Методика исследования предпосылок к обучению грамоте
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шеляг Нина Михайловна

Методика исследования предпосылок к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Логопедическое обследование.

 I. Исследование состояния звукопроизношения.

Осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами в том случае, если в ходе выполнения заданий у испытуемого выявляются нарушения произношения звуков.

Оценка: правильное произношение всех звуков - 4 балла,

        нарушение произношения одной группы звуков - 3 балла,

        нарушение произношения двух групп звуков - 2 балла,

        нарушение произношения трех групп звуков - 1 балл,

        нарушение произношения свыше трех групп звуков - 0 баллов.

II. Состояние звукослоговой структуры слов оценивается после выполнения ребенком всех заданий предлагаемой методики.

В ходе обследования фиксируются ошибки, допускаемые испытуемым.

Обязательным для проверки является следующий набор слов: январь, февраль, весна, грибы, вдвоем, птицы, четверг, блюдце, гнездо, квадрат, свинья, космонавт, аквариум, мотоцикл, стрекоза, снеговик, квартира, скворечник, хитрая, хлебница, велосипед, сахарница, треугольник, прилетели, выкрасилась, мизинчик, притворилась, художница, поросенок, конфетница, земляника, сковорода, мотоциклист, прямоугольник, температура, милиционер, водопроводчик, парикмахерская.

Оценка: отсутствие нарушений звукослоговой структуры - 4 балла,

        неправильное воспроизведение от 1 до 3 слов - 3 балла,

        неправильное воспроизведение от 4 до 6 слов - 2 балла,

        неправильное воспроизведение от 7 до 9 слов - 1 балл,

        нарушение звукослоговой структуры более 10 слов - 0 баллов.

Замены звуков, связанные с нарушенным звукопроизношением, не учитываются.

III. Исследование фонематического восприятия и фонематических представлений:

1.Слуховая дифференциация звуков на материале слов-квазиомонимов.

Материалы: сюжетная картинка с изображением сказочных персонажей (Буратино и Мальвины) и картинки на слова-квазиомонимы: жук-сук, лес-лещ, коза-коса, сабля-цапля, нос- ночь, челка-щелка, чаща-чаша, шашки-чашки, уши-ужи, платит-плачет, уточка-удочка, почки-бочки, класс-глаз, лук-люк, мышка-мишка, нос-нес, осы-оси, шест-шесть, хор-хорь, жарит-жалит, марка-майка.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается сюжетная картинка. Экспериментатор предлагает испытуемому вспомнить сказку "Золотой ключик" и назвать героев, изображенных на картинке (в случае затруднения логопед сам называет имена). Далее экспериментатор напоминает ребенку, что Мальвина начала играть с Буратино в школу. "На сегодняшнем уроке, - говорит логопед, - Мальвина задала Буратино сложную задачу: он должен различить похожие слова. Чтобы получить пятерку за это задание, нужно быть очень внимательным. Давай попробуем и мы поиграть в эту игру. Когда ты выполнишь все задания, мы сравним твою оценку с той, которую получил Буратино, и посмотрим, кто из вас внимательнее".

Перед ребенком выкладываются две парные картинки. Экспериментатор выясняет понимание испытуемым смыслового значения слов, предлагаемых для различения. Для этого он задает следующие вопросы, например: "Покажи мне картинку, на которой изображены бочки. (Ребенок показывает). А теперь покажи, где почки". В случае затруднений даются разъяснения, после чего вновь проверяется правильность понимания слов. Далее дается задание: "Покажи ту картинку, которую я назову". Экспериментатор, закрыв лицо экраном, четко и неоднократно произносит то одно, то другое слово пары (пример: почки-бочки, бочки-почки и т.д.). Ребенок каждый раз показывает соответствующую картинку.

Оценка: правильное выполнение всех заданий - 4 балла,

        неправильное выполнение от 1 до 5 заданий - 3 балла,

        неправильное выполнение от 6 до 10 заданий - 2 балла,

        неправильное выполнение от 11 до 15 заданий - 1 балл,

        неправильное выполнение более 16 заданий - 0 баллов.

2. Повторение изолированных слогов.

Материал: слоговые таблицы Н.Б.Покровского (в сокращенном виде)  и сюжетная картинка с изображением леса и детей, слушающих эхо.

При произнесении слогов лицо экспериментатора экранируется в целях устранения возможности чтения с губ.

                                      Таблица 1                

Няк

пуль

бущь

мят

свум

сось

пиц

чтал

дюр

хач

Мюф

зощ

плись

рыц

дум

нысь

лут

сич

вость

дыс

Фсен

ряй

бер

чать

выс

гум

прюх

шеть

втоть

ефь

                                                 

Таблица 2

Лир

нет

трен

рась

скум

цать

дян

стоц

прыл

кром

Дуч

свар

порь

нар

зунь

сул

пяф

золь

сель

хил

Чтел

лась

хуф

песть

вый

касть

реть

ряс

фыл

урт

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается сюжетная картинка. Экспериментатор говорит испытуемому: "На этой картинке изображен лес, речка, дети, стоящие на берегу. Они кричат и слушают, что им отвечает эхо. Давай и мы поиграем в "Эхо". Сейчас я буду читать тебе слоги, ты их внимательно слушай и повторяй за мной, как эхо".

Оценка: правильное воспроизведение всех слогов - 4 балла;

        ошибочное воспроизведение от 1 до 5 слогов - 3 балла;

        ошибочное воспроизведение от 6 до 10 слогов - 2 балла;

        ошибочное воспроизведение от 11 до 15 слогов - 1 балл;

        ошибочное воспроизведение более 16 слогов - 0 баллов.

3. Повторение слогов с фонетически близкими звуками.

Материал: серии из двух, трех слогов со слогообразующим гласным А. Порядок предъявления слогов случайный.

                                                                                              Серия 1

мана

чаща

чатя

бапа

сязя

щача

гака

ляра

шаща

дата

зазя

цача

заса

саща

ряля

жаша

зажа

сяса

Процедура и инструкция аналогичны предыдущим.

Оценка: правильное воспроизведение всех слоговых рядов - 4 балла,

        неправильное воспроизведение от 1 до 3 рядов - 3 балла,

        неправильное воспроизведение от 4 до 6 рядов - 2 балла,

        неправильное воспроизведение от 7 до 9 рядов - 1 балл,

        неправильное воспроизведение более 10 рядов - 0 баллов.

                                                                                                 Серия 2

манама

сязяся

чатяча

бяпябя

ляраля

щачаща

гакага

зазяза

шащаша

датада

раряра

цачаца

засаза

сашаса

ряляря

шажаша

зажаза

сясася

ларала

цасаца

лаляла

  Оценка: правильное воспроизведение всех слоговых рядов - 4 балла,

        неправильное воспроизведение от 1 до 5 рядов - 3 балла,

        неправильное воспроизведение от 6 до 10 рядов - 2 балла,

        неправильное воспроизведение от 11 до 15 рядов - 1 балл,

        неправильное воспроизведение более 15 рядов - 0 баллов.

4. Определение правильности произносимых экспериментатором слов.

Материал: асемантичные звукосочетания, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами, и правильные слова: магазин, нилиционер, мога, сопака, бочка, барикмахерская, стрекоса, сова, шанки, шук, колубь, груша, агвариум, щасы, чайник, ландыщ, тверь, демпература, девочка, зорока, чигр, кровачь, щенок, чука, плаш, козмонавт, семляника, шаба, ежи, жуба, моточикл, жаяц, суба, солудь, цковорода, щапка, яшик, человек, водопловодчик.

Процедура и инструкция. Экспериментатор говорит ребенку: "К нам в гости пришел Незнайка. Он слышал, что ты занимаешься с логопедом, знаешь много разных слов и умеешь правильно произносить их. Незнайка тоже хочет научиться правильно говорить. Помоги ему. Он будет называть слова правильно и неправильно. Ты внимательно слушай и поправляй его". Далее Незнайка произносит слова, а экспериментатор задает ребенку вопрос: "Правильно ли сказал Незнайка?" Если ребенок определяет асемантичное звукосочетание как неправильное, ему задается дополнительный вопрос: "А как нужно было сказать правильно?" Если ребенок не может узнать слово, перед ним выкладывается предметная картинка на это слово.

Оценка: отсутствие ошибок при выполнении заданий - 4 балла,

        наличие от 1 до 5 ошибок - 3 балла,

        наличие от 6 до 10 ошибок - 2 балла,

        наличие от 11 до 15 ошибок - 1 балл,

        наличие более 16 ошибок - 0 баллов.

5. Придумывание слов на заданный звук.

Материал: конверт с изображением Незнайки, письмо.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку конверт, достает из него письмо и говорит, что это письмо пришло от Незнайки, читает его: "3дравствуйте ребята! Вчера я встретил на улице Знайку. Он спросил меня, умею ли я придумывать слова на заданный звук? Я ответил, что умею. Но это не так. И теперь мне очень стыдно за то, что я сказал неправду. Мне хочется исправить ошибку и научиться придумывать слова. Ребята, подскажите мне, как это делается. Придумайте слова на звуки С, Р, Ж, Л, а я запомню их и разберусь, как это делается. До свидания! Незнайка". Далее экспериментатор предлагает ребенку поочередно придумывать слова на заданные звуки.        

Оценка: правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла;

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла;

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла;

        правильное выполнение 1 задания - 1 балл;

        неправильное выполнение всех заданий серии - 0 баллов.

   IV. Исследование языкового анализа и синтеза.        

Экспериментатор просит ребенка рассмотреть картинку "Лесная школа". Затем говорит: "Сегодня на уроке учитель Медведь задавал ученикам сложные задания, но все успешно справились с ними и получили пятерки. Попробуй и ты сделать то же самое":

1. Анализ предложений на слова:

а) Анализ предложений с использованием опорной схемы.

Материал: предложения: Маша чистит зубы. Папа читает интересную книгу. Кошка села на забор. Используется учебное пособие "Схема предложения".

Процедура и инструкция: "Сейчас я произнесу предложение, а ты приготовься составить его схему с помощью полосок бумаги различной длины". (Испытуемому дается пособие "Схема предложения"). Экспериментатор уточняет знания ребенка о назначении полосок, в случае необходимости проводит обучение, затем предлагает построить схему заданного предложения. После построения схемы задается вопрос: "Сколько слов в этом предложении? Назови первое, второе..."

б) Выполнение аналогичного задания в речевом плане, без помощи материальных опор.

Материал: предложения: Мама шьет платье. Девочка ест вкусное варенье. За окном светит солнце. Мы сегодня пойдем в парк.

Процедура и инструкция. Испытуемому задаются следующие вопросы: "Сколько слов в этом предложении? Назови первое, второе..."

в) Выполнение задания во внутреннем плане.

Материал: сюжетные картинки, дающие возможность составить следующие предложения: Лиса рисует. Девочка вытирает стол. Красная шапочка собирает цветы. Воробьи сидят на деревьях.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается картинка и задание: "Придумай предложение по этой картинке". Если ребенок выполнит задание, экспериментатор просит построить графическую схему на листе бумаги, после чего задает вопрос: "Сколько слов в этом предложении? Назови первое, второе..." Если ребенок не может придумать предложение заданной структуры, ему задается вопрос, требующий определенного ответа. Далее ребенок выполняет задания, аналогичные изложенным выше.

Оценка: каждая серия (а, б, в) оценивается отдельно. Критерием оценки является количество правильно выполненных заданий серии:

        правильное выполнение всех заданий - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла,

        правильное выполнение 1 задания - 1 балл,

        неправильное выполнение всех заданий или невыполнение - 0 баллов.

2. Синтез предложений из слов.

Материал: серии из двух, трех слов в прямом и измененном порядке, позволяющие построить из них предложения:

- утро, умывается, девочка;

- художник, картина, рисует;

- мышка, сыр, в, несет, норку;

- куклы, полка, стоят, на.

Процедура и инструкция: "Сейчас я буду называть слова, а ты составь из этих слов предложения. Некоторые слова будут стоять не  в том порядке, в котором они обычно стоят в предложении, потому что эти слова "поссорились". Ты постарайся "помирить" их, чтобы они дружно встали рядом, заняли свои обычные места. Тогда получится правильное предложение".

Оценка аналогична предыдущей.

3. Анализ слов:

а) Выделение звука на фоне слова.

Материал: набор слов: рак, шуба, зеркало, ура, сапоги, хор, рука, сумка; сигнальный флажок.

Процедура и инструкция: "Сейчас я буду называть тебе слова. Если ты услышишь в слове звук Р, подними сигнальный флажок. Если нет, жди, когда я произнесу следующее слово".

б) Определение первого звука в словах.

Материал: слова: Оля, аист, утро, машина, цветок, шапка, жук, щука.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит ребенка внимательно слушать произносимые им слова и называть первый звук каждого слова.

в) Определение последнего звука в словах.

Материал: слова: сок, пень, окно, сор, сон, кошка, сарай, соль, мина.

Процедура и инструкция: "Назови последний звук каждого слова".

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

неправильное выполнение от 1 до 2-х заданий - 3 балла,

неправильное выполнение от 3 до 4 заданий - 2 балла,

неправильное выполнение от 5 до 6 заданий - 1 балл,

неправильное выполнение более 7 заданий - 0 баллов.

г) Полный анализ слов с использованием материальных опор.

Материал: слова: кот, лапа, шкаф, корка, коньки, лопата.

Процедура и инструкция: "Сейчас я произнесу слово, а ты приготовься составить его схему с помощью кружочков, обозначающих звуки, и полосок бумаги, обозначающих слоги". (Испытуемому дается пособие "Схема слова"). Экспериментатор уточняет знания ребенка о назначении кружочков и полосок бумаги, в случае необходимости проводит обучение, затем предлагает построить схему, после чего задает следующие вопросы: "Сколько слогов в этом слове? Назови их. Сколько звуков? Назови их".

д) Выполнение аналогичного задания в речевом плане, без использования материальных опор.

Материал: слова - лом, каша, тигр, лодка, котик, дорога.

е) Выполнение аналогичного задания во внутреннем плане.

Материал: предметные картинки с изображением следующих предметов: дом, рама, лифт, шапка, альбом, сапоги.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть картинку и сказать, что на ней изображено. После того как испытуемый правильно назовет предмет, экспериментатор просит построить схему этого слова на листе бумаги. Для создания положительного эмоционального фона используется изображение черепахи, на панцире которой ребенок строит схемы слов. Затем даются следующие задания: "Назови по порядку слоги, входящие в состав этого слова. Сосчитай их и скажи, сколько слогов в слове? Назови по порядку звуки. Сосчитай их и скажи, сколько звуков в этом слове?"

Оценка: каждая серия заданий оценивается в отдельности. Критерием оценки служит количество правильно проанализированных слов:

        правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильный анализ 3-х слов - 3 балла,

        правильный анализ 2-х слов - 2 балла,

        правильный анализ одного слова - 1 балл,

        неправильный анализ всех слов или невыполнение задания - 0 баллов.

4. Синтез слов:        

а) Слоговый синтез слов.

Материал: слова: роза, шуба, стена, машина, молоко, утенок представленные следующим образом: ро - за, ба - шу, на – сте, ма – на - ши, ко - ло – мо, нок – у – те.

Процедура и инструкция: "Сейчас я буду произносить слова по слогам. Ты внимательно слушай меня, а потом скажи слово слитно. Некоторые слоги "забыли" свое место. В таком порядке из них невозможно составить правильные слова. Помоги слогам вспомнить, где они стояли. Поставь их на нужные места, тогда получится правильное слово".

Оценка аналогична предыдущей.

б) Фонематический синтез слов.

Материал: слова: лом, рама, сад, лапа, свет представленные следующим образом: л, о, м; р, а, м, а; д, а, с; п, а, л, а; с, в, е, т.

Процедура и инструкция. Экспериментатор говорит испытуемому: "Я буду произносить звуки. Ты внимательно слушай их, а потом составляй из них слова. Некоторые звуки так же, как и слоги в предыдущем задании, будут стоять не на своих местах, поэтому будь внимателен". Далее экспериментатор произносит звуки, затем задает вопрос: "Какое слово получилось?"

Оценка аналогична предыдущей.

V. Исследование монологической связной речи:

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Это задание проводится после исследования мышления в том случае, если ребенок неправильно разложит серию картинок (см. задание IV.3. в разделе "Нейропсихологическое обследование").

Процедура и инструкция. Экспериментатор сам раскладывает картинки в правильном порядке и дает инструкцию: "Ты разложил картинки неправильно. Посмотри, как это нужно сделать. Внимательно рассмотри эти картинки еще раз и составь по ним рассказ".

Оценка: - рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью - 4 балла;

        - в рассказе имеются грамматически правильно оформленные предложения, однако связующие звенья представлены эпизодически, рассказ краткий - 3 балла;

        - в рассказе имеются лишь отдельные неправильные предложения, связующие звенья отсутствуют или представлены эпизодически, рассказ состоит из простых предложений, очень краткий - 2 балла;

        - рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, связующие звенья между ними отсутствуют или рассказ очень краткий, незаконченный, в нем пропущено более трех необходимых для понимания рассказа предложений - 1балл;

        - отсутствие рассказа (1-2 предложения) - 0 баллов (по Р.И. Лалаевой).        2. Пересказ текста.

Материал: любая сказка (допускается мультфильм, фильм), которую ребенок хорошо знает.

Процедура и инструкция: "У тебя есть любимая сказка? Расскажи мне её, пожалуйста".

Оценка аналогична предыдущей.

VI. Исследование лексико-грамматического строя речи:

1.Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Материал: две сюжетные картинки с изображением мамы и дочки, накрывающих столы для гостей. Мама расставляет посуду на большом столе, а девочка - на маленьком:

а) Различие в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком сюжетную картинку и говорит: "Сегодня у Маши день рождения. К ней придут гости: дети с родителями. Так как друзей у Маши много, они не смогут разместиться за одним столом. Поэтому мама предложила накрыть два стола - большой стол для родителей, и маленький столик для детей (выкладывается вторая картинка). Покажи, где столик? Где стульчик? Где вазочка? Где салфеточки?"

б) Употребление в экспрессивной речи.

Инструкция: "Посмотри внимательно на картинки. Мама ставит на  стол  чайник, и Маша ставит на столик маленький ... Что? - Чайничек. Мама ставит на стол блюдце, и Маша ставит на столик маленькое ...Что? - Блюдечко" и так далее. (Чашка, ложка).

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий серии - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий серии - 2 балла,

        правильное выполнение одного задания серии - 1 балл,

        неправильное выполнение всех заданий или невыполнение - 0 баллов.

2. Образование названий детенышей животных:

а) Различение названий детенышей животных в импрессивной речи.

 Материал исследования: картинки с изображением домашних и диких животных, домашних птиц: кошка и котенок, собака и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, еж и ежонок, овца и ягненок; курица и цыпленок, утка – утенок, гусь – гусенок.

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает две картинки и просит: "Покажи, где теленок? А где ягненок?" и т. д.

Оценка: правильное выполнение всех заданий - 4 балла,

        неправильное выполнение от 1 до 2-х заданий - 3 балла,

        неправильное выполнение от 3-х до 4-х заданий - 2 балла,

        неправильное выполнение от 5 до 6 заданий - 1 балл;

        неправильное выполнение более 7 заданий или невыполнение - 0 баллов.

б) Употребление названий детенышей животных в экспрессивной речи.

Материал: сюжетная картинка с изображением слоненка, щенка, лисенка, зайчонка, играющих на поляне (по книге А.И. Максакова).

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается сюжетная картинка. Экспериментатор говорит испытуемому: "Посмотри на картинку и послушай историю, которую я тебе расскажу. Играли на поляне зверюшки. Вдруг прибегает к ним ослик и говорит: "Вы здесь все прыгаете, а вас мамы ищут". Ослик не знал, у кого какая мама, все перепутал. Слоненку он сказал, что его ищет мама-лиса. Правильно он назвал маму слоненка? Нет. Как называется детеныш лисы? (Лисенок). А лисенка, говорит ослик, ищет мама-зайчиха. Кто детеныш зайчихи? (Зайчонок). А кто детеныш собаки? (Щенок). Как называется детеныш слонихи? (Слоненок)".

Оценка аналогична предыдущей.

3. - 4. Образование относительных и качественных прилагательных от существительных:

а) Материал: игра "Ателье": набор тканей, наклеенных на картон: шелк, джинса, бархат, мех; прозрачные папки с вырезанной по контуру одеждой: юбка, платье, брюки, шуба. Словосочетания: шуба из меха (меховая), брюки из джинсовой ткани (джинсовые), платье из шелка (шелковое), юбка их бархата (бархатная).

Процедура и инструкция: "Сейчас мы поиграем. Игра называется "Ателье". Посмотри на изображения одежды, которые я тебе покажу, и ответь на вопрос: "Что сшили портнихи?" Экспериментатор поочередно выкладывает папки: юбка, брюки, платье, шуба. Если ребенок затрудняется назвать одежду, экспериментатор оказывает ему помощь. После выполнения этого задания перед испытуемым выкладывается набор тканей. Экспериментатор просит ребенка поочередно брать ткани и вставлять их в папки с одеждой. После этого задаются вопросы, аналогичные следующему: "Если шуба сшита из меха, значит какая она? (Меховая). Мы носим шубу зимой, когда холодно. Она нас согревает. Значит, какая она? (Теплая)".

Оценка: правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла,

        правильное выполнение одного задания - 1 балл,

        неправильное выполнение всех заданий или невыполнение - 0 баллов.

б) Материал: игра "Заготовки на зиму" (вырезанные из толстого картона бутылка, большая банка, маленькая баночка; предметные картинки с изображением фруктов и ягод, наклеенные на бархатную бумагу). Словосочетания: сок из сладких яблок (яблочный), сок из винограда (виноградный), сок из кислых лимонов (лимонный), варенье из груш (грушевое), варенье из слив (сливовое), компот из спелых вишен (вишневый), варенье из вкусной малины (малиновое), паста из томатов (томатная).

Процедура и инструкция: "Сейчас мы поиграем. Игра называется "Заготовки на зиму". Скажи, что можно приготовить на зиму из фруктов и ягод?" Если вопрос вызывает у ребенка затруднения, экспериментатор оказывает помощь (компот, варенье, сок). После этого на стол выкладываются вырезанные из картона банки и бутылка, задается вопрос: "Какую посуду мы используем для хранения компотов, варенья, соков?" (Банки, бутылки). Далее ребенку предлагаются для рассмотрения предметные картинки с изображением фруктов и инструкция: "Выбери из этих картинок изображение яблок, положи картинку на бутылку. Ответь на вопрос: "Из чего мы сварили сок? (Из яблок.) Значит, какой он? (Яблочный.) Мы брали сладкие яблоки. Какой получился сок на вкус? (Сладкий)"  и  т. д.

Оценка (см. задание VI.2.a).

в) Материал: игра "Лес". Словосочетания: лист рябины (рябиновый), лист клена (кленовый), лист дуба (дубовый), ветка ели (еловая), лист вяз (вязовый).

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком картинку и говорит: "Посмотри на эту картинку. На ней изображен осенний лес, в лесу начался листопад. Внимательно рассмотри листочки и подумай, какой из них упал с клена? Покажи мне его. Скажи, как мы можем назвать лист клена, какой он? (Кленовый)" и  т.д. Экспериментатор говорит, что ель остается зеленой во все времена года и спрашивает ребенка: "Как можно назвать ветку ели, какая она? (Еловая)".

Оценка: правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла,

        правильное выполнение одного задания - 1 балл,

        неправильное выполнение всех заданий или невыполнение 0 баллов.

Аналогично оценивается образование качественных прилагательных.

5. Образование притяжательных прилагательных.

Материал: игра "Загадки художника" (изображения диких животных с недостающими частями тела).

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются изображения диких животных. Дается задание: "Назови зверей, которых нарисовал художник. (Заяц, тигр и т.д.) Все ли части тела у них на месте? Нет. Чего не хватает у тигра? (Хвоста)" и т.д. Экспериментатор раскладывает недостающие части перед ребенком, показывает:  испытуемому заячье ухо и задает вопрос: "Скажи, чье это ухо? (Ухо зайца.) Как назвать ухо зайца по-другому, чье оно? (Заячье)" и т.д.

Оценка аналогична предыдущей.

6. Образование существительных с суффиксом -ниц-:        
         
а) Различение в импрессивной речи.

 Материал: картинки: чернильница, сахарница, песочница, селедочница, горчичница, конфетница, сухарница.

Процедура и инструкция: "Покажи селедочницу на картинке" и т.д.

 б) Употребление в экспрессивной речи.

 Материал: слова хлебница, сахарница, селедочница, горчичница, конфетница, сухарница.

Процедура и инструкция: "Как назвать посуду, в которой находится caxap? (Сахарница)" и т.д.        
           Оценка аналогична предыдущей.

7.Образование профессий женского рода:  

Материал:  парные  картинки  с  изображением  продавца я продавщицы, певца и певицы, учителя и учительницы, повара и поварихи, портного и портнихи, спортсмена и спортсменки, тракториста и трактористки, художника и художницы.

а) Различение в импрессивной речи:        
           Процедура и инструкция. Экспериментатор раскладывает перед ребенком две парные картинки, например, певец и певица, и дает задание: "Покажи картинку, на которой изображена певица" и т. д.

б) Употребление в экспрессивной речи.

  Процедура и инструкция: "Рассмотри картинку и ответь, как назвать мужчину, который готовит обед? (Повар). А женщину, которая готовит обеды? (Повариха)" и т.д.

Оценка: каждая серия заданий оценивается в отдельности:

        правильное выполнение всех заданий - 4 балла,        

        неправильное выполнение от 1 до 2-х заданий - 3 балла,

        неправильное выполнение от 3-х до 4-х заданий - 2 балла,

        неправильное выполнение от 5 до 6 заданий - 2 балла,

        неправильное выполнение более 7 заданий - 0 баллов.

8. Дифференциация единственного и множественного числа существительных:

а) Различение в импрессивной речи.

Материал: картинки с изображениями одного и нескольких предметов.

Процедура и инструкция: "Покажи, где муха, а где мухи?" и т.д.

Оценка: аналогична предыдущей.

б) Дифференциация в экспрессивной речи.

Материал: предметные картинки.

Оценка: аналогична предыдущей.

9. Употребление существительных дательного падежа множественного числа.

Материал: игра "Доктор Айболит".

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: "Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье, там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображениями зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки рядом с доктором Айболитом". После выполнения задания экспериментатор задает вопросы: "Кто изображен на этих картинках? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит? (Крокодилам, львам...)".

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла,

        неправильное употребление одного существительного - 3 балла,

        неправильное употребление 2-х существительных - 2 балла,

        неправильное употребление 3-х существительных - 1 балл,

        неправильное употребление всех существительных или невыполнение задания - 0 баллов.

10. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Материал: игра "Заготовки на зиму" (см. задание VI.3.6), словосочетания: сок из яблок, сок из лимонов, компот из вишен, варенье из малины.

Оценка аналогична предыдущей.

11. Употребление существительных творительного падежа множественного числа.

Материал: игра "Женские профессии".

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются две сюжетные картинки. Задается вопрос: "Кто изображен на первой картинке,  на второй?" После того как испытуемый ответит на вопросы, его просят рассмотреть предметные картинки и назвать,  какие предметы на них изображены. Затем дается задание: "Отбери картинки,  на которых изображены предметы,  используемые в работе художницей,  портнихой. Положи отобранные картинки рядом с изображениями женщин,  назови,  что на них изображено и ответь на вопрос: "Чем пользуется в своей работе портниха? (Иголками, пуговицами...) Чем пользуется художница?"

Оценка (см. задание VI.6.6).

12. Употребление существительных предложного падежа множественного числа.

Материал: игра "Матрешка".

Процедура и инструкция: "Скоро у Матрешки день рождения. Она будет приглашать к себе гостей, но еще не решила, кого именно. Отбери из предложенных картинок изображения лишь тех игрушек, которых Матрешка могла бы пригласить в гости. Разложи их на пустые квадраты". После выполнения задания ребенка просят ответить на вопрос: "О ком подумала Матрешка?" (О куклах, о кошках...)

  Оценка (см. задание VI.8).

 13. Согласование существительного и прилагательного в роде и числе.

Материал: предметные картинки с изображением доктора Айболита, Матрешки; словосочетания: белая шапочка, зеленая рубашка, синие брюки, черные ботинки, красная косынка, красные щеки, желтые волосы.

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается картинка с изображением доктора Айболита. Дается инструкция: "Я буду называть цвет одежды доктора Айболита, а ты догадайся, о чем я говорю, и покажи отгадку на картинке. Белый. Покажи, о чем я говорю. (Халат)" и т.д.

 б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением Матрешки и говорит: "Сейчас я буду называть одежду Матрешки, а ты говори мне, какого она цвета?" Экспериментатор показывает на косынку, называет ее, затем задает вопрос: "Какая она по цвету?" Ребенок отвечает.

Оценка: правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла,

        правильное выполнение 1 задания -1 балл;

        неправильное выполнение всех заданий - 0 баллов.

14. Согласование существительного и прилагательного в родительном падеже множественного числа.

Материал: игра "Заготовки на зиму", словосочетания: сок из сладких яблок, сок из кислых лимонов, компот из спелых вишен, варенье из вкусной малины.

Процедура и инструкция: "Когда мы варили сок из яблок, то брали сладкие яблоки. Значит, из каких по вкусу яблок мы варили сок? - Из сладких яблок" и т.д.

Оценка аналогична предыдущей.

15. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал: сюжетные картинки с изображениями детей, делающих зарядку; предложения: Девочка поднимает руки вверх. Девочки поднимают руки вверх. Девочка наклоняется. Девочки наклоняются:

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция  Экспериментатор показывает сюжетные картинки и говорит: "На этих картинках изображены дети, делающие зарядку. Оля показывает девочкам, какие упражнения нужно выполнять. Они делают их. А теперь покажи, где поднимает руки, а где поднимают? Где наклоняются, а где наклоняется?" и т.д.

б) Употребление в экспрессивной речи.

 Ребенка просят ответить на вопросы по каждой паре картинок: "Что делает Оля? Что делают девочки?" (Поднимает руки, поднимают руки) и т.д.

Оценка: правильное выполнение всех заданий - 4 балла,

        неправильное выполнение от 1 до 2-х заданий - 3 балла,

        неправильное выполнение от 3-х до 4-х заданий - 2 балла,

        неправильное выполнение от 5 до 6 заданий - 1 балл,

        неправильное выполнение более 7 заданий - 0 баллов.

16. Изменение глаголов прошедшего времени по родам:

а) Различение в импрессивной речи.

Материал: набор картинок.        

Процедура и инструкция. Экспериментатор раскладывает картинки перед ребенком и дает задание: "Покажи, что стояло? Кто стояла? Кто стоял?"

 б) Употребление в экспрессивной речи.

Материал: сюжетная картинка.

Процедура и инструкция: "Сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Кто что делал?" (По А.И. Максакову). Выкладывает перед ребенком сюжетную картинку и дает задание: "Посмотри внимательно на картинку. Ты видишь на ней двух детей. Мальчика зовут Лешей, а девочку Олей. Утром мама ушла на работу, дети остались дома. Вечером, вернувшись, мама спросила их, чем они занимались целый день? Леша сказал: "Я лепил". "А ты что делала?" - спросила мама Олю. "И я лепила". "Значит, Оля делала то же самое, что Леша", - сказала мама. Потом Леша говорит: "Еще я играл в мяч". "А что делала Оля?" "Тоже играла в мяч", - отвечает она. "Потом я помыл руки и сел есть", - сказал Леша. "А что сделала Оля?" ... "Потом я пошел гулять". "А что сделала Оля?"... (задают 4 вопроса).

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        правильное выполнение 3-х заданий - 3 балла,

        правильное выполнение 2-х заданий - 2 балла,

        правильное выполнение 1 задания - 1 балл,

        неправильное выполнение всех заданий - 0 баллов.

17. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида.

Материал: изображение бегемота, задающего вопросы, и набор парных картинок.

а) Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция: Экспериментатор предлагает ребенку поочередно рассмотреть парные картинки и ответить на вопросы бегемота. Например, "Покажи, где девочка поливает цветы, а где уже полила их?" и  т.д.

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция: Экспериментатор выкладывает перед ребенком пары картинок и задает вопросы: "Что делает девочка? Что сделала девочка?" и т.д.

Оценка (см. задание VI. 14).

18. Дифференциация глаголов с различными приставками:

а) Различение в импрессивной речи.

Материал: картинки, изображающие различные действия (по В.А. Кустаревой, М.Е. Львовой, В.И. Романиной); сова, задающая вопросы.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагаются для рассмотрения сюжетные картинки, и дается задание: "Покажи картинку, на которой мужчина входят в вагон. А где мужчина выходит из вагона?" и т.д.

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция: Экспериментатор раскладывает перед ребенком картинки и задает к каждой их них вопрос. Например: "Что делают дети на этой картинке?" и т.д.

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        отсутствие ошибок - 4 балла,

        наличие от 1 до 2-х ошибок - 3 балла,

        наличие от 3-х до 4-х ошибок - 2 балла,

        наличие от 5 до 6 ошибок -1 балл,

        наличие более 7 ошибок - 0 баллов.

Нейропсихологическое обследование.

С целью определения индивидуального профиля асимметрии выявляются сочетания    асимметрий - симметрий органов движения, слуха и зрения (по Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой):

1. Определение ведущей руки:

а) Переплетение пальцев кисти (игра "Замок").

         Процедура и инструкция. Экспериментатор находится перед испытуемым и говорит: "Сейчас мы поиграем в игру "Замок". Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно также". Экспериментатор переплетает пальцы правой и левой кистей. Ребенок выполняет задание три раза подряд.

Оценка: ведущей считается та рука, большой палец которой оказывается сверху.

б) Скрещивание рук или поза "Наполеона".

Процедура и инструкция аналогичны предыдущей, но меняется задание.

Оценка: ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

в) Тест на заводку часов.

Материал: игрушечные часы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит ребенка взять часы и завести их.

Оценка: активные движения, с помощью которых проводится заводка, выполняет ведущая рука, не ведущая - фиксирует часы.

г) Проба на одновременные действия рук.

Материал: изображения трех геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата; два карандаша, лист бумаги.

Процедура и инструкция: "Возьми один карандаш в правую руку, а другой – в левую. Одновременно обеими руками срисуй геометрические фигуры".

Оценка: учитывается качество линий, точность движений той или иной руки, полнота геометрических фигур. Ведущей считается та рука, с помощью которой фигуры рисуются наиболее правильно.

2. Определение ведущей ноги:

а) Попрыгать на одной ноге.

б) Встать на стул на колени, сойти со стула.

в) Сделать шаг назад, вперед.

Оценка: нога, совершающая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей.

г) Тест "Движение ногой".

Процедура и инструкция: "Опиши правой ногой на полу круг. Выполни такое же движение левой ногой".

Оценка: ведущей считается та нога, которая точнее и легче выполняет движения.

3. Определение ведущего глаза:

а) Прицеливание.        
         
Материал: игрушечный пистолет.

Процедура и инструкция:  "Возьми пистолет и прицелься".

Оценка: ведущим считается тот глаз, который ребенок не закрывает при выполнении задания.

б) Тест "Рассматривание в "подзорную трубу".

Материал: свернутый в трубку лист бумага.

Процедура и инструкция: "Возьми в руку "подзорную трубу" и рассмотри предмет, который стоит на шкафу".

Оценка: тот глаз, к которому ребенок прикладывает "подзорную трубу", считается ведущим.

4. Определение ведущего уха:

а) Тест "Шепот".

Процедура и инструкция. Экспериментатор находится перед ребенком и говорит: "Послушай, что я тебе скажу шепотом. Чтобы лучше услышать, повернись ко мне одним ухом". После этого экспериментатор произносит любую фразу.

Оценка: то ухо, которое ребенок подставляет к говорящему, считается ведущим.

б) Тест "Тиканье часов".

Материал: часы.

Процедура и инструкция: "Возьми часы в руки и послушай, как они тикают".

Оценка: ведущим считается то ухо, к которому в первую очередь испытуемый подносит часы.

 I. Исследование зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений:

1. Предметный гнозис. Предъявляются предметные картинки в условиях постепенного изменения количества информативных признаков:

а) Узнавание реальных объектов.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается узнать и назвать пять реальных объектов: стол, дверь, окно, книга, карандаш.

6) Узнавание изображений реальных объектов.

Материал: изображение Незнайки с конвертом в руке, предметные картинки.

Процедура и инструкция: "Незнайка опять прислал тебе письмо. В нем находятся рисунки-загадки. Попробуй отгадать их и назвать предметы, которые нарисовал Незнайка". После этого экспериментатор поочередно показывает серии картинок.

в) Узнавание предметов изображенных контурно.

г) Узнавание предметов, изображенных пунктирно.

д) Узнавание предметов в условиях заштриховки фона изображения.

е) Узнавание предметов в условиях наложения.

Процедура и инструкция. Дополнительно к инструкции, изложенной выше, экспериментатор обращает внимание ребенка на то, что в данном случае на одной картинке изображен не один предмет, а несколько.

ж) Узнавание вписанных друг в друга геометрических фигур.

з) Узнавание пунктирных изображений предметов с недостающими деталями.

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        правильное выполнение - 4 балла;

        наличие 1 ошибки - 3 балла;

        наличие 2-х ошибок - 2 балла;

        наличие 3-х ошибок - 1 балл;

        наличие 4-х и более ошибок или невыполнение - 0 баллов.

2. Буквенный гнозис.

Материал: сюжетная картинка с изображением девочки, играющей с куклой в школу; учебное пособие "Составь слово";  изображения букв печатного шрифта.

а) Называние букв печатного шрифта, данных в беспорядке.

Процедура и инструкция. Перед испытуемым выкладывается сюжетная картинка. Экспериментатор говорит: "Посмотри внимательно на эту картинку. На ней изображена девочка. Ее зовут Таней. Она знает буквы. Таня взяла свою куклу и сказала ей: "Кукла, учи буквы! Это буква ... Подскажи Тане, какая это буква. Л. Правильно. А это буква..." и т.д.

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла;

        неправильное называние или незнание от 1 до 2-х букв - 3 балла;

        неправильное называние или незнание от 3-х до 4-х букв - 2 балла;

        неправильное называние или незнание от 5 до 6 букв - 1 балл;

        неправильное называние или незнание более 7 букв - 0 баллов.

б) Нахождение буквы, предъявленной зрительно, среди ряда других букв.

Процедура и инструкция: "Внимательно посмотри на букву. Найди такую же среди ряда букв".

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла;

неправильное выполнение задания - 0 баллов.

в) Показ буквы по заданному звуку.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается буквенный ряд, экспериментатор просит показать букву И.

 Оценка аналогична предыдущей.

г) Узнавание букв в условиях заштриховки.

Процедура и инструкция к заданиям г), д), е). Экспериментатор говорит ребенку: "А сейчас Таня предложит своей кукле более сложные задания. Чтобы их выполнить, нужно очень хорошо знать буквы и быть внимательным. Посмотри на таблицы и скажи, какие буквы увидела кукла перед собой?" Предлагаются только те буквы, которые ребенок знает.

Оценка: правильное узнавание всех букв - 4 балла;

        неправильное узнавание 1 буквы - 3 балла;

        неправильное узнавание 2-х букв - 2 балла;

        неправильное узнавание 3-х букв - 1 балл;

        неправильное узнавание 4-х и более букв - 0 баллов.

д) Узнавание букв, изображенных пунктирно.

Оценка аналогична предыдущей.

е) Узнавание букв в неправильном положении.

Оценка аналогична предыдущей.

ж) Узнавание букв, наложенных друг на друга.

Процедура и инструкция. Экспериментатор обращает внимание ребенка на то, что в данном случае он должен увидеть и назвать не одну, а несколько букв.

Оценка:-  правильное узнавание букв во всех предложенных вариантах - 4 балла;

-        неправильное узнавание или неузнавание букв в одном варианте - 3 балла;

- неправильное узнавание букв или неузнавание их в 2-х вариантах - 2 балла;

        - в 3-х вариантах - 1 балл;

        - в 4-х вариантах и более - 0 баллов.

з) Дифференциация правильно и зеркально написанных букв.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается буквенный ряд. Экспериментатор говорит: "В этом ряду ты видишь пары букв. Одна из них написана правильно, другая - неправильно. Посмотри внимательно на первую букву пары. Правильно она написана или нет?" и т.д.

Оценка аналогична предыдущей.

и) Называние букв, сходных графически.        

Процедура и инструкция: "Назови буквы по порядку".

Оценка аналогична предыдущей.

к) Нахождение нужной буквы среди сходных по начертанию букв.

Процедура и инструкция: "Найди среди букв букву И".

Оценка: правильное выполнение задания - 4 балла;

        неправильное выполнение задания - 0 баллов.

3. Симультанный гнозис:

а) Составление картинок из 5-8 частей.

Материал: разрезные сюжетные картинки.

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком части первой картинки и дает задание: "Составь картинку из частей". Затем выкладывает части второй картинки и дает аналогичное задание.

Оценка: каждое задание оценивается отдельно:

        правильнее выполнение - 4 балла;

        неправильное - 0 баллов.

б) Понимание смысла сюжетной картинки.

Материал: сюжетная картинка.

Процедура и инструкция: "Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что на ней изображено. Составь маленький рассказ про девочку, ежика и змею".

Оценка: -  рассказ полностью соответствует изображенной ситуации, в нем имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности, отражены причинно-следственные связи между событиями - 4 балла;

        - рассказ в целом соответствует изображенной ситуации, имеются основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности, не отражены некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность - 3 балла;

        - рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации, однако отдельные смысловые звенья (1-2) искажены или пропущены или нарушена последовательность отдельных событий, но основные смысловые звенья имеются - 2 балла;

        - рассказ лишь частично соответствует изображенной ситуации, не раскрыты временные и причинно-следственные отношения, имеются искажения смысла, пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3) - 1 балл;

        - отсутствие рассказа, воспроизведение 1-2 предложений - 0 баллов (по Р.И. Лалаевой).

4. Сукцессивный гнозис. 

Понимание смысла сюжета последовательных картин. Оно оценивается после исследования мышления (см. задание IV.3 данного раздела).

          Оценка аналогична предыдущей.

5. Оптико-пространственный гнозис. 

1) Ориентировка на собственном теле:

а) Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела.

Процедура и инструкция: "Подними левую руку, покажи правый глаз, правую бровь, правое ухо, левую ногу".

Оценка: если ребенок выполняет серию заданий, то переходят к следующей. Если нет – повторяют: правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла; неправильное выполнение - 0 баллов.

б) Выполнение аналогичного задания.

Материал: кукла.

Процедура и инструкция. Экспериментатор сажает куклу перед ребенком и дает следующее задание: "Посмотри на куклу и покажи, где у нее левая рука, правый глаз, правая бровь, правое ухо, левая нога".

Оценка аналогична предыдущей.

в) Речевая проба Хэда

Процедура и инструкция: "Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз, покажи левой рукой левый глаз".

Оценка аналогична предыдущей.

2) Ориентировка в окружающем пространстве.

 Предлагаются следующие серии заданий:

а) Указать рукой относительно собственного тела направления: слева, справа, спереди, сзади, вверху, внизу.

б) Указать рукой направление относительно впереди стоящего лицом к испытуемому человека.

Процедура и инструкция: "Представь, что ты стоишь на моем месте. Подумай и укажи рукой на место слева меня, справа меня, спереди, сзади меня, надо мной, подо мной".

в) Выполнение поворотов в указанном направлении.

Процедура и инструкция: "Встань передо мной. Повернись налево, направо, кругом, к окну, к двери".

г) Определение своего положения среди предметов: перед предметом, сзади, слева, справа, под предметом. Вопрос: "Скажи, где ты находишься относительно стола: справа, слева или перед ним?.. А где ты находишься относительно окна?" и т.д.

д) Выполнение аналогичного задания после поворота на 90 градусов.

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        правильное выполнение всех заданий серии - 4 балла,

        наличие ошибки - 3 балла,

        наличие 2-х ошибок - 2 балла,

        наличие 3-х ошибок - 1 балл,

        наличие 4-х и более ошибок или невыполнение - 0 баллов.

3) Ориентировка на плоскости:

а) Ориентировка на листе бумаги.

Материал: домик, вырезанный из картона, с пятью окошками.

Процедура и инструкция: "Открой правое верхнее окно, левое нижнее окно, правое нижнее окно, левое верхнее окно, открой, окно, которое находится посередине".

Оценка аналогична предыдущей.

б) Определение пространственных взаимоотношений объектов.

Материал: сюжетные картинки.

Различение в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, дается задание: "Покажи, кто в клетке, кто перед клеткой?" и т.д.

Проверяется различение следующих предлогов и наречий: на, над, под, в, на, к, за, из-под, из-за, через, около, между, напротив, справа, слева, внутри, в середине.

Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются сюжетные картинки, дается задание: "Скажи, где находится кукла, куда забралась кошка, откуда она вывезла?" и т.д. Проверяется правильность употребления в речи перечисленных выше предлогов и наречий.

Оценка: отсутствие ошибок при выполнении - 4 балла,

        наличие от 1 до 2-х ошибок - 3 балла,

        наличие от 3-х до 4-х ошибок - 2 балла,

        наличие от 5 до 6 ошибок - 1 балл,

        наличие более 7 ошибок или невыполнение задания - 0 баллов.

6. Оптико-пространственный праксис:

а) Копирование точек (тест Керна-Ирасека "Определение школьной зрелости"). Ребенку предлагается скопировать 10 точек, расположенных одна от другой на равном расстоянии по горизонтали и вертикали.

Оценка: полное сходство расположения точек (или небольшое отклонение отдельных точек или "столбика") и изменение масштаба не более чем в 2 раза - 4 балла;

        количество точек соответствует образцу, отклонения 3-х точек в вертикальном или горизонтальном направлении не более чем на половину расстояния между точками - 3 балла;

        общее сходство сохранено, но количество точек не соответствует образцу (количество не должно превышать 20 и быть не менее 7), может быть поворот рисунка на 180 градусов - 2 балла;

        сходство отсутствует, размеры и количество точек не соответствуют образцу - 1 балл;

        сумбурное изображение - 0 баллов.

б) Воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур.

Материал: набор геометрических фигур.

Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком геометрические фигуры и говорит: "Посмотри внимательно, как я разложу фигуры". Раскладывает их. "Запомни, где находится каждая из них. Сейчас я уберу их, а ты должен будешь разложить их на те же места". Экспериментатор убирает фигуры и предлагает ребенку выполнить задание. Ребенок воспроизводит 4 варианта расположения фигур.

в) Изображение предъявленной фигуры по представлению.

Материал: лист бумаги, ручка.

 Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается нарисованная фигура, экспериментатор сначала просит запомнить ее, а затем нарисовать на листе бумаги.

г) Составление фигур из палочек по памяти.

 Материал: 4 фигуры, счетные палочки.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается фигура из палочек, дается задание: "Запомни эту фигуру, а затем, когда я ее уберу, составь из палочек такую же".

д) Конструирование букв печатного шрифта.

Материал: элементы букв Н, И, Р, У, вырезанные из картона.

Процедура и инструкция: "Составь букву Р" и т.д.

е) Реконструирование букв печатного шрифта.

Материал: элементы букв О, С, Р, Ы, X, У.

 Процедура и инструкция. Экспериментатор выкладывает перед ребенком букву О, просит переделать ее  в букву С ;  Р  в  Ы;  Н в И; Х в У.

Оценка: каждая серия заданий оценивается отдельно:

        отсутствие ошибок при выполнении - 4 балла,

        наличие 1 ошибки - 3 балла;

        наличие 2-х ошибок - 2 балла,

        наличие 3-х ошибок - 1 балл,

        наличие 4-х ошибок или невыполнение заданий - 0 баллов.

II. Исследование мнестической деятельности.

1. Зрительная память.

а) Непроизвольное зрительное запоминание.

Материал: набор предметных картинок.

Процедура и инструкция: "Сейчас мы будем играть в "Магазин". Представь, что ты продавец. Вот приехала машина. Она привезла товар - игрушки". Экспериментатор выкладывает перед испытуемым стопку картинок с изображением игрушек и продолжает: "Пересчитай картинки и скажи мне, сколько игрушек привезли в твои магазин?" После выполнения задания экспериментатор задает вопрос: "А теперь скажи, какие игрушки привезли в магазин?''

Оценка: запоминание от 6 до 7 картинок. - 4 балла,

        запоминание от 4 до 5 картинок - 3 балла,

        запоминание 3-х картинок - 2 балла,

        запоминание 2-х картинок - 1 балл,

        запоминание 1 картинки или невыполнение задания - 0 баллов.

б) Произвольное зрительное запоминание.

Материал: игра "Поезд".

Процедура и инструкция: "Представь, что мы стоим на железнодорожной станции. Сейчас подойдет поезд, в котором едут животные. Когда он остановится, внимательно посмотри на окна вагонов и запомни, кто едет в поезде. Когда поезд уйдет, перечисли пассажиров - животных, которые ехали в нем". Экспериментатор выкладывает перед ребенком поезд и говорит: "Поезд остановился на станции. Стоит всего одну минуту. Запоминай животных". Убирает поезд и просит назвать запомнившихся "пассажиров".

Оценка аналогична предыдущей.

2. Слухоречевая память

а) Объем  запоминания.

Материал: серия несвязанных по смыслу слов: дом, лес, кот, стол, ночь, рука, топор (по А.Р. Лурия).

Процедура и инструкция: "Внимательно послушай слова, которые я тебе скажу, и постарайся их запомнить. После того, как я закончу произносить слова, повтори их". Экспериментатор произносит слова, затем просит ребенка перечислить запомнившиеся.

Оценка: аналогична предыдущей.

б) Структура процесса запоминания (по А.Р. Лурия).

Материал: серия слов, представленная в предыдущем задании.

Инструкция аналогична предыдущей. Опыт проводится 5 раз подряд.

Оценка: критерием оценки служит количество удержанных в памяти слов:

        4 балла - число воспроизводимых слов последовательно возрастает;

        3 балла - с замедленным запоминанием;

        2 балла - с выраженными признаками снижения числа воспроизведенных слов по мере повторения опытов;

        1 - 0 баллов - по мере повторения число воспроизведенных слов не растет, а остается неизменным.

III. Исследование внимания. (Тест "Определение школьной зрелости" [27]).

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладывается лист бумаги и карандаш. Предлагается выполнить 3 задания:

1)        Нарисовать человечка.

2)        Скопировать десять точек.

3)        Скопировать предложенную фразу.

Оценка: за каждую пробу ставится от 1 до 5 баллов. Состояние внимания оценивается по суммарному количеству баллов (за 3 задания). Итоговая оценка выставляется в соответствии с предложенной нами системой (от 0 до 4 баллов).

Оценка первого задания:

        схема тела правильная и даны необходимые детали - голова, глаза, уши, волосы, туловище (с одеждой), руки с 5 пальцами, ноги - 1 балл;

        отсутствуют отдельные детали - волосы, пальцы - 2 балла;

        отсутствуют шея, уши, волосы, пальцы - 3 балла;

        примитивное изображение - 4 балла;

        головоног - 5 баллов.

Оценка второго задания (смотри Ι.6.а)

  Оценка третьего задания: точная копия образца, буквы соответствуют по величине или отличаются от образца не более, чем вдвое, между буквами имеется связь, наклон вправо не более, чем на 30 градусов - 1 балл;

        изображения букв можно прочесть, но нет единого их направления - 2 балла;

        изображено правильно не менее 4-х букв - 3 балла;

        набор штрихов - 4 балла;

        сумбурное изображение - 5 баллов.

Суммарная  оценка состояния  внимания: если  ребенок  получает за 3 задания от 0 до 5 баллов - 4 балла; от 6 до 7 баллов - 3 балла; от 8 до 9  баллов - 2 балла; от 10 до 11 баллов - 1 балл; более 12 баллов - 0 баллов.

  IV. Исследование мышления:

1. Классификация предметов по группам:

а) Материал: предметные картинки.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются в ряд 2 картинки: яблоко - капуста. Затем поочередно предъявляются остальные предметные картинки. Испытуемый должен показать, куда их положить, к яблоку или к капусте, да обобщающее название каждой группе.

б) Материал: игра "Доктор Айболит"  (см. задание VI.9, раздел "Логопедическое обследование").

в) Материал: игра "Матрешка" (см. задание VI.12, раздел "Логопедическое обследование").

г) Материал: игра "Женские профессии" (см. задание VI.11, раздел "Логопедическое обследование").        

Оценка: правильное выполнение всех 4-х серий (а, б, в, г) - 4 балла,

        неправильное выполнение 1 серии - 3 балла,

        неправильное  выполнение 2-х серий - 2 балла,

        неправильное выполнение 3-х серий - 1 балл,

        неправильное выполнение 4-х серий или невыполнение заданий - 0 баллов.

2. Понимание нелепых ситуаций.

Материал: картинка "Нелепицы" (по книге Т.А. Власовой, К.С. Лебединской,  В.Ф.  Мачихиной).

Процедура и инструкция: "Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что тебя удивляет на ней, что изображено неверно?"

Оценка: - наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания картинки, выделение всех нелепых ситуаций - 4 балла;

        - наличие выраженной адекватной эмоциональной реакции, активный процесс рассматривания, выделение  от 11 до 13 нелепых ситуаций - 3 балла;

        - наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции, недостаточная активность при рассматривании картинки, выделение от 7 до 10 нелепых ситуаций - 2 балла;  

        - наличие слабовыраженной адекватной эмоциональной реакции, недостаточная активность процесса рассматривания картинки, выделение от 3 до 6 нелепых ситуаций - 1 балл;

- отсутствие адекватной эмоциональной реакции, понимание от 1 до 2-х  нелепых ситуаций или непонимание нелепости изображенных фрагментов - 0 баллов

3. Понимание смысла сюжета последовательных картин.

Материал: серия из 3-х сюжетных картинок "Рассказ о лисе и воронах".

Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки. Экспериментатор говорит: "По этим картинкам можно составить маленький рассказ. Посмотри на них внимательно и разложи их в правильном порядке. Подумай, что было сначала, что потом и чем все закончилось". После выполнения ребенком этого задания экспериментатор просит его составить рассказ по картинкам. Когда испытуемый заканчивает рассказывать, ему задается вопрос: "Объясни, каким образом лисе удалось схватить такую осторожную, пугливую ворону?"

Оценка: прежде всего, оценивается, как ребенок разложил серию сюжетных картинок:

- правильное выполнение задания 4 балла;

- неправильное - 0 баллов.

Оценивается понимание причинно-следственных связей:

- дано правильное объяснение (притворилась мертвой) - 4 балла;

- объяснение неполное (лиса хитрая).

При этом задается вопрос: "Что значит хитрая?" Если ребенок дает правильный ответ - 3 балла, если нет - 2 балла; объяснение не дано - 0 баллов.

Далее определяется смысловая целостность рассказа (см. задание II.3.б данного раздела).

4. Пересказ сказки. (См. задание V.2, раздел "Логопедическое обследование").

Оценка: оценивался понимание скрытого смысла сказки: дано правильное объяснение - 4 балла; объяснение неполное, при этом задаётся вопрос, если ребенок дает правильный ответ - 3 балла, если нет - 2 балла; объяснение не дано - 0 баллов.

V. Исследование состояния моторной функции. Тест "Определение школьной зрелости" (см. задание III данного раздела).

Оценка производится аналогично оценке состояния внимания.

VI. Графическая подготовленность

Для определения уровня готовности к овладению графикой письма мною был выбран тест «Речка», разработанный С.О. Филипповой и О.А. Каминским.

Материал: бланки с контуром «Речки» [65], карандаши, секундомер.

Процедура и инструкция. Тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки». Экспериментатор показывает порядок нанесения линий на доске. Затем все испытуемые проводят пробную линию в начале «речки». Пройдя по рядам, экспериментатор проверяет правильность этой единственной линии, поправляет тех, кто ошибся. По сигналу экспериментатора испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов, соединяя две линии. Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 3 или 1,5 секунды) под счет экспериментатора. С отсчетом 20 (30) раз дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол.

Оценка:        задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки»; допускается невыполнение одной линии - 4 балла;

        задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на 3/4 - 3 балла;

        задание выполнено полностью, но со значительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но только на половину - 2 балла;

        задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшими искажениями, но на 3 /4; задание выполнено без ошибок, но менее чем наполовину - 1 балл;

        задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками - 0 баллов.