Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Весна – красна»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сорокина Ирина Николаевна

Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления.

Воспитание у детей любви к русскому народному фольклору, к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna_-_krasna.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №115

комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

(ГБДОУ детский сад №115 Выборгского района)

194017, Санкт – Петербург, ул. Гаврская д.9

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности с детьми

старшей группы №7

по теме «Весна – красна»

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие,  художественно – эстетическое развитие.

Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология,

 музыкально – ритмическая технология, технология диалогового общения.

                                                                                                          Составила: Сорокина  И.Н.

Санкт-Петербург

2015

Цель:

Активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления.

Задачи

Образовательные задачи:

- Развивать у детей умения  читать выразительно наизусть скороговорки и заклички, играть в народные игры, рассказывать о народных весенних приметах.

- Закреплять умение выдерживать нужную интонацию при рассказывании наизусть, силу голоса, четко и внятно произносить слова и звуки.

- Уметь подбирать слова - определения, слова, обозначающие действие.

Развивающие задачи:

- Развивать связную, образную речь, умение строить предложения, размышлять, понимать юмор.

- Активизировать словарь детей.

- Развивать память, сообразительность, дикцию, активность.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей любовь к русскому народному фольклору, к родному языку.

- Воспитывать любознательность, умение раскованно держать себя в любых обстоятельствах,

  уверенно читать стихи, петь, играть.

- Воспитывать у детей желание, потребность и умение использовать фольклор в жизни.

Оборудование:

Картинки с изображением природных явлений в разные периоды весны,  массажный мячик,  птица из ткани, муз.инструмент – свистулька, зеркала,  фланелеграф, сопровождение CD музыки: музыкальный центр и флеш накопитель с звуками природы.

Словарная работа: весна – красна, талую, набухшие почки, трели, ледоход, солнечный, ручьи, капель,  вьют гнёзда, проталина, первоцветы, перелётные, закличка, приметы  и т.д.

Предварительная совместная деятельность:

Наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание  закличек о весне; загадывание загадок, разучивание скороговорок.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Организационный момент. Знакомство и приветствие  с гостями.

Основная часть

Игровое упражнение «Солнечный зайчик» с зеркалами.

Воспитатель:  

- Интересно, а что мы сейчас с вами делаем? А зачем мы это делаем? С помощью чего мы это делаем?

(ответы детей)

- А если бы солнце так ярко не светило, смогли бы мы поймать солнечного зайчика?

(ответы детей)

- Какое солнышко сегодня яркое! А почему оно такое яркое? Потому что пришла весна!!! Так хочется тепла и света! И, не только, нам этого хочется, но и всем, всем вокруг нас на нашей матушке – земле хочется теплой, да солнечной весны.

- Раньше, давным-давно, на Руси,  люди обращались к солнцу, небу, дождю, т.е. к явлениям природы, с просьбой о помощи в чём-либо.

Вот и мы сейчас с вами обратимся с просьбой, непосредственно, к самой «Весне», чтобы не отступала, не допускала больше морозов. Но, не просто будем просить, а будем закликивать «Весну», т.е. произносить закличку.

- А что такое закличка?

(Предполагаемые ответы детей: просьба, словесное обращение к кому-нибудь, (к чему-нибудь), кого хочется пригласить, это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти).

Для информации:

Заклички - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд

кликания и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету,

Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках как одушевленные

существа. Заклички считаются традиционными, так как они переходят из поколения в поколение.

Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского

труда.

Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, "ключ и

замок словам моим") связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали

особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и

наступление тепла.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Говорить

закличку нужно было громко, чтобы весна услыхала. В южнорусских губерниях их иногда пели в

такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом исполнительниц. Крестьянки

говорили: "Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно" (Шереметева М.Е.1930).

Обычно Обряды Закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца.

Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце. Для этого женщины и девушки,

забравшись на высокие места (крыши, пригорки), выкрикивали особые магические тексты, закликая приход «Весны», с её теплом и светом. Заклички кончались высокими, сильными и призывными “гуканьем” и

“ауканьем”, далеко разносившимися в весеннем небе.

Воспитатель и дети:

- Весна-красна,                              -   руки поднимаем вверх

 - Нам добра принесла.                 -   руки опускаем вниз

- Солнце лучистое,                        -  кисти рук соединены, пальцы рук  растопырены «солнышко»

- Небо чистое,                                -  движение руками «чистим небо»

- Звонкие капели,                          -  приседаем и встряхиваем кистями рук

- Птичьи трели,                             -  повороты, руки прижаты к туловищу, кисти рук растопырены

- Талую водицу,                            -  руки сцеплены в «замок», выполнение руками «змейки»

- Веселые лица,                             -  повороты и наклоны туловища

- Набухшие почки,                        -  руки соединены перед собой, пальцы рук прижаты, показ «коробочки»

- Первые цветочки.                       -  повороты, руки прижаты к туловищу, кисти рук растопырены

(Можно, поочерёдно, произнести закличку сначала девочкам, затем мальчикам;                                                                                                                                                                      

Можно произнести слова (весна, красна, принесла, солнце, лучистое, чистое, весёлые) - громко, выделяя звук «с», остальные слова в закличке - тихо и т.д.)

Воспитатель:

- Я думаю, что после такой заклички «Весна» уже не отступит. И завтра, и послезавтра, и послепослезавтра будет ясная и солнечная погода.

Ну, а сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру, которая называется «Веснушка». Про «Весну-красну»  мы давно уже говорим, много чего знаем, вот сейчас и проверим ваши знания. Усаживаемся поудобнее на наши коврики по кругу, берем, мяч-помощник и начинаем играть. Вам нужно назвать «весенние» слова-предметы, отвечающие на вопросы «Кто?» или «Что?

Игра «Веснушка»

Первый ребёнок называет нужное слово, передавая  мяч другому, а тот в свою очередь называет слово первого и своё, затем мяч получает третий участник и т.д. Игра проводится по кругу со всеми участниками.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание детей на фланелеграф, на котором прикреплены предметные картинки с изображением явлений весны.

Воспитатель:

- Ребята, вы такие молодцы, столько всего назвали. Посмотрите, все ваши слова появились на картинках. Сейчас к словам-предметам мы будем добавлять слова-действия и у нас, получится целый рассказ о весне.

Составление предложений по опорным картинкам:

1. Пришла весна, солнце ярко светит, тает снег, бегут ручьи, звонко капает капель, на дорогах лужи.

2. В лесу появляются первые проталины, на реке начинается ледоход, на деревьях набухают почки,  распускаются первые листочки, зеленеет травка.

3. Из-под снега появляются первоцветы: подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики, крокусы.

4. Из жарких стран возвращаются перелётные птицы: скворцы, грачи, дрозды, жаворонки.

5. Птицы вьют гнёзда, чтобы вывести птенцов.

6. Весной бывает первая гроза.

(Дети по желанию (3-4 человека) повторяют рассказ.

(можно провести игру на внимание «Угадай, какая картинка исчезла?»)

Воспитатель:

Молодцы! Какой замечательный рассказ у нас получился. И, главное, мы, все признаки весны перечислили. А ещё что вы знаете о весне?

(предполагаемые ответы детей: скороговорки,  чистоговорки,  приметы и т.д.)

Скороговорки: «Галка села на забор, грач завёл с ней разговор»; «Увидел скворца - весна у крыльца»; «Приучить сороку, одна морока. А сорок сорок – сорок морок»; «Гром гремит, грозит, грохочет, напугать гроза нас хочет».

Чистоговорки: «На-на-на-на в гости к нам пришла… (весна). Эй-эй-эй-эй, всех нас солнышко… (согрей).

Оз-оз-оз-оз и не страшен нам …(мороз).

Воспитатель: Молодцы! А знаете ли вы народные приметы про весну? И что обозначает слово «примета»?

(ответы детей)

Для информации:

Примета – признак, по которому можно узнать кого-либо, что-либо.

 Признак, предвещающий что-либо. Явление, обстоятельство, указывающее, по народным верованиям, на связь с каким-либо другим событием.

                                                                                                                                                      3

Воспитатель:

В давние-давние  времена у людей не было ни телевизоров, ни компьютеров, а все вокруг знали, что да как, когда сеять, когда пахать. Какая весна нынче наступит -  ранняя или поздняя. Приметы тоже считались традиционными и тоже  передавались из поколения в поколение. Так какие же приметы мы с вами знаем?

(предполагаемые ответы детей)

Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

Коли прилетели дрозды, значит, морозов уже не будет.

У человеческого жилья много синиц, значит, весна будет холодной.

Если с крыш висят длинные сосульки, то и весна будет длинной.

На небе синие облака - то это к теплу и дождю.

Пришёл марток – надевай двое порток!

Какая весна - такое и лето.

Март холодный - год хлебородный.

Весною как грязь, так и хлебушка даст.

Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя – не обманет.

Воспитатель:

Ребята, вы молодцы! Славно поработали, пора и отдохнуть. А у меня для вас сюрприз небольшой. Закрывайте глаза и слушайте.

(воспитатель играет на народном инструменте – свистульке в виде птички, дети рассматривают; далее короткий рассказ воспитателя о том, зачем нужны были свистульки и в какие народные игры, используя свистульки, играли дети, и какие заклички пели)

Для информации:

Заклички Птицам (жаворонкам, куликам, грачам)

заклички, обращенные к птицам - жаворонкам, часто были единственной формой кликания весны,

а их исполнителями являлись как дети, так и взрослые. К простейшим, более древним формам детских "птичьих" закличек, относятся многочисленные звукоподражания, например: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль". В "птичьих" закличках, являвшихся основой обряда встречи весны, дети и взрослые обращались к птицам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", "красно солнышко", "тепло гнездышко", "хлеб вольный" или "добрый", "теплое лето", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги, перепряла всю кудель и т.п. Их молили принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это их стремились одарить, например, предлагали пирожок и играли в игры, где главными героями были птицы.

(воспитатель предлагает детям поиграть в н.и. «Скачет, скачет воробей»)

Народная игра «Скачет, скачет воробей»      Дети выбирают водящего (воробья). Водящий, всё время            

Дети все вместе поют:                                           прыгая, то на одной, то на другой ноге, приглашает

Скачет, скачет воробей-бей, бей, бей,                 другого игрока и так далее до 5-6 участников. Образуется

Собирает всех детей, детей,                                  «цепочка» из детей. На слова «убегайте все от нас»                              

Мало, мало, мало нас, нас, нас,                             водящий ловит детей. Ребёнок, которого водящий успел                    

Иди (имя ребёнка) за нас, нас, нас.                       поймать, становится водящим.

Повтор 5-6 раз

Скачет, скачет воробей-бей, бей, бей,  

Разгоняет всех детей, детей.                                                

Много, много, много нас, нас, нас.

Убегайте все от нас, нас, нас.

(Воспитатель хвалит детей; интересуется, понравилось ли детям играть, что узнали нового, интересного и т.д.)

Список использованных источников:

1.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду».  М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2.Н.В.Ерёмина «Школа традиционной игры»

3.Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников:

  Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л.'Н. Иванищенко;

  Под общей ред. Е. И.    Якубовской. - СПб.:СПбАППО, 2008.

4.Образовательный  центр  развития детей «Аничков мост»  (семинар 15.03.2015г.  

  «Приобщение детей к  традициям народной культуры: детский музыкальный фольклор,

  народные традиционные праздники, малые формы фольклора, народные промыслы и др.)

5.Интернет-ресурсы: «Приметы весны для детей»; «Скороговорки про весну»;

   «Народный календарь праздников на март»;  «Заклички»; tk.otdel@patriotvrn.ru.

   «Программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста», иллюстрации, фотографии.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Весна-красна идёт»

Это открытое мероприятие проходило в марте 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.В сказочной интриге используются игровые приёмы, помогающие детям раскрыть тему, вызв...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему:"Весна-красна идет"

Целью данной образовательной деятельности является закрепление у детей знаний о весне, обучение связному последовательному рассказу, развитие у детей способности радоваться пробуждению природы, а такж...

Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Весна – красна пришла»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы "Весна-красна"

В конспекте представлено пошаговое моделирование из пластилина сезонных изменений в природе с приходом весны....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»

Данная образовательная деятельность направлена   на закрепление  представлений о весне и  её признаках; на формирование  умений  воспринимать образ весны  в раз...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ) «ВЕСНА - КРАСНА»

Конспект поможет педагогам организовать деятельность детей по ознаокмлению или закреплению знаний детей по теме "Весна"...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней группе по теме «Весну красную зовем»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней группепо теме «Весну красную зовем»Задачи приоритетной образовательной области Речевое развитие.Обог...