Проект по развитию речи в старшей группе "Сказочники"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ульянова Наталья Васильевна

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи; через разнообразные формы организации детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_skazochniki.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №111

Проект по развитию речи в старшей логопедической  группе №6

«Сказочники»

Разработали:

 Н.В.Ульянова – воспитатель

О.Г.Гуржина- воспитатель

Е.В.Мартынова – учитель-логопед

Актуальность:

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал о сказке: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 

В наше время дети перестали читать. Телефон, телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».  Духовно - нравственное воспитание, развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его духовно - нравственного.  речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка, его духовно - нравственном воспитании. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, и остается в памяти на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с окружающим миром, с миром человеческих взаимоотношений. Дети узнают сказки, анализируют взаимоотношения между героями. Учатся сопереживать герою, отождествляясь с ним, думая, как нужно поступить в трудной ситуации. Обсуждая поступки героев, можно способствовать развитию воображения, мышления. Это учит детей рассуждать, осмыслять правила поведения между людьми в обществе. Играя в сказку, устраняются проблемы в речи, расширяется словарный запас, совершенствуется лексико – грамматическая структура, связная речь. 
Сказка решает вопросы духовно – нравственного воспитания детей. Через сказку они выражают своё отношение к поступкам героев. Это значит, что обогащается внутренний мир, формируется личность ребенка через доброту в сказках.

Цель: Развивать связную монологическую речь старших дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации детской деятельности.

 Задачи проекта:
- Укреплять духовно – нравственное воспитание личности детей. 

- Показать на примере русских народных сказок использование средств образности;
- Развивать способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умение делать правильный выбор. 
- Содействовать развитию познавательной сферы детей, речевому развитию, обогащению словаря, связной речи. 
- Формировать эмоционально – ценностное отношение к произведениям литературы и искусства. 
- Развивать художественно – эстетические способности в творческих работах, в театрализованной деятельности. 
- Обогащать детско–родительские отношения. 

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: долгосрочный

Ожидаемый результат:

  • Пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;
  • Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
  • Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
  • Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.

Презентация проекта: Показ сказок детям младшего возраста.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной

Перспективный план проекта по развитию речи для старшей логопедической группы “Сказочники”.

Месяц

Мероприятия

Октябрь

1.Беседа "Где живут книги",

2.Знакомство с профессией библиотекарь.

3. Пересказ сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.

4. Игра-драматизация сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”.

5.Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

6.. Лепка по сказке «Заяц – хваста».

7.Дидактические игры: 

-"Скажи по-другому" (подбор синонимов),

- "Скажи грустно, весело, сердито, стеснительно, и.т.д.",

8. Чтение сказок: «Заяц-хваста»,«Василиса Прекрасная».

9. Работа с родителями. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье

Ноябрь

1.НОД «Посещение мини-музея бумаги».

2. Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди",

3.Драматизация  сказки "Гуси-Лебеди",

4. Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

5.Дидактические игры:

-"Кто на кого похож",

-"Кто больше слов скажет",

6. НОД Конструирование из природного материала «Лебеди»

7.Чтение сказок: «Иван Царевич и серый волк», «Умный мужик».

8. Работа с родителями. Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка».

Декабрь

1. Составление юмористической сказки по серии сюжетных картин.

2.НОД  Лепка  по сказке «Снегурочка».

3. Драматизация новогодней сказки  по сюжету сказки «Теремок»

4.Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

5. Дидактические игры:

-"Пантомимы"

-"Скажи точнее"

6. Чтение сказок: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный».

7. Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Воспитание сказкой»

Январь

1.НОД "Мир сказок и приключений".

2. Игра-фантазирование, придумывание сказки “Хитрая лиса”. “Салат” из сказок.

3. НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". Анализ пословиц и фразеологизмов".

4.Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

5.  Дидактические игры:

-"На что похоже",

-"Мы не скажем, а покажем",

6.Чтение сказок: «Морозко», «По щучьему велению».

7.Работа с родителями. Помощь воспитателям в изготовлении декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

 Февраль

1.Чтение сказки «Колосок».

2. Игра-драматизация  сказки “Колосок”.

3.Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

4. НОД Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

5. Дидактические игры:

- «Из какой сказки фраза?»

- «Назови сказку по предмету.

6.Рисование по сказке «Лиса и кувшин».

7.Чтение сказок:  «Лиса и кувшин», «Каша из топора».

8. Работа с родителями. Консультация для родителей «Театр дома»

Март

1.Беседа "Моя любимая сказка",

2. НОД «Что за чудо эти русские народные сказки».

3.Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики",

4.Драматизация русской народной сказки "У страха глаза велики",

5. Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

6.Дидактические игры:

- «Кого не хватает?»

- «Назови сказку по герою»

7.Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

8.Работа с родителями. Консультация для родителей

«Игра-драматизация в воспитании дошкольника»

Апрель

1..НОД "Какие бывают книги",

2.Чтение русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", 

3.Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки;

4.НОД  - Лепка "Сестрица Аленушка",

5. Дидактические игры:

- «Собери по частям»

- «Отгадай сказку по отрывку»

6.Чтение сказок: «Финист—Ясный сокол», «Никита Кожемяка».

7.Работа с родителями. Консультация для родителей                                                                                 «Роль книги в жизни дошкольника.   Ребенок дошкольник – слушатель или читатель».

Май

1.Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика",

2.НОД "Чтение русской народной сказки "Хвосты",

3.Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".

4. Показ сказок  младшим детям.

5.Викторина по русским сказкам.

Конкурс для  родителей: придумывание сказки всей семьей.

3 Этап

Заключительный
Показ сказок  для младших групп.

Викторина по русским сказкам.
Оформление альбома «Моя сказка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи в старшей группе

Проект по развитию речи в старшей группе.зима 2015-16г....

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"...

Проект по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души»....

Проект по развитию речи в старшей группе на 2017-2018 учебный год

Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, его истокам, к...

Проект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Воспитание любви к книгам начинается в раннем детстве и способствуют  этому сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Сказки играют большую роль в становлении ...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...