План самообразования
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Карты Проппа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2019-20.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Цель работы: развитие психических процессов, позволяющих детям удержать в памяти большое количество информации, активизировать связную речь.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Ожидаемые результаты

Благодаря проводимой работе, положительные результаты в развитие связной монологической речи дошкольников.Дети станут с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывать и создавать новые продукты своей деятельности. Дети научаться:

–  определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь, на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами;

– чувствовать красоту и образность родного языка.

Актуальность выбранной темы

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию». Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами,станет сочинять. Всем нам известно, что для развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

Известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта - это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из событий, как из кирпичиков, складывается здание сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Целесообразность карт Проппа

  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Основные этапы в работе

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа разделена на несколько этапов:

На первом этапе – знакомство детей с композицией жанра сказки (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе – подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»

«Чудеса в решете»

«Кто на свете всех злее?»

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)

На третьем этапе – знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала чтение небольшой сказки, потом сопровождениеее выкладыванием из 4 - 6 карт.

На четвёртом этапе – предложение детям   пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе – попытки детей сочинить собственные сказочные истории, опираясь на схематические изображения

Дата начала работы над темой: 1 сентября 2019 года.

Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2020 года.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь 2019-

май 2020г.

  1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
  2. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.
  3. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

4.В.Я. Пропп «Морфология волшебной сказки».                 5.ДжанниРодари «Грамматика фантазии».                           6.интернет-ресурсы                                              

Повышение уровня знаний

Работа с детьми

Сентябрь

2019 г.

Знакомстводетей с композицией жанра сказки (зачин, основная часть, концовка), литературным произведением – сказкой; выявление ее отличий от других жанров и вычленение структуры сказки – ее композиции.

Чтение знакомых сказок

Октябрь

2019 г.

Организация подготовительных игр, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции

Подготовительные игры:

1.«Чудеса в решете»

2. «Кто на свете всех злее?»

3.«Заветные слова»

4.«Что в дороге пригодится?»

5. «Что общего?» 6. «Волшебные имена»

7. «Хороший — плохой»

8. «Чепуха»

9.«Бюро находок»

10. «Узнай героя»

12. «Сказочный словарь»

Ноябрь 2019 г.

Знакомство с картами Проппа и их функциями.

Разработка игрового пособия «Помогай город»

Декабрь

2019 г.

Непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа(схематическими изображениями

Задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

Январь

2020 г.

Продолжение ознакомления с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями

Продолжение заданий или игр:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

Февраль

2020 г.

Предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.Для этого нужно выделить узловые моменты сказки,выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

Пересказ знакомых и новых сказок, используя карты Проппа

Март

2020 г.

Закрепление умения пересказывать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстроить схемы по сюжету сказки и пробуем рассказывать сказку по картам Проппа.

Пересказ знакомых и новых сказок, используя карты Проппа

Апрель 2020 г.

Сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т.д

 Ввод новых характеристик антигероев и рассмотрение их с другой стороны(Баба Яга как даритель) ит.д.

Игры, как: «Салат из сказок», «Опорные слова», «Добавление», «Сказочный треугольник» (разделение на три группы, где у каждого своего задания), «Сказочная путаница».

В конце концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки.

Игровые приёмы

у знакомой сказки пропадают карты или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»

Май

2020 г.

Продолжить сочинение собственных сказок: предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке и т.д

Ввод новых характеристик антигероев и рассмотрение их с другой стороны(Баба Яга как даритель) ит.д.

Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру, например, «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Сочинение сказок на основе знакомых сюжетов или героев из нескольких сказок. Данный этап продуктивен и актуален при привлечении родителей в образовательную деятельность.

Работа с педагогами

Сентябрь 2019 г.-

май

2020 г.

Посещение районных методических объединений воспитателей старших групп;

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования nsportal.ru);

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему:«Игра в карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников»

Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Карты Проппа, как  инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Работа в группе

Сентябрь 2019-

май 2020г.

Создание предметно-развивающей среды:

-разработка игрового пособия «Помогай город»

-карты Проппа

-иллюстрации к сказкам

Работа с семьей

Сентябрь 2019-

май

2020 г.

- Участие родителей в изготовлении карт

- Родительское собрание «Развитие связной речи детей старшего

дошкольного возраста в современных условиях»

- Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями:

Консультация для родителей «Карты Проппа – помощники в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок»

Консультация для родителей «Игра в карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников»

- Буклеты для родителей «Что такое карты Проппа?»,«Конструктор сказок – карты Проппа», «Использование карт Проппа в качестве игрового приема».

- Привлечение родителей в образовательную деятельность:

 Сочинение сказок на основе знакомых сюжетов или героев из нескольких сказок

- Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам речевого развития детей"

Помощь родителей в изготовлении игрового пособия «Помогай город».

Повышение уровня знаний у родителей  

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Выяснить знания по вопросам речевого развития

Самореализация

Май

Подведение итогов речевого  развития детей за учебный год

Открытый показ ООД в старшей группе

Июнь

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Подготовка презентации

Выступление на педсовете

Список литературы

  1. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6
  2. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990г.
  3. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
  4. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001г.
  5. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996г.
  6. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.

7.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

8.Дорохова И. А., Трифонова Н. Р., Ломакина С. Ю. Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок.

9.Большёва Т. В. «Учимся по сказке», библиотека программы «Детство», 2005г.    

10.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 (www.opentextnn.ru)

11.«Развитие связной речи» - диагностика под редакцией О. А. Скоролуповой. Москва 2011 г.

12.Интернет сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...