Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Животные жарких стран. Африка»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Александровна Зуева

данное занятие преследует следующие цели и задачи: закрепить представления детей о животных жарких стран и их особенностях, закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных, закреплять названия детёнышей животных, упражнять в согласовании сущ. с прилагат., повторение схемы рассказа-описания животного. Развивать умение сравнивать животных по существенным признакам, развивать связную речь (рассказ-описание), развивать общую и мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес к фауне жарких стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Животные жарких стран. Африка»

Задачи: закреплять представления о животных жарких стран и их особенностях, закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных, закреплять названия детенышей, упражнять в согласовании существительных с прилагательными, повторение схемы составления рассказа-описания животного. Развивать умение сравнивать животных по существенным признакам, развивать связную речь(рассказ-описание), развивать общую и мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес к фауне жарких стран.

Ход занятия:

  1. Оргмомент.  Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

-Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая  Снежинка. СЛАЙД 2. Снежинка  очень любила зиму  (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

-Ребята, а как вы думаете, что может сниться Снежинке? (составление детьми предложений о том, что сниться Снежинке).

-Что может, ребята, присниться Снежинке?

 Она не расскажет-расскажут картинки.

1 задание. (в конверте) Здесь картинка непростая, здесь картинка разрезная. Чтобы узнать, что на ней изображено, её необходимо собрать как пазл и тогда мы узнаем, что же снится Снежинке. (дети собирают разрезную картинку-пазл)

-Итак, теперь вы знаете, что же снится Снежинке. Это… (Африка).

-Африка? Какая такая Африка, вы уверены? А я не знаю что это такое, наверное какой-то фрукт? Расскажите мне, друзья, что такое Африка? (ответы детей)

-Молодцы, но нас ждет следующая картинка.

СЛАЙД 3. –Снятся Снежинке хорошие сны:

                      Африка снится, снятся слоны.

                      Доброе солнце, жаркое лето.

                      Снится земля зеленого цвета.

-Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго. А теперь я предлагаю вам отгадать загадки и назвать животных, которых тоже нет в наших лесах.

2 задание. (на столе лежат перевернутые вниз рисунком картинки с изображением африканских животных, дети должны выбрать по очереди любую картинку, указывая на её номер, отгадать загадку, назвать и показать картинку животного)

  1. По реке плывет бревно

           Ох, и злющее оно!

           Тем, кто в речку угодил,

           Нос откусит…(крокодил).

  1. Он ходит, голову задрав

           Не потому, что важный граф,

           Не потому, что гордый нрав,

           А потому, что он…(жираф)

  1. Очень много силы в нем

      Ростом он почти, что с дом

 У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос (слон)

  1. Его увидишь- сразу ясно:

Царь зверей-шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык

Даже гривы не подстриг (лев)

  1. На носу большущий рог

Носит каждый…(носорог)

  1. Очень вкусные бананы

На обед у …(обезьяны)

  1. Зверь я горбатый,

Но нравлюсь ребятам. (верблюд)

  1. Я лошадка, но не та,

Что бежит в упряжке

Я от носа до хвоста

В меховой тельняшке (зебра)

  1. Когда жара спадет

Он выйдет из болота

И ужинать пойдет,

Вот жизнь у…(бегемота)

  1. Ночью охотится

Днем отсыпается

Кошка пятнистая

Как называется? (леопард)

=========================

(люблю на дерево взобраться

На ветках толстых поваляться

Жару в тенечке переждать

На шубке пятнышки считать)-леопард.

-Вот вы и назвали мне зверей, которые не живут в наших лесах. Но зато эти звери живут где?(в Африке) -А на какие 2 группы можно разделить этих зверей, вы знаете?(хищники и травоядные). -А кто из них кто, я не знаю. Давайте вы хищников поместите в красное колечко, а травоядных- в зеленое.

(на столе2 кольца: зеленое и красное.  Дети в зависимости от задания   раскладывают животных по кольцам).

-А что же нам расскажут картинки на экране? Давайте еще раз назовем кого нет в наших лесах (по очереди отвечают дети) СЛАЙД 4: В наших лесах нет черепах и кенгуру. СЛАЙД 5: В наших лесах нет обезьян и жирафов. СЛАЙД 6: В наших лесах нет крокодилов и носорогов.

2.Постановка цели занятия.

- И вот однажды, чтобы увидеть всех этих зверей, Снежинка все-таки решила совершить опасное путешествие в жаркие страны.

-ребята, а как вы думаете, почему это путешествие было опасным для Снежинки? (потому сто от жары она может растаять).

-Правильно, молодцы. Тогда Снежинка решила отправиться к своему другу Ветерку и попросила его помочь… А чтобы Снежинке и Ветерку не было страшно одним в незнакомом месте, мы с вами тоже совершим путешествие вместе с ними, а потом расскажем нашим друзьям и гостям что мы увидели и узнали.

3.Основная часть.

(воспитатель раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них и отправляются в путешествие) – Давайте скажем волшебные слова и отправимся путешествовать: ты на месте покружись и на снежинке очутись! Полетеееелиииии!!!!!

- пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он рассказал ей, ребята, как вы думаете? Что такое джунгли? Какие растения там растут?(джунгли-это влажный и жаркий лес. Там растут пальмы и лианы)

СЛАЙД 7. Верно, именно так и сказал Снежинке Ветерок…

Этот пепролазный лес

Жаркий, очень влажный

Встретит множество чудес

В нем турист отважный.

И конечно, для подсказки-

Жил тут Маугли из сказки.

-Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела…

…веселую длиннохвостую…(обезьянку) СЛАЙД 8, щелчок 1

- потом она заметила чешуйчатого острозубого…(крокодила) СЛАЙД 8, щелчок 2

- затем увидела полосатого хищного… (тигра) СЛАЙД 8, щелчок 3

- «Я хочу увидеть и других животных!»-радостно закричала Снежинка и продолжила свое путешествие по Африке.

3 задание. А теперь послушайте, что же увидела Снежинка, но будьте очень внимательны, ведь вам будет нужно сосчитать то, что она увидела.

  1. Принесла слону обезьяна два банана

Вот обрадовала подарком великана

Был один банан у него-посмотрите.

Теперь сколько стало всего- подскажите (три)

  1. На  качели, на качели,

На качели звери сели

Пять пятнистых леопардов

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?) (шесть)

  1. Слон, слониха, три слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

           Сколько встретилось зверей? (семь)

  1. Крокодил достал ракушки

Все ракушки как игрушки.

Всех ракушек было шесть.

Заигрался крокодил

И одну вдруг проглотил.

(Сколько ракушек осталось?) (пять)

-Вот так и летела Снежинка, а Ветерок ей все рассказывал и рассказывал…

- О чем же еще Ветерок рассказал Снежинке? СЛАЙД 9, 2щелчка ( в Африке есть пустыни, покрытые песком и саванны, покрытые травой).

-Правильно, а ещё Ветерок рассказал, что иногда повадки животных сравнивают с внешним видом и действиями людей. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто?». Я буду называть признаки животного, а вы должны угадать, о  каком животном идет речь. Итак, иногда о людях говорят так:

4 задание . Топает, как…(слон)

                     Извивается, как …(змея)

                     Выносливый, как…(верблюд)

                     Толстый, как…(бегемот)

                     Медлительный, как …(черепаха)

                     Повторяет, как …(попугай)

                     Кривляется, как…(обезьяна)

Лохматый, как…(лев)

-Молодцы, справились с заданием. Ну что же, а наша Снежинка тем временем полетела по пустыне и саванне. И кого же она там увидела? Да это же…

СЛАЙД 10, щелчок 1.- двугорбый…(верблюд)

Щелчок 2- гривастый царственный…(лев)

Щелчок 3-длинношеий пятнистый …(жираф)

Щелчок 4-большеухие серые …(слоны)

Щелчок 5-толстокожий воинственный …(носорог)

Щелчок 6-полосатая быстрая …(зебра)

-Но вдруг Снежинка увидела это СЛАЙД 11 –Ух, какой он!-закричала Снежинка.

-Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

-Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться! Поможете?

СЛАЙД 12. 5 задание. Давайте сравним гуся и жирафа.

-Что общего: и у жирафа, и у гуся длинная шея, НО:

Гусь-птица, а жираф-животное

Гусь живет в наших краях, а жираф- в Африке

Гусь покрыт перьями, а жираф нет

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

СЛАЙД 13. –Ух, какой он!- закричала Снежинка! –Это, наверное, африканский кот. Он очень похож на кота.

СЛАЙД 14.(Аналогичное сравнение кота и льва. Отмечается сходство и различие. Напомнить детям, что кот, тигр, пантера, гепард, леопард относятся к семейству «кошачьи»).

СЛАЙД 15. –Ух, какой он!-закричала Снежинка. –Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

СЛАЙД 16. (сравнение лошади и зебры. Напомнить детям, что лошадь и зебра относятся к одному семейству «лошадиные»).

-Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку. СЛАЙД 17 с музыкой. (физкультминутка).

-Ну вот мы все отдохнули и можем снова отправляться в путь вместе с нашими друзьями- Снежинкой и Ветерком.

СЛАЙД 18. –Ой, смотрите, смотрите!-закричала Снежинка. –Кто это там спрятался за деревом? ( дети составляют предложения: за деревом спрятался жирафенок и т.п.) По очереди открываются СЛАЙДЫ 19,20.

-Какие молодцы! А давайте расскажем нашей Снежинке, каких же ещё детенышей животных вы знаете? 6 задание. Волшебный мешочек.

Детеныш зебры…(жеребенок)

У верблюда-…(верблюжонок)        

У тигра-…(тигренок)

У страуса-…(страусенок)

У кенгуру-…(кенгуренок)

У бегемота-…(бегемотик)

У крокодила-…(крокодильчик)

У леопарда-…(котенок)

============================

Львенком славным так гордится

Его мама! Мама…(львица)

============================

Тигренок совсем никого не боится

Ведь ходит поблизости мама…(тигрица)

============================

Гулять зовет слоненок тихо

Свою мамочку…(слониху)

============================

Мама кенгуренка-…(кенгуриха)

Мама страусенка-…(страусиха)

============================

1 львенок, а множ. число? (львята)

1 слоненок, а множ. число? (слонята)

-Снежинке так понравились животные, что ей захотелось рассказать о них что-нибудь интересное своей сестре-Пылинке. И тогда она решила отправиться на фотоохоту.

- И Снежинка старалась,

Животных снимала.

Но что получилось?

Что в кадр поместилось?

СЛАЙД 21. –что же сфотографировала Снежинка?( после каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например, Снежинка сфотографировала тигриную пасть и т.д.)

- Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить. (воспитатель выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок- роль Снежинки, которая отвечает на вопросы. Можно добавить картинку животного, ребенок согласно плана  её описывает).

СЛАЙД 22. –Здравствуй, дорогая Пылинка. Я увидела столько необыкновенных животных!

П: Расскажи мне о них, пожалуйста!

1 щелчок.

С:Вот, например, жираф.

2 щелчок. П: Чем покрыта его шкура?

С: шкура жирафа покрыта пятнами.

3 щелчок. П: Что интересного есть в его теле?

С: Жираф-очень длинношеее животное. На голове у него рожки. Сзади-хвост, а на конце хвоста-маленькая кисточка.

4 щелчок. П: А чем питается жираф?

С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев.

5 щелчок. П: А кто у жирафа детеныш?

С: у жирафа рождается жирафенок.

П: А где можно встретить жирафа?

С: жираф живет в Африке.

П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ. Пока.

С: Пока!

-Ребта, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

4 Закрепление.-Самостоятельный рассказ. Воспитатель имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать ещё об одном животном.1-2 ребенка рассказывают о выбранном животном. Сопровождение рассказа- слайд 22. Второй ряд эффектов-для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.

- Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.  

-А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы рассказ получился красивым и интересным. (СЛАЙД 22, третий ряд эффектов).

5. Обобщение. А еще у Снежинки есть сестра-Дождинка. И ей тоже надо  обязательно рассказать о том, где была Снежинка и что она видела. Но как же нам это сделать? (написать письмо или отправить телеграмму)

-Да, мы с вами обязательно напишем Дождинке письмо, в конверт вложим рисунки животных, живущих в Африке, а на рисунках напишем вот такие стихи.

СЛАЙД 23. Стихи.

  1. Это лев-он царь зверей

В мире нет его сильней

Он шагает очень важно

Он красивый и отважный.

  1. А вот умный добрый слон

Посылает вам поклон,

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

  1. А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

Что пружинит вниз и вверх

И взлетает выше всех.

  1. У жирафа шея длинная

Видно все ему вокруг,

У зебры шея лошадиная

Она для всех хороший друг.

  1. От солнца всё в глазах искрится

С тигрятами лежит тигрица.

Где машины не пройдут

По пескам пройдет верблюд.

  1. Посмотрите: бегемот

В жаркой Африке живет

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать

И затопчет все луга-

Тяжела его нога.

А потом опять поспать

Заберется в воду,

Так проходят его дни,

Так проходят годы…

6. Итог. Ну что ж, ребята, пора Снежинке возвращаться из путешествия, да и нам тоже. Ей было очень интересно побывать в далеких краях, послушать рассказы Ветерка и ваши рассказы. Она увидела и узнала много нового.

- А вам понравилось наше путешествие? Почему?

-За то, что вы о многом ей рассказали, из далекой Африки Снежинка прислала вам что-то вкусное. Отгадайте, что это:

Этот вкусный желтый плод

К нам из Африки плывет

Обезьянкам в зоопарке

Пищу круглый год дает. (банан). Угощайтесь. Конец.  

                                               

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы на тему: «Животные жарких стран».

Познакомить с животными жарких стран, учить описывать их, сравнивать, употреблять антонимы и притяжательные прилагательные, развивать внимание, мышление....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с ОНР «Животные жарких стран»

Активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Формировать умения обобщать, классифицировать. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. Формировать предст...

НОД развитие речи в подготовительной группе на тему "Животные Жарких стран"

Тема: Животные жарких стран Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка. Программные задачи: Образовательные: уточнить и систематизировать представления детей о жизни животн...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"....