет на грядках? ( - Овощи).

-Дети, предлагаю вам  поиграть в игру «Какой или какая ?»

- Я буду вам показывать картинку , а вы  мне называете овощ на картинке и говорите: « Какой он?»  или «Какая она?» называя  как можно больше слов про него. Только у меня есть к вам просьба: вы будете не просто перечислять, а постараетесь выстроить предложение.

Например:
-Морковь (свёкла, репа, капуста) выросла – (какая?)
 – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
-Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?)
 – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький

-Вот вы какие молодцы !

-Сколько овощей  вы знаете и как много о них… знаете.

- Какой?  и какая?вы назвали, поэтому предлагаю вам игру «Подбери одежку».

- Для этой игры  мне нужны помощники.

- Рита, Ростик, Глеб, Саша З, Вика и Ксюша.

- я раздаю ребятам по одному трафарет у(овощи) и спрашиваю:«На что похоже этоконтурное изображение и предлагаю найти для него «одежку» (т.е. представитьэтот фрукт (овощ) в реальности и подобрать характерный для него цвет.)

 Дети прикладывают  трафарет к выбранной карточке( цветной фон), показать результаты и озвучить свой

выбор.

-Мы свами все  справились . А кто не смог узнать по трафарету овощ, еще раз пересмотрит альбом с картинками овощей.

-У меня есть корзинка ,там лежат овощи посмотрите ребята.

Игра «Чего не стало?»

- Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, какой овощ исчез.

- Молодцы! А теперь какой изчез?

( Повтор еще 2-3 раза)

- Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Игра «Назови ласково» (с мячом).


- помидор      

- морковь
- огурец                  

-  тыква
- лук                           

 -свёкла
- Чеснок             

- капуста
- Горох               

- картошка

Воспитатель убирает мяч и предлагает ребятам показать Копатычу  физкультминутку про овощи.

 Физкультминутка « Огород».

В огород пойдем, урожай соберем.      (Маршируют)
Мы морковки натаскаем      (Таскают).
И картошки накопаем.     (Копают).
Срежем мы кочан капусты,                   (Срезают).
Круглый, сочный,

Очень вкусный, (Показывают круг руками 3 раза).
Щавеля нарвем немножко               (Рвут).
И вернёмся по дорожке.                (Маршируют).

У воспитателя на  телефон  пришло голосовое сообщение . Ей звонил Копатыч ( запись обращения).

 Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, все знаете, все умеете!

Но вот незадача ,я решил приготовить овощи, подскажите мне пожалуйста, как я могу назвать блюда из овощей.

Ну что поможем Копатычу ?

– Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Игра «Назови сок, салат и суп»

Сок из моркови-           

Суп из гороха -
Сок из капусты-         

Суп из картофеля –
Сок из свёклы-
Салат из огурцов-

-Молодцы ,все назвали правильно и теперь Копатыч правильно будет называть все  свои блюда.

 -Ой ребята у меня опять сообщение от Копатыча.

- Мой друг, Бараш, очень любит сочинять стихи, но на этот раз они у него получились какие-то странные. Может быть вы послушаете и скажете, чего не хватает?

- Конечно, Копатыч, ребята с удовольствием помогут тебе.

Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

- Вот теперь стихи получились хорошие.

- Ребята, а вам сегодня понравилось помогать Копатычу ?

-  Кто из вас назовет :  «О чем мы сегодня с вами говорили?»

- Как назвать их одним словам?

- Что нового узнали?

- А что вам понравилось больше всего?

-Вы были большие молодцы. Правильно отвечали на вопросы  и помогли  Копатычу.

-Да.

- Ездили с мамой и папой в деревню, на дачу.  Летом отдыхали.

-помидор, огурец, лук, морковь и т.п.

-Морковь

-Огурец

-Помидор

- Овощи

- На грядке

- Овощи


– вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

– вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький

-Давайте поиграем.

Дети смотрят и находят на столе цветную карточку для своего трафарета. Объясняя свой выбор.

-У меня баклажан ,он фиолетовый .

Поэтому я взял цветную карточку  фиолетового цвета .

-У меня морковь,  она  оранжевого цвета. Поэтому я взяла цветную карточку оранжевого цвета.

- А у меня помидор,  он  красного цвета. Поэтому я взяла цветную карточку красного цвета.

-У меня огурец,  он  зеленого цвета. Поэтому я взял  карточку зеленого цвета.

-У меня картошка,  она  коричневого цвета. Поэтому - карточка коричневого цвета.

- А мне достался трафарет с изображением лука, поэтому у меня карточка желтого цвета.

Дети самостоятельно называют  овощи, а остальные дети повторяют.

- помидор

- огурец

- капуста

- морковь и т.п.

- нет капусты.

- морковь.

 – помидорчик      

- морковочка
– огурчик                 

– тыковка
– лучок;                          

 – свёколка;
– чесночок;             

 – капустка;
– горошек;                 

 – картошечка.

Дети повторяют движения

(Маршируют)

(Таскают).

(Копают).

(Срезают).

(Показывают круг руками 3 раза).

(Рвут).

(Маршируют).


Дети слушают запись.

-Да.

-морковный    

– гороховый

- капустный 

– картофельный

- свёкольный
- огуречный

…капуста.

…морковку.

свекла.

Огурцы.

-Да.

- лук, морковь, помидор и т.п.

- овощи.

Ответы детей.

Конспект ООД

по формированию грамматического строя речи

в средней группе

«Овощи».

( О.О. Речевое развитие)

                                                       

                                                           Выполнила:

                                                                   воспитатель 

                                                              МБДОУ д/с  №131 

                                                                    Чепчур О.В.

Дзержинск 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Овощи".

Конспект логопедического занятия “Овощи ”.Задачи:Расширение словаря по теме «Овощи»;Упражнять  в употреблении словосочетаний и формирование обобщающего понятия «овощи»;     ...

Конспект занятия по развитию речи "Овощи"

Содержание занятия способствует развитию темпа и силы  речи, обогащению словаря детей младшей группы, воспитанию внимательного отношения к взрослым....

Конспект занятия по развитию речи :"Овощи"

Конспект занятия по развитию речи на тему:"Овощи"(вторая младшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи "Овощи"

Познавательно - речевое занятие по теме "Овощи" для детей средней группы...

Конспект занятия по развитию речи "Овощи" в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Овощи»Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи "Овощи"

Цели:Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множест...

конспект занятия по развитию речи "Овощи"

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте...