Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л-Ль
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бакланова Дарья Геннадьевна

Методическая разработка занятия повторения, обобщения и закрепления звуков Л-ЛЬ.Занятие в игровой форме. Основная цель занятия создание условий для произношения звука Л-ЛЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi._v_gostyah_u_zvukov_l-l.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 72»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект НОД

На тему: «Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л-Ль »

Подготовила:  воспитатель

Антонова Д.Г.

Энгельс 2018г

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 72»

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема НОД: «Звуковая культура речи. В гостях у звуков Л-Ль».

Направление образования и развития (образовательная область): Развитие речи

Цель: создание условий для  произношения звука Л-Ль

Задачи:

 - формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу,                  

в решении познавательных задач; закрепить знания различать твердые и мягкие согласные звуки Л-Ль; актуализировать знания, называть первый звук в словах; дифференциация звуков «л»,  «ль»;

- развивать активную речь детей; продолжать обучать детей делить слова на слоги, используя схему слова;развивать зрительное и слуховое внимание, а также зрительную и слуховую память;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Виды деятельности:  двигательная, коммуникативная, познавательная, игровая.

Формы организации: подгрупповая, групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с графическим и речевым сопровождением, решением логических заданий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дидактические материалы на каждого ребенка, и для подгрупп (перфокарты).

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

ɪ. Вводная часть

- Здравствуйте дети.

 - Проходите, присаживаемся полукругом на ковер.

 - Оглянитесь, у нас сегодня на занятии гости, давайте поприветствуем их.

 - Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим солнышком, почему оно плачет?

 - Оказывается, солнышко стало звучать  совсем по – другому «соНышко». Раньше всех солнышко будило,, а теперь как только оно появляется, все сразу ложатся спать. Думают, что сон пришёл.(Вот слова сонышко). Вот солнышко и расстроилось!

Как вы думаете, что изменилось в слове?

-Нам надо помочь солнышку и найти пропавший звук Л.

 - Я предлагаю отправиться в страну звуков.

Дети садятся на ковер

Приветствуют гостей.

Ответы детей: (потому что ему грустно).

Ответы детей: (не стало звука Л).

 Вместе с воспитателем дети отправляются в путь ( идут под музыку по кругу)

ɪɪ.Основная часть

Встреча с «Дедом-буквоедом»

- Ребята! Это наш помощник на сегодня.

- Нам очень повезло! Он хорошо знает страну звуков! И знает, Где она находится! Но звуки в этой стране страшно не любят, когда их неправильно произносят.

-А кто знает, что нужно для того, чтобы правильно произносить все звуки русского языка?

-Что мы должны с вами тренировать?

- Затрудняетесь? Я вам помогу! Мы должны тренировать наши язычки и губки! Вы готовы вместе со мной сделать сейчас зарядку для язычка?

Дети смотрят на экран

Ответы детей.

Ответы детей.

Артикуляционная гимнастика «Игра с язычком»

Жил-был язычок. (Высунуть язык.)

Решил язычок погулять, сел на коня и поскакал. (Пощелкать языком как лошадка и попрыгать.)

Скакал язычок, скакал и встретил змейку. (Высовывать  острый язык и забирать обратно.)

— Давай играть вместе, — предложила змейка язычку.

И решили они покататься на качелях. Кач-кач-кач. (Арт. упр. «Качели».)

А потом они решили поиграть в песочнице. Взяли лопатки ( арт.упр. «Лопатка») и стали копать (поднимать кончик широкого языка и удерживать 2 секунд, повторять несколько раз.)

Поиграли в футбол. (Упираться острым языком то в одну щеку, то в другую.)

Посмотрели на часы. ( Упражнение «Часики».)

Пора домой.

Нарвали корзину грибов.  ( Удерживать язык, присосав его к небу.)

И поскакали домой. ( Щелкать языком.)

-Какие все молодцы! Вот теперь нам ничего не страшно, мы натренировали свои язычки, губки и теперь, смело можем отправляться в страну звуков.

Дети выполняют гимнастику

-Вот мы и пришли в страну звуков.

- И здесь «Дед-буквоед» подготовил для вас первое задание. Для того, чтобы найти звук Л.

Дидактическая игра «Посчитай слоги»

Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

- Молодцы! Все справились с заданием?

Дети выполняют задание на перфокартах.

Дифференциация звуков [л]-[ль]

- Назовите мнеслова, которые изображены перед вами.

- Как думаете, мы нашли  звук, который искали?

-Давайте повторим все вместе звук, который убежал из слова «Солнышко»

-Звук Л: правильно.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Он очень хотел вас заманить в свою страну в гости, чтобы тут с вами поиграть и весело провести время!

- У звука Л есть младший брат, звук Ль.

- Давайте так,  я буду показывать на любого из вас, а вы будете произносить звук, который я скажу.

- Это будет  звук Л (твердо как лед)  или Ль (мягко как травка).

- А теперь, давайте все вместе повторим.

- Какие вы молодцы! Не ошиблись ни разу.

Ответы детей.


Ответы детей.

- Давайте посмотрим, что вы еще знаете о звуках Л –Ль.

- Какие это звуки, гласные или согласны?

- А какие это звуки, звонкие или глухие?

- Давайте, проверим, правы мы или нет, положим все вместе руку на горлышко и убедимся, звенит ли горлышко?

- Молодцы!

- Я приглашаю вас разбиться на подгруппы, и проверить, умеете ли вы слышать звуки Л-Ль в словах.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Собери цветок»

- Перед вами серединка двух цветков. - - Первая со звуком -Л, вторая со звуком-  Ль. Вам необходимо собрать лепестки со словами правильно, для этого очень внимательно произносим слова и работаем слажено.

- Посмотрим, кто был внимателен сегодня.

- Ребята, вы большие молодцы. Так хорошо запомнили и выполнили задание правильно.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка

Выполняют гимнастику.

Работа со словами.

- А сейчас посмотрите на экран, что изображено на картинках?

-Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

- Молодцы!

Называют картинки.

Ответы детей.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»

-Назовите картинки, выделяя звук -Л. Найдите слова, в которых звук Л находится в начале, в середине и в конце слова.

Дети устно выполняют задание

- Ребята, осталось пару дней зимы и наступит…?

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка весною

В сени к нам летит.

- Попробуйте найти слова со звуком Л-Ль.

- В каких словах слышен звук Л, а в каких звук Ль?

-Молодцы!

Ответы детей.

Ответы детей.

- «Дед-буквоед» очень вами доволен, и он разрешает нам забрать звук, которого нам не хватало.

- Ребята, а напомните мне, какой нам нужно было найти звук?

-Правильно!

-А теперь нам пора возвращаться, солнышко нас заждалось.

- Какие вы все молодцы, вы правильно все выполняли, и помогли солнышку!

Ответы детей.

Строятся в круг и идут под музыку к солнышку по ковру.

- Посмотрите, какое оно теперь счастливое, и в благодарность оно  напоследок хочет немного с нами поиграть.

«Массаж лица»

Солнце личико согрело, потеплело.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Дети  выполняют массаж.

ɪɪɪ. Заключительная часть.

-Ребята как вам сегодняшнее занятие?

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- Чем помимо звуков занимались?

- А кто нам помогал найти потерянный звук?

- Как думаете, справились ли мы со всеми задачами  на занятии?

- А «Дед-буквоед» дарит вам вот такие смайлики, чтобы вы помнили  о нашем сегодняшнем занятии?

До новых встреч!

Ответы детей.

Прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Введение понятия "согласный звук".

Предлагаю конспект по звуковой культуре речи для детей старшей группы детского сада. Надеюсь данный материал будет интересен и полезен....

Занятие по развитию звуковой культуры речи в средней группе «Звук з , з’»

Программное содержание конспекта: закрепить произношение звука с    в словах. Помочь воспитанникам запомнить потешку «Расти коса». Научить выделять голосом звук   с...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей....

"Звуковая культура речи.В гостях у звуков Л - Ль"

В гостях у звуков Л - ЛьНа занятии присутствовали дети старшей группы, посещающие логогруппу, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуками [Л],[Ль]....