Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Маслова Татьяна Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи

«Составление рассказа по сюжетной картине

«Волчья стая зимой»

Старший возраст

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi_volchya_staya_zimoy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад 190

Конспект занятия по развитию речи

«Составление рассказа по сюжетной картине

«Волчья стая зимой»

Старшая группа

                                                                                        Составила:

                                                                                         Маслова Т.А.

Ярославль

2019г

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Волчья стая зимой»

Программное содержание: продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, активизируя словарь по теме словами действиями и признаками. Развивать умение связно, непрерывно и логично высказывать свою мысль, используя в речи сложные предложения; рассуждать, анализировать, доказывать свою точку зрения. Совершенствовать интонационную выразительность речи; побуждать детей к чёткому звукопроизношению. Воспитывать бережное отношение, интерес к природе.                                                                                                           

Предварительная работа: беседы с детьми об образе жизни волчьей стаи в зимний период, дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи, чтение художественной литературы по теме, рассматривание предметных и сюжетных картин, заучивание стихов и загадок о волке, выставка рисунков.

Материал: сюжетная картина «Волчья стая зимой», графическая модель для составления рассказа по сюжетной картине, иллюстрационный материал к дидактической игре «Хорошо - плохо», письмо, бандероль, набор фишек для оценивания конкурсных заданий.

                                                   Ход занятия:

Организационный момент

Проблемная ситуация:

Воспитатель находит на окне письмо. Читает стихотворение Е. Карагановой «Письмо»:

 Кто-то бросил нам в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо,

Как мышку, на окошко заманил?

(Воспитатель распечатывает письмо и читает)

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам сотрудники Новосибирского зоопарка. Мы объявляем конкурс на лучшего знатока природы. Если вы выполните четыре конкурсных задания, вас ждёт ценный приз! Желаем успехов!

-Ребята, вы хотите участвовать в конкурсе? (Да!)

Тогда слушайте первое задание: отгадайте загадку

             День и ночь по лесу рыщет,

             День и ночь добычу ищет.

             Ходит, бродит он молчком,

             Уши серые торчком.

       

(Волк).

Волк- это кто? (Зверь, хищник, дикое животное)

-Волк какой? (Серый, голодный, хищный, злой, зубастый, крупный, красивый, сильный, быстрый, ловкий, умный, зоркий, чуткий, смелый, опасный и др.)  

(Дети, стоя в кругу, передают друг другу мяч и называют слова признаки)

-Молодцы! Волк что делает? (охотится, спит, лежит, стоит, бегает, нюхает, выслеживает, воет, заботится, питается, отдыхает, преследует и т.д.)

-Вот вы и справились с первым конкурсным заданием, поздравляю вас.

(Воспитатель выкладывает на табло фишку в виде волчьего следа)

-Для выполнения следующего задания нам понадобится картина. Помните, мы недавно её рассматривали. Сейчас мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопросы по картине, а вы быстро отвечайте, флажок друг другу передавайте!  

-Какое время года наступило и почему?

(Наступила зима потому, что вся земля укрыта белым «одеялом», а деревья надели снежные шубки.)

-Как вы думаете, какая часть суток изображена на картине?

(На картине изображено раннее утро потому, что солнце только просыпается.)

-Кто нарисован на опушке зимнего леса?

(На опушке зимнего леса нарисованы волки).

-Эти волки живут одной семьёй, значит это волчья…(стая).

-Сколько волков в этой стае?

(В этой стае пять волков).

-Что делают волки?

(Два волка лежат на снегу, а   два других готовятся к отдыху. Вожак не спит, он поднял голову и принюхивается).

-Почему волки решили отдохнуть?

(Волки решили отдохнуть потому, что ночью они были на охоте и устали).

-Чем они питаются зимой?

(Зимой они охотятся на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей).

-Как вы думаете, что будут делать хищники после сна?

После сна хищники будут «играть», а когда наступит вечер, они снова отправятся

 на охоту.

-Все постарались и выполнили второе задание. Вот вам ещё одна фишка!

Нам осталось выполнить ещё два задания, но прежде нужно хорошо отдохнуть.

(Дети ходят по кругу и имитируют движения животных).

Физминутка:

Жарким днём, лесной тропой

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой топал лосёнок,

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой ежихой катились ежата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.                      

-Ну что ребята, отдохнули? Готовы к выполнению третьего задания? (Да).

Нужно составить рассказ по картине.

(Дети составляют рассказ по картине, опираясь на схему).

Наступила зима, вся земля укрыта белым «одеялом», а деревья надели снежные шубы и шапки. На картине изображено раннее утро, солнце только просыпается.

На опушке зимнего леса я вижу волчью стаю, в ней пять волков. Два волка лежат на снегу, а два других готовят место для отдыха. Вожак не спит, он поднял голову и принюхивается. Хищники решили поспать потому, что ночью они охотились и очень устали. Зимой волки охотятся на лосей, оленей, кабанов, зайцев и мышей.

После сна звери будут играть, а когда стемнеет, пойдут на охоту.

(Воспитатель выслушивает 4-5 рассказов детей).                                                                    -Молодцы, дети, справились с третьим заданием, вот вам за это фишка.

-И последнее, четвёртое задание называется «Хорошо - плохо»

(Воспитатель выставляет набор картинок и панно к игре «Хорошо – плохо») ТРИЗ

 -Нужно разобраться, какую пользу и какой вред приносит волк?

(Дети в ходе игры раскладывают картинки в соответствующий ряд, обосновывая свой выбор).

-Ребята, вы справились со всеми конкурсными заданиями и достойны получения приза!

(Слышится стук в двери, входит почтальон).

-Вам посылка, распишитесь. (Почтальон уходит).

-Ребята, давайте посмотрим, что в посылке? (Да).  

(Воспитатель открывает посылку и достаёт энциклопедию о животных).

-Да это же приз! Эту книгу мы «поселим» в нашу библиотеку. Она «поможет» нам узнать много нового и интересного о природе и животных.

Поздравляю вас, все потрудились на славу!                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...