НОД по речевому развитию.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пляцок Надежда Николаевна

Тема «Ваши права, дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию.

Тема «Ваши права, дети»

Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.

Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.

Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Этапы занятия

Ход занятия

Организационный момент

Дидактическая игра «Копилка имен».

Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку».

Введение в тему

На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются)

Обучающий этап

  • Дидактическое упражнение «Право на имя»

- Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена.

- Как вы считаете, зачем люди придумали имена?

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.

- Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя».

- Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает.

Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен.

Богдан – богом данный

Владлен – сокращение от Владимир Ленин

Давид – любимый

Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный

Иван – милость Божья

Илья – сила Бога

Ярослав – сильный и славный

Вероника – несущая правду

Виктория – победительница

Дарья – сильная, побеждающая

Карина – впередсмотрящая

- Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково.

Дети называют ласково по имени своего соседа.

  • Дидактическое упражнение «Право на гражданство»

- Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя.

Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб.

- Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство».

- В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца.

Динамическая пауза

Выполнение движений по тексту.

«Дом имен»

                             Эй, ребята! Встаньте в круг!

                             Вот как стало много рук!

                             Чьи же руки, подскажите

                             И ладошки покажите.

                             А теперь за руки взялись

                             И по кругу пробежались.

                             Сделали поуже круг

                             Крышу сделали из рук.

                             Получился дом имен.

                             В этом доме мы живем.

Этап закрепления

  • Дидактическое упражнение «Право на проживание  в семье»

- Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».)

- Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье.

                             Вместе – мама, папа, я –

                             Называется семья.

                             По фамилии одной

                             Мама, я и папа мой.

                             Я спросил у муравья:

                             - Для чего нужна семья?

                             - Просто вместе легче жить

                             И работать и дружить.

Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть  в игру.

  • Дидактическая игра «Мой, моя, мои»

Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка?

- Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…)

- Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье.

Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье».

Итог занятия

- Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы.

- Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка).

- О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях.

Текущие изменения и дополнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...