НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дранникова Наталья Сергеевна

Цель: Развитие связной речи. 

Задачи: Образовательные: 

1. Закреплять знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".

 2.Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, согласование их в роде и числе; согласование количественных числительных с существительными; употребление простых предлогов; обогащение словаря притяжательными прилагательными; )

 3. Закреплять умения делить слова на слоги.

 4. Продолжать формировать умения детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление.

 Воспитывающие: Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx206.39 КБ

Предварительный просмотр:

https://puzzleit.ru/files/puzzles/102/102202/_background.jpg                                                 

   НОД  по речевому развитию В старшей группе.

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: Развитие связной речи. 

Задачи: Образовательные: 

1. Закреплять знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".

 2.Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, согласование их в роде и числе; согласование количественных числительных с существительными; употребление простых предлогов; обогащение словаря притяжательными прилагательными; )

 3. Закреплять умения делить слова на слоги.

 4. Продолжать формировать умения детей отвечать на вопросы полным предложением. 

Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление.

 Воспитывающие: Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Предварительная работа:

Беседы. Чтение рассказов о птицах, как выглядят, чем питаются.  Рассматривание альбомов о птицах. Изготовление кормушек родителями детей.

Оборудование: Игрушка «Сорока», письмо, презентация с загадками, картинки с зимующими птицами – (синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока, сова, клест), снежок, фотографии птиц для счета и кормушки (по количеству детей), слоговые домики, геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники),разрезные картинки, имитация пеньков.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, ко мне подлетела сорока и дала конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели в лес пришла беда? Ребята, что нам делать?

(помочь сороке понять, в чем там дело)

-А как это сделать?

(отправиться в лес)

-Ребята, вставайте все за мной, мы отправляемся в лес.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

-Вот мы и пришли в лес, присаживайтесь на пеньки.

1. Игровое упражнение со снежком "Назови признаки зимы".

Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Значит, в какой лес мы пришли? (зимний)

- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Сейчас мы с вами будем передавать снежок друг другу, и отвечать на вопрос «Зима какая?»

-если снег – снежная;

-если мороз – морозная;

-если ветер – ветреная;

-если вьюга- вьюжная;

-если лёд - ледяная;

-если стужа- студёная;

-если как сказка – сказочная;

-если холод- холодная;

ТАНЯ ЗАНЕСЛА СОРОКУ Воспитатель: - А вот и сама хозяйка пожаловала. (Сорока прилетела)

- Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна.

-Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? (улетели в теплые края)

-А все ли птицы улетели из леса? Может она ошибается? (нет, не все, остались зимующие птицы)

-Сорока говорит, что мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?

(Воспитатель читает письмо: «Ребята, отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите мне, какие птицы зимуют в лесу»)

-Ребята, для этого нам надо подойти к телевизору. Слушайте внимательно.

2. Игра «Угадай-ка» (воспитатель читает загадки и ответы появляются на экране) - презентация

1) Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой. (дятел)

2) Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)

3) Она маленькая птичка,

И зовут ее........( синичка)

4) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...(сорока)

5) Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар (ворона)

6) Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

7)Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв – крестом,

Птичку ту зовут … (Клестом)

8)Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки. (Воробей)

-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт? (рассматривают изображения птиц на столе) (птицы)

- По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).

3.Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель: - А сейчас, ребята, возьмите птицу на столе, которая вам понравилась. И послушайте. - Представьте, что вы - птицы. Та птица, которая услышит о себе, что она «прилетает» на свою «кормушку» проходит и садится (проходят и садятся на свои места, на столах у каждого стоит кормушечка)

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели, К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Две вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Клёст полакомился кашей, А в субботу на пирог, Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье, Было общее веселье.

4. Игра «Посади птичку» - закрепление предлогов. Воспитатель. Итак, ребята, все птицы прилетели к своим кормушкам. И сейчас мы их научим правильно садиться возле своей кормушки, а сорока посмотрит.

- Посадите птичку «ПЕРЕД» кормушкой;

- Посадите птичку «ЗА» кормушкой;

- Посадите птичку «В» кормушку;

- Посадите птичку «На» кормушку;

- Посадите птичку слева (справа) «ОТ» кормушки.

Сорока задает вопросы детям, а дети дают полный ответ: Моя птица (какая?) сидит (где) возле кормушки.

5.Закрепление в речи названий, обозначающих части тела птицы

Воспитатель:

-Ребята, сорока хочет поиграть с вами. Она будет задавать вам вопросы, как от птицы, а вы отвечать должны от себя, как от детей.

У меня голова - У меня голова.

У меня клюв - У меня нос

У меня крылья - У меня руки

У меня ноги - У меня ноги

У меня перья - У меня кожа

У меня хвост - У меня спина

Воспитатель: Ребята, что-то холодно стало. Метель поднялась. Давайте покажем, как дует сильный ветер (дети выполняют дыхательную гимнастику). Мы совсем замерзли. Давайте погреемся.

6.Физминутка «Мороз»

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Вот мы и согрелись. А сейчас можем и поиграть с сорокой. Вставайте в круг.

7. «Игра с мячом». Противоположности.

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький. У человека дети, а у птицы птенцы. У кошки лапы, а у птицы ноги. У человека нос, а у птицы клюв. У человека руки, а у птицы крылья. У животных шерсть, а у птиц перья.

-Молодцы!

- Ребята, а вы помните, о чем просила нас сорока? (какие птицы зимуют в лесу)

- Сейчас мы с вами соберем картинки и узнаем, какие птицы зимуют в лесу. - Для этого вам надо разделиться на команды              ПАЗЛЫ

Воспитатель: СКАЗКА

- Ребята, наша сорока – популярный персонаж народных сказок и стихов для детей. За белые бока ее так и называют – сорока - белобока. Что касается длинного хвоста, то в одной из легенд говорится, что длинный хвост у сороки появился, как на наказание за ее болтливость. Не понравился царю птиц, орлу, длинный язык сороки, вот и заставил он ее таскать за собой длинный хвост. Но это, конечно, сказочная версия. На самом деле, длинный хвост нужен сороке для равновесия тела, как во время полета, так и при ходьбе по земле. - Ребята, а что бы случилось, если бы исчезли птицы. (Погибли бы деревья, леса, меньше стало бы кислорода, мы бы тоже погибли) - А что мы можем сделать, чтобы птицы не погибли? (Сажать деревья, зимой вывешивать кормушки, не разорять гнёзда, не подходить близко к гнёздам и не брать птенцов в руки)

-Ну вот, ребята, пора нам возвращаться в садик.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем.

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

10.Итог. Рефлексия.

Ребята, где мы сегодня были?

Какие задания выполняли?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?

( Ответы детей)

-Ребята, а вы хотели бы побывать в гостях у сороки еще раз? Она приготовила для вас пропуск в лес, это медальки.

Занятие наше закончено. Молодцы! Хочу сказать всем большое спасибо. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках ОО «Речевое развитие» в старшей группе Тема: «Перелетные птицы»

Цели:образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация  словаря по теме, употребление предлогов;коррекционно-развивающие: разви...

Занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на з...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе тема: "Зиму птицы"

Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепке) (старшая группа) Тема: Зимующие птицы

данный материал  может быть использован воспитателями, родителями на занятиях по лепке по теме "Птицы" с детьми старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы»

                             Задачи.1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние...