Обучение дошкольников составлению творческого рассказа
консультация по развитию речи (старшая группа)

Творческое рассказывание — наиболее сложный вид связ­ной монологической речи. Обучение составлению расска­зов с элементами творчества способствует развитию словес­но-логического мышления, творческого воображения, а также учит ребенка самостоя­тельно выражать свои мысли, используя для этого разнооб­разные связи и отношения между предметами и явлени­ями. По мнению В.П. Глухова, «под творческими рассказами понимают придуманные деть­ми рассказы с самостоятель­ным выбором содержания (си­туаций, действий, образов), логически построенным сю­жетом, облеченным в соответ­ствующую словесную форму» [5, с. 80]. Ф.А. Сохин выделяет сле­дующие виды творческих рас­сказов: придумывание продол­жения и конца рассказа; рас­сказа или сказки по плану педагога; рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана); рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему [8].

Т.В. Волосовец отмечает, что «творческое рассказыва­ние детям с ОНР... дается с большим трудом. Они испы­тывают серьезные затрудне­ния в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творчес­кого задания подменяется пе­ресказом знакомого текста» [6, с. 45].

Таким образом, дошкольни­ки с ОНР III уровня речевого развития испытывают значи­тельные трудности в составле­нии рассказов с элементами творчества: они затрудняются придумать сюжет, структура их сочинений лишена четкос­ти, последовательности, зачас­тую логичности, отсутствует описание главных героев. Таких детей мы обучаем в рамках об­щей системы подгрупповых и индивидуальных занятий, на­правленных на коррекцию ре­чевых и внеречевых процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_pereskaz.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников составлению творческого рассказа

Творческое рассказывание — наиболее сложный вид связной монологической речи. Обучение составлению рассказов с элементами творчества способствует развитию словесно-логического мышления, творческого воображения, а также учит ребенка самостоятельно выражать свои мысли, используя для этого разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. По мнению В.П. Глухова, «под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму» [5, с. 80]. Ф.А. Сохин выделяет следующие виды творческих рассказов: придумывание продолжения и конца рассказа; рассказа или сказки по плану педагога; рассказа по теме, предложенной педагогом (без плана); рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему [8].

Т.В. Волосовец отмечает, что «творческое рассказывание детям с ОНР... дается с большим трудом. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста» [6, с. 45].

Таким образом, дошкольники с ОНР III уровня речевого развития испытывают значительные трудности в составлении рассказов с элементами творчества: они затрудняются придумать сюжет, структура их сочинений лишена четкости, последовательности, зачастую логичности, отсутствует описание главных героев. Таких детей мы обучаем в рамках общей системы подгрупповых и индивидуальных занятий, направленных на коррекцию речевых и внеречевых процессов.

Первое направление работы по развитию навыка творческого рассказывания — использование традиционной методики, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [9]. В занятия по развитию связной речи, проводимые на ее основе, мы включали задания творческого характера, разработанные В.П. Глуховым [5]. В процессе обучения пересказу использовались их следующие виды:

  • игры-инсценировки на сюжет пересказываемого произведения;
  • упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера);
  • рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа / сказки и их словесное описание);
  • восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:
  • включение в текст пропущенных слов (словосочетаний),
  • восстановление нужной последовательности предложений;
  • составление творческих пересказов (с заменой действующих лиц, изменением места и времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.).

В занятия по обучению рассказыванию мы включали следующие задания:

  • придумывание названия к картинке или серии картинок, а также разных вариантов названия, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту, эпизоду);
  • игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картинки («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.);
  • составление предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картинки;
  • разыгрывание действий персонажей картинки (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.);
  • составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога);
  • восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок (игра-упражнение «Угадайка!»: по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картинке, но закрытого экраном фрагмента).

На занятиях по обучению описанию мы использовали следующие задания:

  • игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • составление описания предмета по собственному рисунку;
  • использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» )

Второе направление — проведение логопедической работы по развитию навыка творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР III уровня речевого развития. С этой целью мы разработали систему логопедических упражнений. В качестве основы использовали методические разработки Е.В. Аханьковой [2], Т.В. Волосовец [6], В.П. Глухова [5], В.В. Коноваленко [6], Т.А. Ткаченко [10] и других ведущих логопедов, а также адаптированные материалы из опубликованных работ М.М. Алексеевой, А.М. Бородич [3], Ф.А. Сохина [10], Е.Б. Танни- ковой [9], Б.И. Яшиной [1], содержащих рекомендации по организации работы по обучению творческому рассказыванию детей дошкольного возраста без речевой патологии.

Обучение составлению рассказов с элементами творчества проводится в три этапа.

Первый — накопление опыта. Поскольку навык творческого рассказывания напрямую зависит от богатства и разнообразия представлений об окружающем мире, непрерывное обогащение жизненного опыта — одно из необходимых условий его формирования у детей с ОНР III уровня. Эта работа проводится совместно с воспитателями логопедической группы и включает экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картинок, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

Второй — собственно процесс детского творчества. Его задачи: формирование навыка составления связного развернутого высказывания, развитие умения использовать жизненные впечатления как творческий компонент рассказа и сказки.

Третий — появление новой продукции. После сочинения дошкольникам дается задание нарисовать картинку к своему рассказу и еще раз пересказать его родителям; совместными усилиями детей и взрослых оформляется творческий альбом «Наши сочинялки».

В целях обучения дошкольников с ОНР III уровня творческому рассказыванию целесообразно проводить следующие виды занятий:

  • составление рассказа (сказки) по аналогии;
  • придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа (сказки);
  • составление рассказа (сказки) с заменой действующего лица;
  • с добавлением предшествующих событий;
  • предшествующих и последующих событий;
  • действующего лица;
  • с изменением результата действия;
  • времени действия;
  • составление рассказа (сказки) по опорным предметным картинкам;
  • на заданную тему;
  • сочинение рассказа (сказки) на заданную тему по нескольким опорным словам.

При этом решаются практические задачи:

  • у детей при составлении собственного рассказа развивается умение ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале;
  • активизируются знания и представления об окружающем мире, уточняются и развиваются пространственные и временные представления;
  • развивается воссоздающее и творческое воображение.

Работу по обучению дошкольников с ОНР III уровня творческому рассказыванию следует начинать с проведения занятий по составлению рассказов по аналогии с небольшими литературными произведениями или народными сказками (например, рассказами Е.А. Пермяка «Кто?» и «Как Маша стала большой», сказкой К.Д. Ушинского «Бишка»). Для этого в опорном произведении можно заменять действующие лица, детали повествования, действия отдельных персонажей.

Структура таких занятий включает:

  • двукратное чтение и разбор содержания текста;
  • конкретные указания по сочинению рассказа (с изменением времени года, места действия и т.д.);
  • составление детьми рассказов.

Остальные виды занятий (по придумыванию продолжения (окончания) незавершенного рассказа (сказки), составлению рассказа (сказки) с заменой действующего лица и т.д.) можно проводить как с опорой на наглядный материал, так и без него. При этом обучение составлению рассказа без использования словесных и наглядных опор, из-за сложности этого вида работы, проводится на заключительном этапе.

Структура занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включает:

  • беседу-обсуждение предложенной темы;
  • обсуждение или совместное с детьми составление плана будущего рассказа;
  • определение места, времени действия, основных персонажей;
  • обсуждение и анализ детских рассказов;
  • «домашние задания» (детям предлагается пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему и т.д.).

При обучении составлению рассказов на заданную тему целесообразно использовать следующие приемы:

  • опору на образец начала рассказа, данный педагогом;
  • вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания рассказа;
  • предваряющий вопросный план, составляемый коллективно и индивидуально, под руководством педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...