Технологическая карта к музыкальному занятию "Весенний цветок"
учебно-методический материал (старшая группа)

Диана Евгеньевна Ашихмина

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту музыкального занятия с использованием  технологии Т.Э.Тютюнниковой "Бим! Бам! Бом!"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта музыкального занятия «Весенняя прогулка» для детей старшей группы.

Цель:

Создать условия для развития музыкальных способностей детей на основе различных видов деятельности.

Задачи:

- Формировать навыки элементарного музицирования.

- Изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них

- Формировать навык эмоционального отклика на музыку, художественное слово, умение сочетать слово с движениями.

- Развивать чувство ритма, умение оркестровать песню, выбирая музыкальные инструменты по тембру.

- Обогащать знания детей о музыке, творчестве П.И.Чайковского, жанрах музыки.

-Развивать голосовой аппарат детей, умение петь лёгким, без напряжения голосом. Одновременно вступать и заканчивать пение.

Предварительная работа:

- разучивание на предыдущих занятиях: Песня «Пение птиц», заклички «Солнышко», танца «Весёлая капель»

- взаимодействие с воспитателями: выучить стихотворения о подснежнике, изготовление самодельных инструментов, рассказ о подснежниках изготовление бантиков – цветочков.

- работа со схемами

Музыкальный материал:

Вход под музыку А. Вивальди «Весна».

Приветствие «Добрый день»

Закличка «Солнышко»

«Вальс» П. И. Чайковского

«Телеграмма»

Песня «Пение птиц»

Танец «Весёлая капель»

Оборудование:

Электронное пианино

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Самодельные инструменты

Деревянные палочки

Детские музыкальные инструменты

Деятельность педагога

Деятельность детей

Цели и задачи

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: «Добрый день»! С чем мы можем поздороваться на улице?

-Давайте поздороваемся

Дети входят в зал под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

Ответы детей.

Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом:

Здравствуй, солнце золотое! (правая рука вверх)

Здравствуй, небо голубое! (обе руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (Покачивают руками)

Здравствуй, маленький цветок! (приседают)

Здравствуй, утро! (Правая рука в сторону)

Здравствуй, день! (Левая рука в сторону)

Мне здороваться не лень! (Обе руки в стороны)

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность.

Развивать голос, мелодический слух,

согласовывая пение с движениями рук.

Мотивационно – побудительный

На интерактивной доске видео «Сорока»

Сорока: Здравствуйте, ребята! Я – Сорока, красота! Весть хорошую принесла! Наш лес стал оживать, в нём появляются разные звуки!

Педагог:- Какие звуки? Ребята, а вы хотите услышать звуки леса (весны)? Тогда нам надо отправляться в лес.

Педагог слушает все ответы детей, совместно с детьми решают, что в лесу нужно побывать.

- Ребята, а как же нам всем вместе да побыстрее попасть в лес?

- Ну что, поехали?

-Стоп! Автобус приехал, но это ещё не лес. Вот тропинка перед нами. По ней мы зашагаем (звучит «Марш»)

- Вот устали мы шагать, надо быстро побежать!

(Звучит лёгкая музыка)

-Устали мы бежать, будем весело скакать (звучит

« Полька»).

Дети предлагают свои варианты.

- На автобусе!

Дети идут под музыку топающим шагом.

Дети маршируют.

Дети бегут лёгким бегом.

Дети двигаются подскоками.

Вызвать у детей интерес к последующей деятельности.

Менять движения в соответствии с музыкой: марш, бег, поскоками. Быстро реагировать на смену музыки.

Расширение имеющихся представлений

(на интерактивной доске появляется картинка весеннего леса).

-Ребята, отгадайте загадку:

Снег и лед на солнце тают, с юга птицы прилетают, и медведю не до сна, значит, к нам пришла…

-Сегодня хочу вам показать необычные музыкальные инструменты. Давайте попробуем с помощью них озвучить нашу знакомую закличку «Солнышко»

Предлагаю детям исполнить русскую народную закличку «Солнышко».

На столе лежат фишки пяти цветов – синие, белые, черные, красные и зеленые.

Зеленые фишки – музыканты;

Синие – ручеек

Белые – сугроб

Черные – грачи

Красные – цветы

Для «музыкантов» предлагаю самодельные музыкальные инструменты – набор ключей, шуршащую бумагу, маракасы из киндер-сюрпризов и гроздья грецких орехов. Воспитатель координирует исполнение детьми, показывая «музыкальный» инструмент, на котором надо сымитировать звуки. Музыкальная игра может повториться со сменой «музыкантов» и «героев».

-Посмотрите, мы попали в весенний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?

Педагог предлагает детям присесть на ковер.

- Хорошо гулять в лесу! Тихо…утро раннее…

Чудо-песенка звенит на лесной проталине.

Чей-то нежный голосок еле-еле слышен.

Кто, расправив лепестки, из-под снега вышел?

Правильно, это подснежник. Почему он так называется?

-Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала капля на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка, а на ней расцвёл голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Нет, не рано, пора – пора, ведь уже запели птицы!». (На экране картинка распускания подснежника).

- Ребята, а вы знаете стихотворения о подснежниках? Расскажите!

- Подснежник – символ весны, красоты, тепла.

Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение, в котором композитор изобразил весенний пейзаж. Это произведение русского композитора П.И. Чайковского «Вальс» (показ портрета П.И. Чайковского).

-Что вы себе представили, когда слушали музыку?

-Какая музыка по характеру?

-Какие движения можно делать под музыку вальса?

- Давайте представим, что мы цветочки и покажем, как же распускается подснежник. Предлагаю вам потанцевать, выражая настроение музыки.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Покажите, как спит наш цветочек, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, покружитесь на весенней полянке.

Дети: Весна!

Дети выбирают понравившуюся фишку и исполняют роль, соответствующую цвету фишки.

Все дети, кроме «музыкантов», двигаются хороводом и поют закличку, «музыканты» играют на инструменте каждый свою строчку: Солнышко, солнышко, золотое донышко. (Набор ключей)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. (Бумага шуршащая)

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (Маракасы из «киндеров»)

А сугробы тают, тают, и цветочки расцветают. (Гроздья грецких орехов).

Затем, под импровизированную музыку, дети, выбравшие синие фишки бегают «змейкой», изображая «ручеёк». Дети с черными фишками - летают и садятся на землю что-то поклевать – это «грачи». Те, кто выбрал белую фишку, изображают «сугроб» и координируя действия постепенно приседают. Затем, каждый убегает к большому ручейку. Дети с красными фишками - это «цветы», которые постепенно «вырастают и расцветают»- танцуют, кружатся.

Ответ детей.

Дети рассказывают стихи о подснежнике.

Дети слушают «Вальс» П.И. Чайковского.

Ответы детей.

Дети, надев на запястья рук бантики – цветочки, выходят на середину зала.

Танцевальная импровизация детей под музыку П.И.Чайковского «Вальс»

Тихо проснулся цветок – соединенные ладони рук постепенно раскрываются;

На поляне, нежно свои раскрыл лепестки – имитировать бутон;

Птички запели утром ранним песни свои у самой реки – совершать плавные движения кистями вправо – влево.

Развивать умение детей самостоятельно выбирать самодельные инструменты, соответствующие словам. Распределяться на группы

Формирование самостоятельности и активности в игровой музыкальной деятельности.

Учить внимательно слушать музыку, говорить о своих впечатлениях. Расширять словарный запас.

Выразительно передавать образ в своих движениях.

Усвоение новых знаний, практический

На интерактивной доске изображения дятла на дереве (звучит стук дятла по дереву)

- Вот дятел на суку шлёт телеграмму, послание другим птицам, чтобы они быстрее прилетали домой.

Педагог предлагает детям взять деревянные палочки и в соответствии со схемой изображённой на интерактивной доске простучать ритм

«Та» большой кружок - длинный звук

«Ти» - маленькие кружочки - короткие звуки

Сначала педагог проговаривает строку и показывает, как простучать по схеме, затем тоже самое проделывают дети.

Дети проговаривают слова и простукивают ритм по схеме:

Дятел сел на толстый сук-

Тук да тук. (ти - ти, та)

Всем друзьям своим на юг-

Тук да тук (ти – ти, та)

Телеграммы срочно шлёт-

Туки-туки-тук. (ти - ти, ти – ти, та)

Что весна уже идёт-

Туки-туки-тук (ти-ти, ти-ти, та)

Что растаял снег вокруг-

Туки-тук, туки-тук (ти-ти та, ти-ти та)

Что подснежники вокруг-

Туки-тук, туки-тук (ти-ти та, ти-ти та)

Дятел зиму зимовал-

Тук да тук (та, та, та)

В жарких странах не бывал-

Тук да тук. (та, та, та)

И понятно, почему-

Скучно дятлу одному (ти - ти , ти - ти, ти- ти та).

Выполнять упражнение ритмично, чётко проговаривая стихотворение. Развивать слух, чувство ритма.

-Смотрите, птицы прилетели в весенний лес и больше всех радуются и поют (предлагает послушать голоса птиц: утки, чижа, соловья, жаворонка, воробья и спрашивает на каком инструменте можно изобразить пение этих птиц)

-Давайте и мы исполним песню «Пение птиц».

Обратить внимание на характер песни.

-Молодцы! Очень красиво спели и сыграли!

Дети слушают пение утки, чижа, соловья, жаворонка и воробья. Пожелавшие дети выбирает себе инструменты из предложенных (рубель, треугольник, трещотка, дудочка, свистулька).

Дети исполняют польскую детскую песенку «Пение птиц», помогая себе инструментами.

1.Лишь весна на дворе

Утка в дудочку играет,

А утята подпевают:

«Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (рубель)

#1055;рилетел пестрый чиж,

Он запел нежней свирели,

И ребята присмирели –

«Тишь – тишь – тишь,

Тишь-тишь-тишь!» (треугольник)

#1057;оловей лучше всех

Разливается, хохочет,

Словно ночью спать не хочет:

«Цех-цех-цех, цех-цех-цех» (трещотка)

#1042; небе, крылья раскрыв,

Звонкий жаворонок вьётся,

Над полями раздаётся:

«жив-жив-жив, жив, жив, жив!» (дудочка)

#1042;оробей – озорник

На рассвете всё летает,

Малым детям спать мешает:

«чик-чирик, чик - чирик!» (свистулька)

Исполнять песню весело, звонко, четко проговаривая слова и окончания. Одновременно начинать пение после вступления.

Развивать способность передачи звуков природы с помощью музыкальных инструментов.

Рефлексия

- Нам пора возвращаться. Вокруг себя повернись, и в зале очутись!

Педагог: ребята, вы такие молодцы, вы научились «издавать» звуки природы, я думаю нашей «сороке» это понравилось.

Неожиданно на доске появляется Сорока: - Ребята, я хочу, чтобы эта весенняя красота запомнилась вам надолго. Для этого я несла вам весенний пейзаж, но по дороге моя картина развалилась на части (показывает детям много отдельных картинок весеннего пейзажа – дерево, солнце, цветы, птиц и т.д.)

Что же делать, как же я ее вам оставлю?

Сорока: Спасибо ребята, пусть этот весенний пейзаж напоминает вам о нашем лесе (улетает)

-А чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте исполним танец «Весёлая капель»

Дети поворачиваются вокруг себя.

Педагог с детьми предлагают собрать отдельные детали на интерактивной доске, чтобы восстановить картину.

Дети выбирают нужные картинки и на экране составляют весенний пейзаж.

Дети танцуют парный танец «Весёлая капель».

Закрепление навыков коллективной деятельности в создании творческой композиции.

Согласовывать движения с текстом песни. Двигаться легко, свободно в парах. Ритмично и красиво выполнять скользящие хлопки и лёгкое кружение поскоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе. Тема : «Что может наш голос».

Развитие певческих умений и навыков :  эмоциональное восприятие, звукообразование, дикция, артикуляция, дыхание, расширение диапазона, чистота интонации на музыкальных занятиях  в стар...

Технологическая карта открытого музыкального занятия "Волшебные звуки весны"

Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми  Тема: «Волшебные звуки весны»Возрастная группа: 4-5 лет.Образовательная область: художественно-эстетическое развити...

Методическая разработка "Технологическая карта к музыкально-тематическому занятию для детей младшей группы "Есть у Солнышка друзья"

Музыкально-тематическое занятие с использованием ЭОР "Есть у солнышка друзья" - совместное мероприятие детей и их родителей. Для приглашения родителей  используются красочные буклеты. Д...

Технологическая карта по музыкальному развитию, подготовительная к школе группа "Русское народное творчество, как часть нашей истории"

Тема:Русское народное творчество, как часть нашей истории.Образовательные области:Социально-коммуникативное, Познавательное, Художественно-эстетическое.Группа (возраст):Подготовительная к школе.Тип за...

Технологическая карта по музыкальной деятельности на тему: «Игра в музыке».

Возрастная группа: старшая группа.Тема: «Игра в музыке»Цель: Развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями.Задачи:  Развивать умени...

Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности «Цветок дружбы – как научиться дружить»

Цель: создание условий для формирования у дошкольников коммуникативных навыков, умения общаться, чувства принадлежности к группе, развития эмоциональной, познавательной, коммуникативной сферы посредст...

Технологическая карта занятия по лепке "Цветок доброты"

Аппликация по мотивам "Цветик - семицветик"....