Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики,   координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Аленушка» корпус 2

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

в рамках ОО «Речевое развитие»

в старшей группе

Тема: «Перелетные птицы»

                                                                                      Воспитатель:

                                                                                      Рыбакова Татьяна Александровна

г. о. Жигулевск

2015г.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики,   координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Материал: предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки к сказке «Грач, Росток и Гусеница», мяч, 2 мольберта, игрушка Мудрая Сова, письмо, семена подсолнечника, земля в стаканчиках, палочки, леечки с  водой, «гнездо» птицы, игра «Четвертый лишний» (перелетные  и зимующие птицы),  ноутбук, слайды гнезд птиц, аудиозапись «Голоса птиц».

Методические приёмы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Четвертый лишний», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, словесная игра «Назови птенца», посадка семян подсолнечника, подведение итогов.

Ход деятельности:

  1. Организационный момент.

Загадка.

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

                         День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”

Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные  картинки из конверта.

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу  цветок и придумывать  красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д.

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.

- Сегодня мы продолжим разговор о перелётных птицах. Вы уже очень много знаете о них.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики)

«Сказка о веселом Птенчике»

Жил-был веселый Птенчик. Проснулся он рано утром, и выглянул из гнезда (широко открыть рот). Увидал кошку и спрятался (рот не закрывать). И опять выглянул. Посмотрел вверх (движения языка вверх): светит ли солнышко? Посмотрел вниз (движения языка вниз) нет ли луж? Посмотрел налево – направо (при открытом рте движения налево-направо). И спрятался в своем гнезде (закрыть рот).

3. Введение в тему. (Развитие речевого слуха, мышления, связной речи)

- Ребята, к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем и узнаем от кого письмо.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга.  Они не смогут к вам прилететь, так как их заколдовал злой волшебник. Я  решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

- От кого пришло письмо?

- Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) /фото вороны на конверте/

- Поможем расколдовать птиц?

- Я думаю, наши знания, и умения нам помогут.

- Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края? (Перелетные)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Когда птицы возвращаются из тёплых краев? (Весной)

- Каких птиц заколдовала колдунья, кто не вернулся с юга? (Перелётные)

Звучит музыка. Появляется Мудрая Сова, со шкатулкой.

- Здравствуйте, дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.

- Кто вы такая?

- Я Мудрая Сова. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете, как называются детеныши птиц? (Птенцы)

- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

- Когда птенцы рождаются – у них жёлтые клювики.

- Кстати, когда рождаются птенцы? (Правильно, весной)

- Когда я узнала, что вы говорите о перелетных птицах, и что злой волшебник их заколдовал, тогда я поспешила к вам на помощь. Если вы выполните все мои задания, то птицы оживут и запоют. Вы согласны пройти испытания?

4. Загадки о перелётных птицах. /В красивой шкатулке загадки и картинки/

 - Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

- Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей (Грач).

Воспитатель помещает картинку грача на мольберт. Ребенок описывает внешний вид птицы.

Например: Грач крупная птица, покрыта черными перьями. У него крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

- «Нам часто слышится в лесу между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку!

Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка).

Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы.

На шесте дворец. 
Во дворе певец. 
А зовут его... (
Скворец).

Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.

Прилетает к нам с теплом, 
Путь, проделав длинный, 
Лепит домик под окном 
Из травы и глины (
Ласточка)

Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

/показ гнезда/ + ноутбук

- Из каких материалов мастерят птицы гнезда? (шерсть, солома, перышки)

- Ребята, птицы приносят в своё будущее гнездо: солому, сено, бумагу, тряпьё, шерсть и делают округлое гнездо с мягкой подстилкой.

- Давайте повторим названия птиц. (Индивидуально, по указке «Как зовут эту птицу?)

- Почему мы их не видели зимой? (Они улетали в теплые края)

- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? (Перелетные птицы)

- Давайте мы сейчас с  вами превратимся в птичек, и немного поиграем.

5. Физкультминутка «Стайка»

- Давайте превратимся в птичек и полетаем стайкой.

- Вылетайте птички на лужок, быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку, стайка, полетай-ка!

Полетели птички (Бежать на носочках по кругу друг за другом)

Птички-невелички (Размахивать руками, как крыльями)

Птички летают устали не знают. (2-3 раза)

Стоп!

Сели птички на дорожку (Присесть, развернувшись лицом в круг)

Поклевали птички крошки: (Стучат указательными пальцами, как клювами, по полу)

«Клю-клю-клю – поклюём, потом песенку споем» (Встать лицом в круг).

- А что еще у нас осталось в шкатулке? Посмотрим.

6. Пересказ сказки по серии сюжетных картин.  /Сюжетные картинки из шкатулки/

- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Катя в землю семечко подсолнуха. Из земли появился Росток. А гусеницы тут как тут. Подползла Гусеница к Ростку и говорит: “Ты росток молодой, зеленый и сладкий. Я тебя съем”.

Попросил Росток: “Пожалей меня, Гусеница, не ешь меня. Дай мне вырасти!”

Засмеялась Гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и съел её. Поблагодарил его Росток.

А летом превратился Росток в красавца - Подсолнух и угостил Грача своими семечками.

7. Беседа по сказке.

- Какое время года наступило?

- Что сделала Катя?

- Что появилось из земли?

- Кто мешал Ростку?

- Кого Росток попросил о помощи?

- Как помог Грач Ростку?

- В кого превратился Росток летом?

Воспитатель дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее воспитатель предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; затем один ребенок - все картинки).

8. Игра с мячом “У кого кто?”

Игра проводится на ковре.

- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать  мячик каждому из вас, и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата)

- Скворец (скворчата)

- Ласточка (ласточата)

- Дрозд (дроздята)

- Стриж (стрижата)

- Журавль (журавлята)

- Кукушка (кукушата)

- Лебедь (лебедята)

- Аист (аистята)

- Утка (утята)

- Чиж (чижата)

- Соловей (соловьята)

9. Игра «Четвертый лишний?»

На картинках демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь, ласточка, скворец, кукушка.

Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

10. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» /индивидуальный опрос/

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…/насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поёт, заливается/. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/. (Разные варианты).

11. Пальчиковая гимнастика «Скворчата»

Вот из гнездышка торчат             Руки подняты с пальцами,

Клювы маленьких скворчат,       сложенными «клювиком»

Клювик – раз,                            Одну руку вытягиваем вперед, затем другую.

Клювик – два,                            Ладошки по очереди ставим на стол,

Лапки, лапки, голова.               Складываем пальцы в «замок». 

12. Посадка семян подсолнечника детьми.

- Ребята, давайте, и мы с вами посадим семена подсолнечника – угощение для птиц. 

13. Итог деятельности. (Оценка работы детей)

Мудрая Сова: - Молодцы! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары волшебника. Птицы запели. (Слышится пение птиц).

- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением).

- Как надо относится к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать).

- Правильно, молодцы, и вы заслуживаете награды (награждаются медалями «Друг птиц»).

- Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. А мне пора прощаться с вами (Мудрая Сова прощается с детьми, дарит им сладости и улетает).

 3. Игра «Собери картинку»

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач.

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

Рассказ о скворце «Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками»

Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами. 

Журавль. Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые. Послушайте, как кричит журавль, вытягивая свою длинную шею. Вот семья журавлей: папа, мама и их птенец. Посмотрите на гнездо журавля. Чье это гнездо? – Гнездо журавля.

Аист. Он похож на журавля. Аист тоже крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Посмотрите на гнездо аиста с птенцами. Послушайте, какие они издают звуки. Чье это гнездо? – Гнездо аиста.

Скворец. Птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

Соловей. Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься. Послушайте песню соловья. Соловей живет в гнезде. Питается насекомыми.

Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы. Послушайте, как кукует кукушка.

Ласточка. Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляется насекомые. Спинка, крылья, головка покрыта темными перьями, на животе белые перышки. Хвост у ласточки длинный, раздвоенный. Голос негромкий, послушайте, как ласточки кричат. Ласточки бывают городские, деревенские и береговые. Живет ласточка в гнезде. Большую часть времени ласточки летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

Стриж. Маленькая птичка похожа на ласточку. Оперенье у стрижа серенькое. Хвост короче, чем у ласточки, тоже раздвоенный. Питаются стрижи насекомыми. Послушайте, как поют стрижи.

Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром. Послушайте, как поет жаворонок.

4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

– Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группе. Тема «Перелетные птицы»

Конспект итогового занятия по ФЭМП за I квартал в старшей группеТема «Перелетные птицы»Цель: обследование знаний и умений по ФЭМП за пройденный период.Задачи:...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Четыре времени года"

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Четыре времени года»...

Конспект Организационно-образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в старшей группе на тему : "Мы идём в театр"

Тема : «Мы идём в театр» Задачи:«Познавательное развитие» - помочь детям лучше понять замысел произведения (сказка «Теремок»)«Речевое развитие&raqu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Цирк! Цирк! Цирк!».

Цирк - это всегда притягательно для ребенка. Фокусники, жонглеры, акробаты, клоуны - что может быть увлекательней и веселее? И педагог, используя в своей работе тему цирка, может успешно решать постав...

НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Развитие связной речи. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". 2.С...