Главные вкладки

    открытое занятие по развитию речи по рассказу Е.Чарушина "Лисята"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    для участников курсов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект22.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.

    Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

    (подготовительная  группа)

    Цель:

    • учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
    • учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    • учить пользоваться восклицательной интонацией.

     Ход занятия.

    I. Организационный момент. (на ковре)

     Психо-гимнастика.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    – Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Татьяна Владимировна, а ты кто?

    Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

    II. Основная часть.

    Мотивация. Загадка: 

    1,2,3,4,5 -

    Как животных нам назвать?

    С людьми они не знаются,

    В лесу живут они,  скрываются? (дикие животные)

    А сейчас посчитаем диких животных, а вы мне поможете.

    Например: 1-лиса,2- лисы, 5- лис

     (волк, заяц, белка, ежик, медведь, лось, бобр).

    1 волк,2волка,5волков

    1заяц,2зайца,5зайцев

    1 медведь,2медведя,5 медведей

    1лось, 2лося,5 лосей

    1 бобер,2 бобра,5 бобров.

    Художественное слово.

    Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение.

    Рыжий маленький лисёнок

    Ищет зайцев средь сосёнок,

    А от волка хвост пушистый

    Прячет в нору очень быстро.

    Делать эти чудеса

    Может каждая лиса.

     Знакомство с автором, сообщение темы занятия.

     Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом писателя Евгения Чарушина, который называется «Лисята».

    Евгений Чарушин очень много написал детских рассказов о животных.

    Первичное чтение.

     Садитесь на стульчики и внимательно послушайте, а я вам прочту. (слежу за осанкой).

    Беседа по рассказу. (дети должны отвечать полными ответами)

    Объяснение непонятных слов.

    -Как вы понимаете слово: «шустрые», «таскают за шиворот», «ловкачи».

    Вопросы по содержанию:

    - Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?                                                                  - Кто написал этот рассказ? (Евгений Чарушин)

    - О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).

    - Какими были эти зверьки? (шустрые, беспокойные, ловкачи).

    - Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).

    - Что они делали днем? (спали)

    - Когда лисята просыпались? (ночью)

    - Что они делали до самого утра? (носились по всей комнате)

    - Что увидел охотник,  когда пришел со службы? (что лисят нигде не было)

    - Где охотник искал лисят? (заглянул на шкаф, отодвинул комод, искал под стульями)

    - Где он нашел лисят? (охотник нашел лисят в сапоге)

    - Как охотник обнаружил лисят? (сапог шевельнулся, поднялся, свалился на бок)

     -Как вы думаете,  почему животные жили у охотника?

    - Чем заканчивается рассказ? (схватил охотник лисенка за хвост, вытащил из сапога, встряхнул сапог и другой выскочил)

    Физкультминутка.

    Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

    Плечи выше поднимаем,

    А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

    Руки перед грудью ставим

    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

    Десять раз подпрыгнуть нужно,

    Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

    Мы колени поднимаем —

    Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

    От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

    И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

    Повторное чтение.

    - А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ. Слушать надо внимательно, т.к вы будете его пересказывать.

    Пересказ.

    - Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ. (Начинает один ребёнок, затем продолжает другой).

     Анализ пересказа.

    - Ребята, вам понравилось, как ребята пересказали?

    - Использовали ребята слова, выражения автора?

    - Какие? (шустрые, беспокойные, настоящие ловкачи, охотничий сапог,  и т. д.)

    А сейчас давайте поотгадываем загадки:

    Загадывание  загадок:

    - Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут её… (Лиса).

    - Правильно, лиса.

    - Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)

    - Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

    А может еще кто-нибудь знает загадки про лису? Давайте я вам подскажу.

    Хвост пушистый бережёт,
    И зверюшек  стережёт:
    Знают, рыжую в лесу –
    Очень хитрую
     (лису)


    Лесная рыжая плутовка –
    Известна всем её сноровка.
    С ней аккуратней, не зевай,
    А дверь в курятник запирай!
    (Лиса) 

    Эта рыжая плутовка,
    Кур ворует очень ловко.
    Волку серому сестричка,
    А зовут её 
    (лисичка).

    Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как еще можно про них сказать, какие они? (шустрые, игривые, шаловливые, озорные, веселые).

    А раз они шустрые, игривые, что они делали? (Кувыркались, играли, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались). 

     

     Просмотр иллюстрации.

    - Посмотрите, вот наш весёлый лисёнок в сапоге сидит. Правда смешно?

    Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    - Про одного лисёнка скажем: весёлый, смешной. А если их два скажем …(весёлые, смешные).

    - Послушайте, об одном или о двух лисятах я сейчас скажу:

    Шустрый…, озорные…, шаловливые…., пушистый.

    - А это слово о ком: хитрая - … о лисе или лисёнке?

    - Лиса хитрая, а лисёнок…. Хитрый.

    - А можно сказать хитрая лисёнок? (нет)

    - А как правильно нужно сказать? (хитрый лисёнок)

    - Наш лисёнок хитрый, весёлый, подумайте, о ком или о чём ещё можно сказать весёлый (день, танец, человек и т. д.)

    - А о ком или о чём можно сказать весёлая (песня, игра и т. д.).

    - О ком или о чём мы скажем весёлые? (ребята, танцы, и т. д.).

    IV Подведение итога:

    - Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

    - Какой рассказ мы сегодня читали? Какого автора?

    - А в следующий раз, мы познакомимся с новым рассказом Евгения  Чарушина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по развитию речи по теме: «Красота вокруг нас».

    Программное содержание:1) Учить детей самостоятельно находить характерные признаки осени, уточнить и закрепить знания детей  о сезонных изменениях в природе и труде людей. Формировать...

    Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

    Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

    Конспект занятия по развитию речи по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?»

    Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.Грамматика. Уп...

    открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"

    конспект открытого занятия по развитию речи...

    Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»

    Открытое занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии картинок: «Щенок нашел друзей»...