Картотека игр для детей старшей группы по теме Самообразования
картотека по развитию речи (старшая группа)

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_teme_samoobrazovaniya_2018.docx38.74 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные игры  для детей старшей группы

Игра для детей 5-6 лет «Съедобное-несъедобное»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение чутко воспринимать поэтическое слово.

Ход игры

I. Прыгалки-зазывалки.

Перед началом игры 2-3 участника прыгают, как мячики, зазывают на игру.

• Таю, таю, налетаю,

Вас в игру всех приглашаю.

А в какую - не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает - в небо улетает.

 

• Тай, тай, налетай,

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем,

Никого не обижаем.

А того, кто не придет,

Мигом кошка задерет.

II. Игра «Съедобное-несъедобное».

Участники игры садятся на лавку. Перед ними становится водящий с мячом. Договариваются: если в четверостишии будут называться съедобные вещи, то мяч нужно ловить, а если несъедобные - ловить нельзя.

Водящий припевает (или говорит нараспев):

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина.

Катя песенки поет

И корзиночку плетет.

В этой маленькой корзинке

Два орешка, две малинки!

С последними словами водящий бросает мяч одному из игроков, тот должен поймать его. Затем мяч возвращается водящему, который снова поет:

Катя, Катя, Катерина,

Нарисована картина.

Катя песенки поет

И корзиночку плетет.

В этой маленькой корзинке

Ленты, кружева, ботинки!

И тут же бросает мяч. Если кто-нибудь из игроков не сообразит, что названные в Катиной корзинке предметы несъедобные, и по ошибке поймает мяч, то выбывает из игры.

III. Творческое задание.

Придумать новые слова для ведущего. Примерно они могут быть такими:

• Лена, Лена, Лицом бела.

Лена сумочку несет,

Друзьям фанты раздает.

Пряники пудовые,

Вкусные, медовые,

Конфетки шоколадные –

Очень, очень сладкие.

- В этой песенке называются съедобные предметы?

- А какой будет песенка о несъедобных предметах?

• Лена, Лена, Лицом бела.

Лена сумочку несет,

Друзьям вещи раздает.

Краски есть, карандаши.

Есть, дружок, их не спеши.

IV. Зарисовка съедобных и несъедобных предметов.

Дети рисуют по шесть предметов:

1-я группа - съедобные;

2-я группа - несъедобные.

Игры молчанки для детей 4-6 лет

Цель: познакомить с новым видом фольклора, развивать наблюдательность, прививать интерес к народному творчеству, выносливость, терпеливость.

Ход занятия

I. Вступительное слово педагога.

Кроме шумных игр с громкими словами, есть игры, в которых надо уметь помолчать, удержаться какое-то время от разговора, от смеха. Для этого нужно быть терпеливыми, выносливыми, сдержанными.

Послушайте и повторите:

Венчики, венчики,

Летали бубенчики

По травке и росе,

По чужой стороне,

Собирали орешки,

Медок, сахарок...

А теперь - молчок!

Придумайте несколько других строчек перед словом «молчок».

Пример:

Венчики, венчики,

Звенели бубенчики

По цветам и травке,

Скакали по лавке.

Сверкали глазенки

На родимой сторонке,

Собирали потешки,

Щелкали орешки,

Полетели на цветок

Собирать медок –

Молчок!

- Потренируйте себя в молчании. Попробуйте молча сосчитать про себя до 10, 20, 30, 50. Не произносите ни слова, пока не получите на то моего разрешения. Удалось ли кому-нибудь из вас не произнести ни звука? (Это провокационный вопрос.) А почему вы молчите? (Этот вопрос задает воспитатель, если дети правильно справились с заданием.) А вот и попался самый нетерпеливый участник, который еще не умеет играть в молчанку.

II. Игра «Молчанка».

Играющие выбирают водящего, свободно прогуливаются по залу со словами:

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

- Чаб-чаляби, чаб-чаляби,

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб,

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как только скажут последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант «выкупает»: по желанию ведущего участники поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ноге.

III. Итог.

- Придумайте молчанку и проверьте ее действие на приятеле.

Мы сидели на балконе,

А внизу стояли кони,

Кони очень громко ржали,

Потом резко замолчали.

Чок-чок-чок, молчок,

Помолчи и ты, дружок!

- Понаблюдай действие молчанки на маме, папе, бабушке.

- Как они отнесутся к твоей молчанке: одинаково или все по-разному?

- Кому твой стишок понравился? Почему?

Игры небылицы и перевертыши для детей 4-6 лет

Цель: показать необычность фольклорного произведения; развивать дикцию, артикуляцию.

Ход занятия

I. Послушайте и повторите.

• Бах, бах, тарабах,

Едет мышка на ежах.

- Подожди, колючий еж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, еж!

- Что необычного мы слышим в этом стишке? (Мышка не может сесть на ежа, так как он колючий. Еж и мышь - враги. Еж? охотится на мышей. Это небылица.)

• Козлик на базар ходил,

Козлик там косу купил.

- На что ему коса?

- Мураву-траву косить.

- На что траву косить?

- Доброго коня кормить.

- На что коня кормить?

- Дубовый лес возить.

- На что лес возить?

- Через речку мост мостить.

- На что мост мостить?

- В гости к козыньке ходить!

- Может ли быть такое в действительности? (Нет! Козел не человек, на базар ходить, косить траву, а также строить мостик он не может.)

Значит, это небылица. Но она очень забавна и необычна, интересна. Напоминает небольшую сказочку.

Воспитатель предлагает прочитать эту небылицу по ролям.

Задание. К любой из этих небылиц нарисовать рисунок.

II. Придумываем сами небылицу.

Она может быть примерно такой:

Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Починил Ваня дуду!

Дуда в пляс пошла,

Пять горошин нашла.

А горошины - скакать,

На возок Ваню сажать.

Ваня быстро стал бежать,

За усы кота держать.

Кот заржал и побежал,

К мышам в царство попал.

III. Знакомство с небылицами разных народов.

Воспитатель. У других народов тоже слагают небылицы. Предлагаю вашему вниманию немецкую небылицу:

Встаю я под вечер,

А утром ложусь.

Гогочет петух,

Кукарекает гусь.

 

Я платье для куклы

Стираю метлой

И в печке дрова

Зажигаю пилой.

 

Вливаю три супа

В кастрюлю с яйцом.

Песенка с крышкой,

Кастрюля с концом.

- Понравилась вам небылица? Чем же она привлекательна? Над чем в ней можно посмеяться? Бывает ли так в жизни?

Хороводная игра по мотивам польской народной песни «Охотничья шуточная»

Дети идут по кругу. Зайчик стоит в кругу и скачет. За кругом крадется собака. Собака пытается проникнуть в круг, дети не пускают.

Дети:

Вышел зайчик в поле погулять,

Свеженькой капустки пощипать.

За кусточком сидя,

Он собак увидел,

Сразу скок — наутек!

Собака проникает в круг, гонится за зайчиком, зайчик убегает. Дети топают ногами.

Дети:

А за ним охотники бегут,

Их собаки страшные ведут.

Грянул громкий выстрел,

Только зайка быстрый

Всех надул — обманул!

Зайчик выбирает дошкольника (коня.) Взявши его за плечи, скачет по кругу. Дети хлопают.

Дети:

Видит зайка — конь стоит у пня,

Прыгнул зайка ловко на коня.

Конь перепугался,

По полю помчался

Напрямик — в тот же миг.

Конь возвращается в круг. Зайчик танцует в кругу, грозит пальцем собаке. Дети повторяют за ним.

Дети:

Зайчик до сих пор в лесу живет

И всегда охотникам поет:

«Ай, ай, ай, как стыдно,

Не поймать вам, видно,

Ни коня, ни меня».

Зайчик становится в круг и вместе с детьми водит хоровод.

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Хлопают в ладоши друг друга, громко говорят:

Карусели, карусели!

Мы с тобою в лодку сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети работают веслами.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой на лошадь сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети скачут верхом.)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в машину сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети крутят баранку.)

Карусели, карусели!

В самолет с тобой мы сели

И по-е-ха-ли!..

(Дети разводят руки в стороны и «летят».)

Карусели, карусели!

Мы с тобой в ракету сели

И по-е-ха-ли!..

(Руки находятся над головой, кончики пальцев соединены. Дети присели. «Полетели!»)

Дети берутся за руки и ходят по кругу в одну сторону, затем в другую.

Игры страшилки для детей 5-6 лет

Цель: познакомить детей со страшилками, развивать дикцию, чувство ритма, способствовать снятию чувства страха, психологическому здоровью каждого ребенка.

Ход развлечения

I. Прогоним страх.

Воспитатель предлагает детям послушать стишок, затем повторить так, чтобы рядом сидящему товарищу стало страшно.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает.

Имитация действий сказочной козы, которая хочет наказать ребенка за то, что он не ест:

1-я строка - коза шагает, указательные пальцы рук вверху над головой;

2-я строка - указательные пальцы приставлены ко лбу;

3-я строка - топает ногами 3 раза;

4-я строка - пять пальчиков ладошки выставлены вперед: большой внизу, сверху по нему хлопают остальные 4 пальца;

5-я строка - руки у лба, указательные пальцы впереди, проговариваются 5-я и 6-я строчки.

II. Обыграем страшилку движениями.

Я погнала корову на росу,

Там увидела медведя во лесу,

Я медведя испугалася,

За часты кусты бросалася.

- Ты, медведюшка-батюшка,

Ты не тронь мою коровушку,

Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку,

Я коровушку доить буду,

Малых детушек кормить буду!

Дети движениями, мимикой, жестами, пантомимой обыгрывают страшилку.

III. Творческое задание.

- Придумайте страшилку.

Сначала воспитатель читает страшилку:

Барашеньки, крутороженьки

По лесам ходили, по дворам бродили,

В скрипочку играли, Ваню потешали.

А Совица из лесица глазищами хлоп-хлоп!

А Козлица из хлевица ножищами топ-топ!

Придуманная страшилка может быть примерно такой:

Мой козленочек остророженький

По полю ходил, по зеленому бродил,

Он на дудочке играл, деток малых потешал.

А волчище с логовища зубищами щелк-щелк,

Глазищами хлоп-хлоп, ножищами топ-топ,

Хвостищем шорк-шорк! Все равно не страшен волк!

Слушаем и повторяем.

Ходит-пляшет хоровод,

На лежанке лежит кот.

Пляшут мышки-мыши.

Васька чуть их выше.

Мыши, тихо, не шумите,

Кота Ваську не будите.

• Найти в прибаутке все «шелестящие» слова.

• Нарисуйте к ней картинку.

Свинка Ненила сыночка хвалила:

- То-то хорошенький, то-то пригоженький:

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвостик крючком, нос пятачком!

• Вылепите из пластилина поросенка, о котором говорит его мама Ненила в прибаутке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшей группы по темам

Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика. Она является неотъемлемым элементом развития мелкой моторики рук. Это упражнения в игрово...

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей старшей группы на тему " Морское путешествие"

картотека игр для детей старшей группы на тему "Морское путешествие"...