НОД по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Вагина Софья Алексеевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по речевому развитию «Русская народная сказка «По щучьему велению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по речевому развитию 20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 371 с углублённым изучением

русского, английского, французского языков

Московского района Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования детей

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 с детьми среднего дошкольного возраста

по речевому развитию

«Русская народная сказка «По щучьему велению»

      Разработала: Вагина С.А.

Санкт-Петербург

                                                           2019

Цель:

побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных

героев, определять их поступки.

Задачи:

1.Образовательные:

  • продолжать учить воспитанников давать оценку

поступкам персонажей сказок;

  • учить узнавать сказки, через использование загадок и иллюстраций;
  • упражнять подбирать прилагательные, обозначающие черты характера сказочных героев.

2. Развивающие: 

  • развивающие: развивать речь, умение обобщать, делать выводы;
  • развивать память, желание поделиться впечатлением от прочитанного;
  • развивать умение вести диалог.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

Материалы и оборудование:

  • книга сказок с цветными иллюстрациями;
  • фонограмма: Ж. Массне «Элегия»;
  • кукольный театр «По щучьему велению»;
  • картинки с изображением героев.

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок;
  • рассматривание иллюстраций к сказке;
  • инсценировка отрывка из сказки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго!».

- Дети! Давайте встанем в круг. (Дети встают в круг)

Приветствие:

Мы рады видеть все друг друга,

Все, как один, мы друг за друга,

И будем мы всегда дружить,

И дружбой нашей дорожить.

Мы рады, мы рады, мы рады Андрею, Диме, Вике, Ксюше и т. д.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? (Ответы детей).

-Кто придумал русские народные сказки? (Ответы детей).

-Какие русские народные сказки знаете вы? (Ответы детей).

- Хотите ли вы отправиться со мной в путешествие по русским народным сказкам? (Ответы детей).

-Отправимся мы в путешествие на «ковре-самолете».

  1. Основная часть.

Воспитатель: Начинаем путешествие! Отправляемся на планету Сказок! -Чтобы «ковер-самолет» взлетел необходимо назвать сказки, которые спрятались в этой книге. (Дети называют сказки).

-Молодцы! Наш «ковер-самолет» взлетает.

-Сели удобно, расслабились, закрыли глаза.

Звучит Ж. Массне «Элегия»

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Выше, выше поднимайся.

Тише, тише не качайся.

Ниже, ниже опускайся

Дети садятся на стульчики.

- В мире много сказок

Грустных и смешных

Не прожить на свете

Без любимых книг.

- Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать. Но до нас дошли

старинные русские народные сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки. Как это произошло? Как вы думаете? (Размышления, ответы

детей).

- В старину люди рассказывали друг другу, отец сыну, а сын

своему сыну. Передавали из уста в уста. (Лексическая работа над словом уста).

-Каждый хотел что-то добавить в сказке, приукрасить. И

теперь мы называем этот вид творчества - устное народное. До нас

дошло много сказок. И сегодня мы познакомимся с одной из них. К нам в

гости пришёл Емеля (кукла). Он хочет с вами поиграть.

Отгадайте загадку: 

У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех.

Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные

движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее»

движение.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка

спит.)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями –

уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

-Молодцы, Емеле очень нравится!

Разучиваем закличку:

Раз, два, три, четыре, пять-

Можно сказку начинать.

(В такт каждому слову хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Эти волшебные слова

всегда будут помогать нам попасть в сказку.

Рассказывание сказки «По щучьему велению».

Обсуждение сказки с детьми.

- Скажите свое мнение о прослушанной сказке?

- В какое время года происходит действие в сказке (Зимой).

- Какой показалась сказка в целом: веселой, грустной, таинственной.

Кто из действующих персонажей больше всего запомнился и почему?

- Кто является главным действующим лицом в сказке?

- Какие действия происходят в сказке?

- Какие волшебные слова помогали Емеле?

- Какое «транспортное средство» использовал Емеля?

- Какие из кукол подойдут для постановки?

Кукольный театр. Инсценировка отрывка из сказки. (Заготовка с

маленькой группой детей).

Емеля

Как по щучьему веленью,

Да по-моему хотенью,

Делай, как я говорю:

Поезжай-ка, печь, к царю!

(Дом шатается, из него выезжает Емеля на печи и едет через лес к дворцу).

Емеля (поет)

Не возьмешь меня, мороз

Печь моя как паровоз!

Даже в небе облака

Не догонят дурака!

(Из дворца выходят царь. Печка останавливается перед дворцом).

Царь (грозно)

Что ж ты натворил, злодей?

Ты зачем давил людей,

Царские леса рубил

И боярина побил?

Емеля

Я ни в чем не виноват.

Все! Поехали назад!

(В окне дворца появляется Марья-Царевна. Емеля смотрит на нее).

Емеля

А царевна-то пригожа.

Жаль, на батюшку похожа.

Как по щучьему веленью,

Да по-моему хотенью

Пусть она средь бела дня

Страшно влюбится в меня!

Возвращайся, печь, домой!

(Печь медленно едет к избе. Марья-Царевна выбегает из дворца и бежит следом).

  1. Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Проходите и рассаживайтесь на ковер-самолет, мы возвращаемся в детский сад.

Звучит Ж. Массне «Элегия»

Ты, ковер, лети, лети,

Нас по небу прокати.

Ниже, ниже опускайся.

Тише, тише не качайся.

Вот он, вот он детский сад

Принимай своих ребят

Воспитатель: Мы вернулись.

-Дети, с какими сказками мы сегодня встретились? (Ответы детей).

-Что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)

- Дети, сказка учит быть добрыми, смелыми, внимательными друг к другу. Мне было очень приятно с вами путешествовать. На память о нашей встрече я дарю вам книги сказок. Стоит вам их открыть, и вы вновь окажитесь в Стране Чудес и Волшебства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по мотивам русской народной сказки "По щучьему велению"

Конспект развлечения по теме "У каждого своя Россия"Емеля с Несмеяной едут по разным странам, где в каждой стране знакомятся с танцами разных народов, Но, Несмеяне по душе танцы и игры своей родн...

Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Побуждать воспитанников понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки...

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...

«Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению».

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе....