Сообщение "Обучение детей составлению рассказов по пейзажной картине"
консультация по развитию речи

Бледнюк Светлана Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Сообщение: «Обучение детей составлению рассказов по пейзажной картине»

Козлова И.И.

Бледнюк С.В.

с.Леуши -2017

Особенности восприятия картин детьми дошкольного возраста

Важным средством развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является описание пейзажных картин. Произведения пейзажной живописи являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировоззрения. В ходе их восприятия ребенок осознает особую систему образов, художественных средств, позволяющих ему понять красоту явлений природы.

А.А. Блок отмечал, что живопись учит смотреть, говорить, видеть. Благодаря этому живопись сохраняет живым и не тронутым то чувство, которым отличаются дети. Потребность в красоте и добре у ребенка отличается с первых дней его жизни. А в старшем возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает разного вида, но в работе с детьми чаще используется природный.

Так же, как и любой вид живописи, пейзаж имеет композицию. Прежде всего на пейзажном полотне отображается пространственная протяжность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров неба и земли на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. Пейзаж ярче других жанров живописи отражает оттенки и нюансы чувств, эмоций художника. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.

Лирический - отражает красоту природы, вызывает определенные эмоции, переживания - чувства радости или грусти и т.д.

Эпический - раскрывает величие земли. В нем все написано ярко, звучно.

Романтический - вызывает яркие, сильные, страстные чувства.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Всегда вызывает ощущение тревоги, смятения.

В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, используются следующие картины: А.Саврасов "Грачи прилетели"; И. Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Март"; К. Юон "Мартовское солнце"; А. Куинджи "Березовая роща"; И. Шишкин "Утро в сосновом бору", "Сосновый лес" и многие другие.

Требования к отбору картин:

·содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

·картина должна быть высокохудожественной;

·изображение персонажей должно быть реалистичным;

·следует обращать внимание на доступность содержания и изображения. Необходимо избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельных рассказов по картине. На занятиях решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас и многие другие.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ, речевой образец и так далее.

Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за 2-3 дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Картина может рассматриваться по частям. В начале - главное, затем - детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой упоминает основные моменты сюжета, а затем обращается к детям с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины.

Рекомендуется использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Интересен методический прием «вхождения в картину»: представь, что ты оказался на этой полянке, оглядись вокруг, прислушайся. Что ты видишь, что слышишь, что чувствуешь? Такие приемы способствуют развитию образной речи, развивают эмоциональное восприятие.

В конце краткой беседы воспитатель конкретно и доступной форме объясняет речевое задание. В ходе рассказывания воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей. Если занятия в старшей группе проводятся в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий - он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

В старшей группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины. Наряду с этим нужно учить детей замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и так далее. Для лучшего понимания хорошо использовать музыку, поэтические произведения. К примеру, рассматривание картины «Золотая осень» И. Левитана можно сопровождать отрывком из стихотворения А. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…» на фоне музыкального произведения П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Можно использовать прием сравнения двух картин, например, «Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи. Это помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла.

Важное место в ознакомлении детей с пейзажной живописью играют непосредственные наблюдения за явлениями природы. Нужно научить детей всматриваться в природу, замечать цвета разных времен года, дня. Детям необходимо вслушиваться в звуки природы: падающий снег, звон капели, шелест листьев, шум ветра. Важно, чтобы они говорили о том, что видели и слышали. Глубокое восприятие природы, осознание полученных впечатлений помогут им глубже почувствовать настроение картины. 

Рассказ – описание пейзажной картины.

Особым видом связного высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статический характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

- выделение значимых объектов

- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта

- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины

- объеденение мини – рассказов в единый сюжет.

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагрментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым фрагментом происходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов для детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...

Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам

В данной статье представлены методические рекомендации при обучении  дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам. Обучение данному виду рассказывания является один из наиболее сл...

«Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам»

Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием лич...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...