Конспект занятия по формированию речевого восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал содержит пример построения коррекционного занятия по формированию речевого восприятия на материале лексической темы "Деревья" (авторская разработка И.А.Морозовой, М.А. Пушкаревой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_a.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Звук и буква А»

Лексическая тема. «Деревья».

Цели. Закреплять правильное произношение звука а, умение выделять его голосом в слове. Учить определять место звука в слове. Познакомить с термином «гласный звук». Учить определять гласные звуки в словах; условно обозначать гласные звуки.

Демонстрационный материал. Мешочек, пластмассовые или картонные буквы, картинки с изображением деревьев (рябина, ель, ива, дуб, клен, береза, акация).

Раздаточный материал. Кассы букв; полоски для обозначения слов, красные фишки; картинки по разным лексическим темам (в названии двух картинок должен быть звук а); нитки, бархатная бумага.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек».

Дефектолог показывает детям мешочек с буквами и дает задания:

—        Найдите и покажите букву А.

—        Почему вы считаете, что это буква? (Мы ее можем увидеть и написать.)

Основная часть Характеристика буквы А

Перед детьми индивидуальные кассы букв. Дефектолог спрашивает:

  • Все ли буквы А в ваших кассах одинаковые? (Нет, не все. Есть буквы большие и маленькие.)
  • Большие буквы А — заглавные, маленькие буквы а — строчные.
  • Из каких элементов состоит буква А! Выложите букву А из ниток на бархатной бумаге.

Характеристика звука а

  • Какой звук обозначает буква А? (Звук а.)
  • Почему это звук? (Звук мы слышим и произносим.)

  • Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук о? (Нет.)
  • Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды? (Такой звук называется гласным.)
  • Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)
  • Как мы договорились обозначать слово? (Полоской с тремя делениями.)

Игра «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки: а, у, о, и, а, а, э, и, у, а... Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук а.

Дефектолог произносит слоги: am, ум, их...; ма, ту, ко, та, ха... Дети закрывают глаза, если слышат слог со звуком а

Аналогично проводится упражнение со словами (акация, ель, ива, дуб, клен, береза...), только дети поднимают руку, когда слышат слово со звуком а. Произнося слова, дефектолог голосом выделяет звук а и показывает дошкольникам соответствующие картинки.

Определение места звука а в слове

На панно предметные картинки с изображением березы, ивы, акации, пальмы. Дефектолог предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук а, затем определить место звука в каждом слове и отметить его на полосках, обозначающих слова.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети поочередно загибают

пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают

кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листья клена, Листья ели,

Листики дуба мы соберем,

Маме букет мы отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Н. Нищева

Игра «Лото»

Дефектолог раздает детям картинки (по разным лексическим темам).

—        Внимательно рассмотрите картинки и положите фишки красного цвета (или буквы из касс) на те картинки, в названии которых есть звук а.

Дети могут поменяться карточками после выполнения задания.

Упражнение на словообразование

На панно выставлены картинки. Дефектолог дает детям задания.

  • Что изображено на картинках? (Деревья.)
  • Что изображено на каждой из картинок? (Дерево.)

  • Назовите дерево ласково. {Деревце.)
  • Как назвать предмет, который изготовлен из дерева? (Деревянный.)
  • Обратите внимание, в словах деревья, дерево, деревце, деревянный есть одинаковая часть — дерев-.
  • Образуйте новые слова с частями: дуб-, берез-, клен-, ель-...

Игра «Придумай имя»

Дефектолог предлагает детям придумать имена, в которых звук а слышится в начале, в конце и середине слова.

Работа в тетрадях Написание буквы А (по точкам).

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...

Будущий первоклассник - конспект занятия по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для подготовительной к школе группы ,проводит педагог – психолог Аджигирей Н.В. ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1....

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...