Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Предполагаемый результат освоения темы:

- ребёнок умеет отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- ребенок пересказывать текст;

- ребёнок умеет согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_2019g._charushin_lisyata._st.gr_.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, тел. 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Подлесных Майя Шарифовна

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Солнышко»г. Надыма

Надым,  2019 г.

Образовательная область

Речевое  развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цель

Учить пересказывать текст по иллюстрациям.

Задачи

Обучающие:  

- формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

Развивающие:                                                                                                                              - развивать связную речь;

- развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;

- воспитывать любовь к животным.

Материал

Демонстрационный:

 Игрушки «лисята», иллюстрации к рассказу

Раздаточный:

- пазл.

Предполагаемый результат

- ребёнок умеет отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- ребенок пересказывать текст;

- ребёнок умеет согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга. Давайте скажем слова приветствия.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

- Давайте подарим свою улыбку нашим гостям (приветствие с гостями).

-  Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (СНЯТЬ САЛФЕТКУ). Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней.

- Попробуйте отгадать. Предлагаю вам поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или

«нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.)

- (ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ОТГАДАЮТ) У меня есть для вас подсказка  загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробке.

Обитает во лесах

Рыжа девица-краса.

Среди всех лесных зверей

Зверя нет ее хитрей .

Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»).

Этапные (дидактические) задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире;
  2. развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

II. Актуализация знаний и умений

- Лиса- это кто? (животное)

- Какое? Как называют это животное?(дикое)

- Почему Лиса – дикое животное? (живет в лесу, сама добывает себе пищу и заботится о своем потомстве)

- Каких еще знаете диких животных? (медведь, заяц, волк, ёж,…)

- Какие вы знаете сказки про лису? (Колобок, Лиса и Журавль, Лисичка со скалочкой,……………..)

Вопросы,

наглядный метод

Дети садятся напротив интерактивной доски,  перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения,  «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

III.Открытие нового знания

- Ребята, я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Ивановича Чарушина «Лисята»

(ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЯ)

- Я ВАМ СЕЙЧАС ПРОЧИТАЮ РАССКАЗ «ЛИСЯТА».

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)

- Как вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (возможно он принес их из леса, т.к. животные остались без мамы. Если бы охотник не взял бы их домой, то они погибли от голода)

- Какие были лисята? Как  называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)

- Что значит ловкачи? ( подвижные, ловкие)

- Как играли лисята? (бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф)

- Куда лисята однажды спрятались?  (в сапог)

- Как охотник обнаружил их? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)

- Чем заканчивается рассказ? (охотник нашел лисят)

Физминутка.

Яркий красный мячик

Прыгает как зайчик.

Покатился по дорожке,

Подождал меня немножко.

Наклонюсь, возьму его

И подброшу высоко.

Словесный, наглядный, игровой метод.

Метод демонстрации.

Участвуют в диалоге.

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний.

Наблюдение за процессом деятельност.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс  «открытия» новых знаний. Этапные (дидактические) задачи:

- формировать умении у детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа;

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже

- развивать связную речь;

IV. Включение нового знания в систему знаний ребенка

- Ребята сейчас я еще раз вам прочитаю рассказ, а вы внимательно послушайте, чтобы потом смогли пересказать его. (ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ)

- Давайте по иллюстрациям перескажем рассказ (ДЕТИ ПО ОДНОМУ ИЛИ ПО ДВОЕ ВОСПРОИЗВОДЯТ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА)

Речевые упражнения: «Один – много», «Какой – какая

- Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:

- шустрый…

- озорные…

- шаловливые…

- пушистый

- весёлые

- смешные

- А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.

- Лиса хитрая, а лисёнок  (какой?)… хитрый (подчеркнуто произносит окончания).

- «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок

хитрый, веселый.

-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек,

танец, рассказ и т. д.)

-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра,

сказка, книга, пляска.)

-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

- Ребята давайте подойдем к столу и соберем пазл, а вы мне скажите что у вас получилось.

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами.

Этапные (дидактические) задачи:    

- учить выразительно пересказывать текст;

- упражнять в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже

-  воспитывать интонационную выразительную речь, взаимопомощь; интерес к рассказам;

- воспитывать любовь к животным.

V.Осмысление (итог)

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята)

- Кто главные герои этого рассказа?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой

поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы

красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)

- Что понравилось? Почему?

- Почему не понравилось, что было трудно?

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий.

Анализ высказываний

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        Конспект по развитию речи в старшей группепереск...

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Курочка"...

Занятие по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»

НОД по Развитию речи «По рассказу Е. Чарушина «Лисята» - работа по мнемотаблициям»...

Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»"

Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»....

Конспект НОД по развитию речи "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Еж"

Учим пересказывать содержание рассказа с помощью моделей Развиваем монологическую речь...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» с детьми старшей группы.

Задачи:• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;• ...