Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Светлана Владимировна Кравцова

    Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект нод по развитию речи (ОО «Речевое развитие») в старшей группе детского сада "Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»"

    Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята».

    Задачи:

    ОО «Речевое развитие»:

    • закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
    • учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
    • учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    • учить пользоваться восклицательной интонацией.

    ОО «Социально – коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.

    ОО «Художественно- эстетическое развитие»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.

    ОО «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

    Форма организации: фронтально.

    Категория возраста: дети 5-6 лет.

    Дидактический наглядный материал:

    Демонстрационный материал: Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.

    Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А4 для рисования, схемы для рисования.

    Ход ОД.

    I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)

    II. Основная часть

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты)

    Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

    Не куст, а с листочками, 
    Не рубашка, а сшита, 
    Не человек, а рассказывает. (книга)

    Воспитатель: Молодцы, это книга.

    После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.

    Знакомство с автором

    - Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ

    Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г.Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (ВЫСТАВКА книг автора)

    Сообщение темы занятия

    На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е.Чарушина, который называется «Лисята». (иллюстрацией к рассказу).

    Чтение рассказа

    Беседа по рассказу

    - О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)

    - Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

    - Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

    - Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)

    - Как охотник обнаружил лисят?

    - Чем заканчивается рассказ?

    Повторное чтение

    Варианты пересказа:

    3-4 ребенка пересказывают текст. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

    Анализ пересказа

    - Ребята, вам понравилось, как пересказали?

    - Использовали ребята слова, выражения автора?

    - Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т.д.)

    Отгадывание загаки

    Говорят, она хитра,
    Кур уносит со двора.
    Но зато красавица –
    Всем ребятам нравится! (Лиса)

    Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.

    Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

    А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.

    Физкультминутка

    Воспитатель продолжает беседу.

    1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

    2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

    3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

    Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: ( с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)

    Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.

    А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

    Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

    Ребята, садитесь за столы.

    III. Подведение итогов

    • Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)
    • Кто автор этого рассказа? (Е.Чарушин)
    • Кто главные герои этого рассказа?

    Литература.

    1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5—7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. изд-ва " Сфера" 3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.  – с. 50

    2. Е. Чарушина «Лисята»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.

    Занятие  базируется на произведении художественной литературы  К. Ушинского  "ЧЕТЫРЕ  ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....

    Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        Конспект по развитию речи в старшей группепереск...

    Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"

    Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"...

    НОД по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»

    НОД по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»...

    Конспект НОД по развитию речи "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Еж"

    Учим пересказывать содержание рассказа с помощью моделей Развиваем монологическую речь...

    Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»» средняя группа

    Задачи:Учить пересказывать рассказ, закреплять умение составлять рассказ связно, в логической последовательности, закреплять знания о домашних птицах; развивать умение детей называть пт...