Технологическая карта НОД "Развитие речи" "На весенней прогулке" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новоселова Юлия Геннадьевна

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область "Развитие речи"

Реализация инновационного педагогического маршрута

в группе старшего возраста №3

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

через освоение алгоритма составления творческого рассказа по картине».

Название: «На весенней прогулке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_innovatsiya.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным  осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей«Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область "Развитие речи"

Реализация инновационного педагогического маршрута

в группе старшего возраста №3

Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

через освоение алгоритма составления творческого рассказа по картине».

Название: «На весенней прогулке».

Составила: воспитатель Новоселова Ю.Г.

г. Югорск, 2019

Цель – Развитие умения детей старшего дошкольного возраста связно выражать свои мысли через алгоритм составления творческого рассказа по картинке

Задачи.

Образовательные:

- Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

- Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

- Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

- Упражнять детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

- Упражнять в составлении рассказов о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Развивающие:

- Развивать у детей мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени.

- Развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

- Развивать творческое воображение через художественно-продуктивную деятельность.

- Совершенствовать монологическую речь. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Воспитательные:

- Развивать навыки коллективной работы.

- Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

- Развивать опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование: Иллюстрация из серии «Весна» С. Вохринцевой, карточки модели «Сюжетная картина», линейная «Да-нет-ка» с картинками, мольберт с чистым листом, маркер; ткань голубого цвета, варежки на резинке, 2 шапки для театрализации; листы и ручки для фиксирования рассказа.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап. Актуализация

(3 мин)

Расширение

имеющихся

представлений (6 мин)

Динамическая

Пауза

(5 мин)

Рефлексия

(4 мин)

Заключительный этап.

Практическая

работа 

(7 мин)

Формировать интерес к содержанию НОД;

 направить внимание детей; раскрыть образовательные задачи.

Развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Развивать логическое мышление и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация).

Упражнять детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость. Снять эмоциональное напряжение. Развивать творческое воображение через художественно-продуктивную деятельность. Развивать навыки коллективной работы. Развивать опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Упражнять в составлении рассказов о конкретном объекте, представляя его прошлое, настоящее и будущее, используя характерные словесные обороты. Развивать у детей мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени.

Подведение итогов НОД, обобщить полученный  ребенком опыт. Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Совершенствовать монологическую речь. Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивать опыт активного взаимодействия с взрослыми.

Игра «Да-нет-ка»

Иллюстрация из серии «Весна» С. Вохринцевой

Иллюстрация из серии «Весна» С. Вохринцевой. Модель «Сюжетная картина»

Дидактическая игра «Охота за подробностями»

Дидактическая игра «Волшебный гость»

Прием  «Вхождение в картину»

Дидактическая игра «Живые картинки»

Атрибуты для театрализации

Прием «Оживленная картина»

Иллюстрация из серии «Весна» С. Вохринцевой

Модель «Сюжетная картина»

Дидактическая игра «Что было и что будет?»

Воспитатель сидит на стуле.

-Ребята, сегодня в гости к нам пришла картина. А о чем она, мы узнаем чуть позже. Предлагаю

сначала поиграть в игру «Да-нет-ка».

Воспитатель демонстрирует пособие с вложенными заранее картинками.

- Я загадала объект, который изображен на картине. Отгадайте его, задав вопросы правильно.

-Да, ребята, я загадала кораблик.

- Посмотрите на картину.

Воспитатель демонстрирует картину.

- Она хочет с нами поиграть. С чего мы начнем рассматривать картину?

Воспитатель сидит на стульчике.

-Правильно. ( Воспитатель демонстрирует первую карточку модели «Сюжетная картина).

- Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. (Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами на мольберте)

Воспитатель демонстрирует третью карточку:

- А как связаны эти объекты?

Воспитатель демонстрирует следующие карточки:

- А теперь давайте мы войдем в картину и представим свои ощущения.

Воспитатель демонстрирует следующую карточку:

- Ребята, а какие сравнения можно придумать к изображенным на картине объектам?

- Какое точное сравнение! Молодец!

Воспитатель демонстрирует следующую карточку:

- Молодцы! Давайте найдем место объектов на картине. (Педагог фиксирует связи маркером на мольберте)

Воспитатель демонстрирует следующую карточку:

- Ребята, а теперь мы с вами оживим эту картину. Вот вам шапки, варежки. Определите, кто кем или чем будет в этой картине.

 

-Как хорошо у вас получается! Браво!

Воспитатель демонстрирует следующую карточку:

- Ребята, кто скажет, какое время года и время суток изображено картине?

- Интересное мнение, спасибо!

Воспитатель сидит на стульчике, демонстрирует следующую карточку:

- А теперь каждый выберет объект, расскажет о его настоящем, прошлом и будущем.

Воспитатель сидит на стульчике.

- Ребята, с чем мы сегодня с вами играли?

- Какие объекты вы увидели на картине?

- На какое время года они нам указали?

- Правильно! А какие признаки весны вы еще знаете?

- А какие пословицы и поговорки о весне вы слышали?

- А как именно вам понравилось сегодня играть с картиной?

- Ребята, благодарю вас за такую интересную работу. А теперь я предлагаю вам пройти к нашим гостям и составить свой рассказ по этой картине, в конце своего рассказа придумать название. А наши гости запишут ваши рассказы на листочках, и мы потом подарим их вашим родителям.

Дети сидят на ковре полукругом.

Дети задают вопросы, угадывают загаданный педагогом объект в «Да-нет-ке».

Дети рассматривают предложенную картину

- Нужно найти объекты на картине.

Дети сидят на ковре полукругом.

Дети складывают руки в «подзорную трубу» и перечисляют увиденные объекты:

- Девочка в желтом комбинезоне!

- Мальчик в красном комбинезоне!

- Кораблик! Деревья! Ручей! Снег! Варежки! Кукла!... и т.п.

- Девочка и мальчик могут быть братом и сестрой. Или они просто соседи, которые пошли вместе гулять…. и т.п.

- Я чувствую, как дует легкий, прохладный и свежий ветерок.

- Я чувствую журчание ручейка… и т.д.

- Снег холодный как мороженое.

- Кораблик легкий как перышко.

- Облако белое как молоко… и т.д.

- Мальчик находится в центре картины, а девочка чуть ниже мальчика… и т.п.

Дети встают,  распределяют роли, берут необходимые атрибуты, занимают места на ковре согласно объектам на картине и обыгрывают их, используя пантомимику и звукоподражание.

- Я думаю, это ранняя весна, солнце греет, тает снег, но еще холодно….

- Мне кажется, на картине изображен выходной день, так как светло, звезд не видно, дети не в садике.

Дети сидят полукругом на ковре.

- Мальчику Саше дома было скучно, потому что отключили свет, телевизор мультики не показывал, а мама готовила обед. Мальчик взял кораблики и пошел гулять. Во дворе он встретил свою соседку Катю, дал ей один из корабликов и предложил пускать их по ручейку. Им было весело. А так как вода холодная, у них замерзнут руки, и они пойдут домой греться и пить чай с печеньем.

Дети сидят на ковре полукругом.

- С картиной.

- Мальчик с девочкой, кораблик, ручей….

- Это весна, выходной день, потому что….

- Прилетают ласточки….

-Весна красна цветами, а осень пирогами… и т.д.

- В «Да-нет-ку», искать объекты на картине  и рассказывать о них, оживлять картину и т.п.

Каждый ребенок подходит к гостю или воспитателю и описывает картину, а в конце своего повествованию озаглавливает ее. Педагоги фиксируют все на листе бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Технологическая карта ООД по Рр "Весеннее солнышко"

Итоговое занятие в средней группе по развитию речи....

Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»

Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННИЙ ЛУГ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННИЙ ЛУГ»...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...

Технологическая карта проведения дидактической игры: Весенние явления в природе (с презентацией)

Возрастная группа: подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет.Место в режиме дня: такую игру можно проводить в разное время: в ходе НОД в ДОУ, в вечернее время, в свободной деятельности.Вид дидакти...

Технологическая карта к музыкальному занятию "Весенний цветок"

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту музыкального занятия с использованием  технологии Т.Э.Тютюнниковой "Бим! Бам! Бом!"...