Обучение дошкольников составлению творческого рассказа
консультация по развитию речи (старшая группа)

Творческое рассказывание — наиболее сложный вид связ­ной монологической речи. Обучение составлению расска­зов с элементами творчества способствует развитию словес­но-логического мышления, творческого воображения, а также учит ребенка самостоя­тельно выражать свои мысли, используя для этого разнооб­разные связи и отношения между предметами и явлени­ями. По мнению В.П. Глухова, «под творческими рассказами понимают придуманные деть­ми рассказы с самостоятель­ным выбором содержания (си­туаций, действий, образов), логически построенным сю­жетом, облеченным в соответ­ствующую словесную форму» [5, с. 80]. Ф.А. Сохин выделяет сле­дующие виды творческих рас­сказов: придумывание продол­жения и конца рассказа; рас­сказа или сказки по плану педагога; рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана); рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему [8].

Т.В. Волосовец отмечает, что «творческое рассказыва­ние детям с ОНР... дается с большим трудом. Они испы­тывают серьезные затрудне­ния в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творчес­кого задания подменяется пе­ресказом знакомого текста» [6, с. 45].

Таким образом, дошкольни­ки с ОНР III уровня речевого развития испытывают значи­тельные трудности в составле­нии рассказов с элементами творчества: они затрудняются придумать сюжет, структура их сочинений лишена четкос­ти, последовательности, зачас­тую логичности, отсутствует описание главных героев. Таких детей мы обучаем в рамках об­щей системы подгрупповых и индивидуальных занятий, на­правленных на коррекцию ре­чевых и внеречевых процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_pereskaz.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников составлению творческого рассказа

Творческое рассказывание — наиболее сложный вид связной монологической речи. Обучение составлению рассказов с элементами творчества способствует развитию словесно-логического мышления, творческого воображения, а также учит ребенка самостоятельно выражать свои мысли, используя для этого разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. По мнению В.П. Глухова, «под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму» [5, с. 80]. Ф.А. Сохин выделяет следующие виды творческих рассказов: придумывание продолжения и конца рассказа; рассказа или сказки по плану педагога; рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана); рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему [8].

Т.В. Волосовец отмечает, что «творческое рассказывание детям с ОНР... дается с большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста» [6, с. 45].

Таким образом, дошкольники с ОНР III уровня речевого развития испытывают значительные трудности в составлении рассказов с элементами творчества: они затрудняются придумать сюжет, структура их сочинений лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, отсутствует описание главных героев. Таких детей мы обучаем в рамках общей системы подгрупповых и индивидуальных занятий, направленных на коррекцию речевых и внеречевых процессов.

Первое направление работы по развитию навыка творческого рассказывания — использование традиционной методики, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [9]. В занятия по развитию связной речи, проводимые на ее основе, мы включали задания творческого характера, разработанные В.П. Глуховым [5]. В процессе обучения пересказу использовались их следующие виды:

  • игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения;
  • упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера);
  • рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа / сказки и их словесное описание);
  • восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:
  • включение в текст пропущенных слов (словосочетаний),
  • восстановление нужной последовательности предложений;
  • составление творческих пересказов (с заменой действующих лиц, изменением места и времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.).

В занятия по обучению рассказыванию мы включали следующие задания:

  • придумывание названия к картинке или серии картинок, а также разных вариантов названия, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту, эпизоду);
  • игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картинки («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.);
  • составление предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картинки;
  • разыгрывание действий персонажей картинки (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.);
  • составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога);
  • восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок (игра-упражнение «Угадайка!»: по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картинке, но закрытого экраном фрагмента).

На занятиях по обучению описанию мы использовали следующие задания:

  • игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • составление описания предмета по собственному рисунку;
  • использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» )

Второе направление — проведение логопедической работы по развитию навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. С этой целью мы разработали систему логопедических упражнений. В качестве основы использовали методические разработки Е.В. Аханьковой [2], Т.В. Волосовец [6], В.П. Глухова [5], В.В. Коноваленко [6], Т.А. Ткаченко [10] и других ведущих логопедов, а также адаптированные материалы из опубликованных работ М.М. Алексеевой, А.М. Бородич [3], Ф.А. Сохина [10], Е.Б. Танни- ковой [9], Б.И. Яшиной [1], содержащих рекомендации по организации работы по обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста без речевой патологии.

Обучение составлению рассказов с элементами творчества проводится в три этапа.

Первый — накопление опыта. Поскольку навык творческого рассказывания напрямую зависит от богатства и разнообразия представлений об окружающем мире, непрерывное обогащение жизненного опыта — одно из необходимых условий его формирования у детей с ОНР III уровня. Эта работа проводится совместно с воспитателями логопедической группы и включает экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

Второй — собственно процесс детского творчества. Его задачи: формирование навыка составления связного развернутого высказывания, развитие умения использовать жизненные впечатления как творческий компонент рассказа и сказки.

Третий — появление новой продукции. После сочинения дошкольникам дается задание нарисовать картинку к своему рассказу и еще раз пересказать его родителям; совместными усилиями детей и взрослых оформляется творческий альбом «Наши сочинялки».

В целях обучения дошкольников с ОНР III уровня творческому рассказыванию целесообразно проводить следующие виды занятий:

  • составление рассказа (сказки) по аналогии;
  • придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа (сказки);
  • составление рассказа (сказки) с заменой действующего лица;
  • с добавлением предшествующих событий;
  • предшествующих и последующих событий;
  • действующего лица;
  • с изменением результата действия;
  • времени действия;
  • составление рассказа (сказки) по опорным предметным картинкам;
  • на заданную тему;
  • сочинение рассказа (сказки) на заданную тему по нескольким опорным словам.

При этом решаются практические задачи:

  • у детей при составлении собственного рассказа развивается умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале;
  • активизируются знания и представления об окружающем мире, уточняются и развиваются пространственные и временные представления;
  • развивается воссоздающее и творческое воображение.

Работу по обучению дошкольников с ОНР III уровня творческому рассказыванию следует начинать с проведения занятий по составлению рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями или народными сказками (например, рассказами Е.А. Пермяка «Кто?» и «Как Маша стала большой», сказкой К.Д. Ушинского «Бишка»). Для этого в опорном произведении можно заменять действующие лица, детали повествования, действия отдельных персонажей.

Структура таких занятий включает:

  • двукратное чтение и разбор содержания текста;
  • конкретные указания по сочинению рассказа (с изменением времени года, места действия и т.д.);
  • составление детьми рассказов.

Остальные виды занятий (по придумыванию продолжения (окончания) незавершенного рассказа (сказки), составлению рассказа (сказки) с заменой действующего лица и т.д.) можно проводить как с опорой на наглядный материал, так и без него. При этом обучение составлению рассказа без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида работы, проводится на заключительном этапе.

Структура занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включает:

  • беседу-обсуждение предложенной темы;
  • обсуждение или совместное с детьми составление плана будущего рассказа;
  • определение места, времени действия, основных персонажей;
  • обсуждение и анализ детских рассказов;
  • «домашние задания» (детям предлагается пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему и т.д.).

При обучении составлению рассказов на заданную тему целесообразно использовать следующие приемы:

  • опору на образец начала рассказа, данный педагогом;
  • вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа;
  • предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога.