Непосредственно образовательная деятельность речевого развития детей в старшей группе по теме «Посылка дедушки Звука».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Непосредственно образовательная  деятельность речевого развития  детей в старшей группе  по теме «Посылка дедушки Звука».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная  деятельность детей в старшей группе

по теме «Посылка дедушки Звука».

Автор конспекта НОД: Ерёмкина Екатерина Николаевна,

воспитатель  1 первой квалификационной категории, МАДОУ д/с № 72 города Новосибирска

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие, обучение грамоте

Цель занятия: 

  • закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты, способствовать развитию речевой активности детей.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать закреплять представления детей о гласных и согласных звуках;
  • закреплять умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • упражнять в составлении предложений и делении их на части (слова), используя графические символы;
  • упражнять в делении слов на слоги и в определении их количества, закреплять умение определять местоположение звука в словах, определять первый, средний, последний звук в словах. Развивать умение проводить звуковой анализ слов.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, коммуникативные качества, зрительное внимание, логическое мышление.
  • развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в парах.
  • развивать двигательную активность детей.
  •  развивать мелкую моторику.
  • формирование быстрой реакции на слово.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Оборудование: конверт с письмом, матрешки - хранительницы звуков, карточки –картинки, мяч.

Раздаточный материал: звуковые фишки, схемы для предложений, красные шерстяные нитки, листы бархатного картона, шишки.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята! К нам сегодня пришла посылка. Давайте её откроем, прочитаем письмо, которое тут лежит, и узнаем от кого она! (воспитатель читает письмо).

-Дорогие ребята, пишет вам дедушка Звук. К сожалению, сам я сегодня не смог приехать к вам в гости. Весь год я наблюдал за вами, смотрел, как вы знакомитесь со звуками, и сегодня я хочу проверить ваши знания и умения, а помогут мне в этом мои помощницы. Это не обычные матрешки, а хранительницы звуков! Зовут их Даша, Дина и Арина! У каждой матрешки есть для вас задания. А какую матрешку как зовут, и за какие звуки она отвечает, вы должны определить сами! Вот вам и первое мое задание. Желаю вам удачи! Ваш дедушка Звук.

(Воспитатель достает из коробки три матрешки: красную, синюю и зеленую).

Воспитатель: Ребята, дам вам подсказку: проанализируйте первый звук в именах матрешек, и поймете, кого как зовут. (Дети приходят к выводу о том, что красная матрешка это Арина, синяя матрешка это Даша, а зеленая матрешка это Дина).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите на стол, там лежат картинки. Давайте разложим картинки по матрешкам. Картинки, названия которых начинаются с гласного звука, мы положим к Арине, картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука – мы положим к Даше, а с мягкого согласного мы положим к Дине. (Проводится дидактическая игра «Укрась матрешек».  На столе картинки: кот, кит, лиса, луна, роза, рюкзак, волк, вилка, медведь, мухомор, аист, усы, игла, обруч). Молодцы, какие красивые матрешки у нас получились! А теперь, давайте скажем, сколько слогов в этих словах? Здорово, мы справились!

Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, какие задания приготовила нам Арина!

Ребята, Арина просит определить место  звука «А» в словах. Давайте вспомним, в каких местах в слове у нас могут находиться звуки?

Дети: В начале слова, в середине и в конце.

Воспитатель: Совершенно верно. Я произношу вам слова, а вы мне говорите в какой части слова находится звук «А». Будьте внимательны, начинаем.

 (Воспитатель читает слова: автобус, рак, лужа, сестра, мак, груша, кошка, газ, бак, аист, армия).

Воспитатель: Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием! А теперь давайте проведем необычную работу! Пройдемте за столы. Возьмите на столе лист бархатного картона, кусочки красных шерстяных ниток. Я буду губами произносить гласный звук, ваша задача считать артикуляцию с моих губ, и выложить букву, которой обозначается этот звук нитками на бархатных листах. Работать будем сообща. Это новая для вас техника, называется «ниткография». Подобные задания мы с вами делали при помощи фасоли. Давайте приступим к заданию.

 (Воспитатель произносит беззвучно звуки «О», «И» )

Воспитатель:  С заданиями Арины вы справились хорошо! Ребята, помните, мы говорили о том, что чтобы красиво говорить, нужно с пальцами дружить? Вот прежде чем перейти к заданиям следующих хранительниц звуков, давайте разомнем наши руки при помощи наших шишек. На столах у вас в корзинках на каждого лежат шишки, берите по одной.  (Проводится  массаж рук. Дети выполняют движения с шишками):

Мы возьмем в ладони ежика,

И потрем его слегка.

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Ежика в руках кручу-

Поиграть я с ним хочу!

Домик сделаю в ладошках-

Не достанет его кошка!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте познакомимся с заданиями Даши.

Даша предлагает нам посмотреть на картинку, которая лежит на вашем столе. Кто нарисован на картинке? Где сидят птенцы? Почему у птенцов раскрыты клювики? Умеют ли птенчики летать? Кто кормит птенцов? Почему маму-птицу можно назвать заботливой?

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас я вам буду называть предложения по этой картинке, а вы должны будете составить схему этого предложения. Сколько слов в предложении?

Прилетела мама птица.

Она держит длинного червячка.

Птенцы голодны. Они громко просят есть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. А сейчас немножко отдохнем:

Физкультминутка «Быстро встаньте». 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель: Отлично, ребята! Давайте выполним следующее задание от Даши. Она приготовила нам загадку.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)

Воспитатель: правильно, это лук! Даша просит, чтобы мы сделали звуковой анализ этого слова. Давайте выложите самостоятельно схему этого слова. С помощью фишек. А теперь давайте проверим.

Дети: Первый звук в слове лук «Л», он согласный, твердый, обозначается синим цветом. И т.д

Все, что рядышком, вокруг:

Мама, двор, скамейка, луг,

Парк и школа, в сквере тир.

Все вокруг зовется... (мир)

Воспитатель: нужно сделать звуковой анализ слова мир. Давайте выложите фишками схему этого слова. А теперь давайте проверим.

Воспитатель: Все правильно. И с заданием Даши вы справились на ура!!

Ну а Дина предлагает нам поиграть с мячом. Вставайте в круг, я буду бросать вам мяч, называть слово, а вы должны образовать от него имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Отвечать нужно быстро.

Лексическое упражнение «Назови ласково»

Опорные слова:

Солнце, луч, лист, дождь, туча, облако, ветер, паутина…

Воспитатель:  Матрешки благодарят вас за проделанную работу и хотят вам сказать, что вы настоящие молодцы!

Ребята, я очень рада, что вы справились со всеми заданиями от наших матрешек. Дедушка Звук, думаю, тоже очень будет этому рад. Скажите, чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось делать больше всего?

Ребята, а в посылке еще есть сюрприз для нас – это книги, которые помогут нам учиться  правильно говорить и разбираться в буквах и звуках.

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе Тема: Рассказывание по картине «Весна»

Непосредственно-образовательная  деятельность  по речевому развитию в старшей группеТема: Рассказывание по картине «Весна»Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и мон...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»

Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в зоопарк на закрепление звука «Р»....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки » (образовательная область «Речевое развитие»)

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятеьности с детьми старшей группы по теме "Пересказ рассказа Л.Толстого "Пожарные собаки"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития в старшей группе Тема: «Свойство бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиречевого развитияв старшей группе Тема: «Свойство бумаги»...