Конспект ООД по развитию речи "Хлеб на стол, так и стол - престол!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тимофеева Светлана Леонидовна

Программное содержание:

1. Расширять знание детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о ценности этого пищевого продукта.

2. Формировать у детей уважительное отношение к труду хлеборобов, учить беречь хлеб.

3. Обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей; учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, формировать умение связно и последовательно передавать текст.

4. Развивать память детей при заучивании стихов, пословиц, учить выразительно читать стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «Хлеб на стол, так и стол – престол!»

                                                             Составитель: Тимофеева С.Л.

Программное содержание:

1. Расширять знание детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о ценности этого пищевого продукта.

2. Формировать у детей уважительное отношение к труду хлеборобов, учить беречь хлеб.

3. Обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей; учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя, формировать умение связно и последовательно передавать текст.

4. Развивать память детей при заучивании стихов, пословиц, учить выразительно читать стихи.

Предшествующая работа:

1. Чтение детям, заучивание стихов, пословиц о хлебе.

2. Д/и «От зернышка  до булки», «Было - стало».

3. Работа с соленым тестом (изготовление и выпечка хлебобулочных изделий для с/p игр).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да!) Вот сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Но отправимся мы в путь не ради развлечения, а для того, чтобы еще раз вместе с вами вспомнить, как важен и дорог для нас хлеб.

Наше путешествие пройдет под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу».

Скажите ребята, а на чем можно путешествовать? (Дети называют различные виды транспорта.)

Молодцы! Хорошо знаете виды транспорта. Мы же с вами отправимся в путешествие на поезде «Колосок». А не сбиться с пути нам поможет карта. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот, что это за станции, вы узнаете по ходу нашего путешествия.

Но вот беда: билетов-то у нас нет. Что же делать? Как нам попасть на поезд?

Проводница (ребенок в форме проводника): вместо билета вы можете назвать пословицы про хлеб, тогда попадете на поезд.

Воспитатель: Ребята, выручайте! Кто помнит пословицы про хлеб?!

(Дети называют пословицы.)

«Хлеб - всему голова»

«Без хлеба нет обеда»

«Без соли невкусно, а без хлеба несытно»

«Хлеб — батюшка, вода — матушка»

«Хлеба к обеду в меру бери - хлеб драгоценность, им не сори». «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной».

Проводница: Занимайте места! Садитесь поудобней. Наш поезд стремительно мчится мимо городов, деревень, лесов, полей. Вот он подъезжает к первой станции, которая называется «Станция легенд».

Воспитатель: Эта станция очень древняя. Люди, живущие на ней, знают много легенд и преданий. И (Настенька) знает одно предание о том, как пришел к людям хлеб.

Девочка: Было это давным-давно. Людям тогда жилось очень трудно, они не умели еще приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды один человек останавливается, срывает травку, кладет в рот семена и радостно кричит. К нему подбегают другие, пробуют зерна и, радостно пританцовывая, уносят зерна. Прошло время. Человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать раздробленные зерна и смешивать их с водой. Вот, однажды, зерновая каша выплеснулась во время варки на раскаленные камни. Она превратилась в румяную подгорелую лепешку, приятно пахнущую и аппетитную на вид. Вот именно с появлением этих лепешек и началось на земле хлебопечение.

Воспитатель: попрощаемся с жителями станции легенд и отправимся в путь дальше. Занимайте места в вагонах.

Ребенок:

Да, не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Воспитатель: Дорога дальняя, а пока мы будем ехать, послушайте немного интересных сведений о хлебе.

1-ый   ребенок: В старину рожь называли житом, от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

2-ой   ребенок: Землю называли - матушкой, хлеб - батюшкой.

Воспитатель: Вот мы и приехали на станцию ... «Горячий хлеб».

«Станция «Горячий хлеб».

Есть пословица в народе: «Хлеб на стол, и стол - престол».

Так как же приходит хлеб к нам на стол?

Ребенок: Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

1-ый ребенок: Прежде, чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрением, вспахать, проборонить, затем засеять ее с помощью тракторов, плугов и разных других машин. После посева надо постоянно обрабатывать и подкармливать ее, бороться с сорняками. (слайд №1)

2-oй   ребенок: Но выращенные в поле колосья - еще не хлеб. Их надо сжать. А труд этот очень тяжелый, хоть и приходит человеку на помощь техника. На полях разворачивается настоящая битва - жатва. (слайд2)

3-ий   ребенок:        

Затем зерно обмолачивают. После его надо провеять, рассортировать, просушить и привезти на зерносклады. Затем оттуда берут зерно, перемешивают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто и пекут хлеб. (слайды №№3-5)

Воспитатель: Видите, насколько труден и долог путь хлеба к нашему столу. Очень трудно быть хлеборобом. Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним пройти трудный путь рождения хлеба.

Физкультминутка.

Вот мы зернышко сажали

Семя в землю зарывали

Вырос тоненький росток,

Он и строен и высок.

И другие распустились

Дружно все заколосились.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Налетел тут ветерок

Закачался колосок!

Едем дальше

Станция «Урожайная»

Ра-ра-ра начинается …. игра

Ра-ра-ра вышли в поле… трактора

Но- но-но посеяли в поле … зерно

Ай-ай – ай соберём мы …урожай.

Из трёх слов составляем предложение.

В ряд выстраиваются дети, каждому говорится, что один трактор, другой пашет, третий земля. Все остальные дети составляют предложение из этих слов (трактор пашет землю). Затем дети меняются местами. Ребята должны составить новое предложение. Другие варианты:

-Комбайны собирают урожай.

-Пекарь печёт хлеб.

Воспитатель: Про хлеб говорили так:

Хлеб на стол, так и стол - престол.

А хлеба ни куска, так и стол - доска.

Итак, продолжим наше путешествие: мы прибываем на станцию

«Бережливых».

Станция «Бережливых».

Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, даже пословица есть.  «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб- драгоценность им не сори».

Ребята! Как вы думаете, правда ли, что если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься?

Дети: наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься от стыда.

 ребенок:

Мне больно, когда я, случается вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

 ребенок:

Ты Мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель:

Дети, помните всегда, что хлеб — это святое.

Это труд человеческий и относиться к нему надо бережно.

Ребята, как называются изделия из теста?  Назовите их. (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, торт и т. д.) (слайд №6)

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на станции «Игровая»

  1. Игра «Назови ласково»

Булка- булочка

Колос – колосок

Зерно – зёрнышко

Хлеб- хлебушек

Сухарь – сухарик

Пряник – пряничек

Здесь много баранок, давайте их посчитаем:

  1. Игра «Сосчитай баранки»

1 баранка, 2 баранки, 3 баранки, 4 баранки, 5 баранок. 

Помогите правильно назвать первый звук в названиях изделиях на картинках.

  1. Игра «Назови первый звук в слове»

 Батон, хлеб, каравай, лаваш, сухарь, ватрушка.

Ребята, как много хлебобулочных изделий на станции. Перечислите их.

Игра «Чего много?»

Много баранок, ватрушек, бубликов, булочек, сухарей, пряников, печенья, кренделей, пирожков.

Игра «Вопрос, ответ»

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":

Назови ласково хлеб (хлебушек).

Крошки хлеба какие? (хлебные).

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

Посуда для хлеба (хлебница).

Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

Кто печет хлеб? (хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия)

Замечательно, следующая «Станция пекарня»

Воспитатель: Русский народ всегда с большим уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и солью.

Девочка в русском народном костюме выносит каравай: отведайте   нашего хлебушка.

Девочка подносит хлеб каждому гостю и ребенку. Они по русскому обычаю отламывают кусочек, макают в солонку.

- Ребята, самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками.

Давайте мы с вами сделаем из теста маленькие бараночки, а наши чудесные повара их в печи нам испекут.

Наше путешествие подходит к концу. Давайте закончим словами уважения хлеборобам.

Дети: Хвала рукам, что пахнут хлебом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"

    Конспект занятия по развитию речи на тему:        ...

«Хлеб на стол, так и стол – престол!» развлечение

Разработка по ознакомлению детей с историей появления хлеба....

Проект "Хлеб на стол, так и стол престол"

Ознакомление детей старшего возраста со значением хлеба в жизни человека, приобщение к здоровому питанию....

Хлеб на стол, так и стол престол.

Целью проекта было формирование знаний детьми  о хлебе, как о великом богатстве нашей страны. Развивать поисковую деятельность детей, интеллектуальную инициативу. Совершенствовать способы экспере...

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...

Конспект занятия по развитию речи старшая группа "Как хлеб на стол пришел"

Цель : Дать детям представление о том ,какой путь проходит зерно чтобы стать  хлебом.Задачи:Уточнить представления детей из каких злаков выпекают хлеб (пшеница, рожь)Сформировать представления де...