Конспект занятия по формированию речевого восприятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Антюфеева Ася Александровна

Материал содержит пример построения коррекционного занятия по формированию речевого восприятия на материале лексической темы "Деревья" (авторская разработка И.А.Морозовой, М.А. Пушкаревой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_a.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Звук и буква А»

Лексическая тема. «Деревья».

Цели. Закреплять правильное произношение звука а, умение выделять его голосом в слове. Учить определять место звука в слове. Познакомить с термином «гласный звук». Учить определять гласные звуки в словах; условно обозначать гласные звуки.

Демонстрационный материал. Мешочек, пластмассовые или картонные буквы, картинки с изображением деревьев (рябина, ель, ива, дуб, клен, береза, акация).

Раздаточный материал. Кассы букв; полоски для обозначения слов, красные фишки; картинки по разным лексическим темам (в названии двух картинок должен быть звук а); нитки, бархатная бумага.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек».

Дефектолог показывает детям мешочек с буквами и дает задания:

—        Найдите и покажите букву А.

—        Почему вы считаете, что это буква? (Мы ее можем увидеть и написать.)

Основная часть Характеристика буквы А

Перед детьми индивидуальные кассы букв. Дефектолог спрашивает:

  • Все ли буквы А в ваших кассах одинаковые? (Нет, не все. Есть буквы большие и маленькие.)
  • Большие буквы А — заглавные, маленькие буквы а — строчные.
  • Из каких элементов состоит буква А! Выложите букву А из ниток на бархатной бумаге.

Характеристика звука а

  • Какой звук обозначает буква А? (Звук а.)
  • Почему это звук? (Звук мы слышим и произносим.)

  • Встречает ли воздух преграду, когда мы произносим звук о? (Нет.)
  • Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды? (Такой звук называется гласным.)
  • Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)
  • Как мы договорились обозначать слово? (Полоской с тремя делениями.)

Игра «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки: а, у, о, и, а, а, э, и, у, а... Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук а.

Дефектолог произносит слоги: am, ум, их...; ма, ту, ко, та, ха... Дети закрывают глаза, если слышат слог со звуком а

Аналогично проводится упражнение со словами (акация, ель, ива, дуб, клен, береза...), только дети поднимают руку, когда слышат слово со звуком а. Произнося слова, дефектолог голосом выделяет звук а и показывает дошкольникам соответствующие картинки.

Определение места звука а в слове

На панно предметные картинки с изображением березы, ивы, акации, пальмы. Дефектолог предлагает детям назвать их, выделяя голосом звук а, затем определить место звука в каждом слове и отметить его на полосках, обозначающих слова.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Дефектолог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети поочередно загибают

пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают

кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листья клена, Листья ели,

Листики дуба мы соберем,

Маме букет мы отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Н. Нищева

Игра «Лото»

Дефектолог раздает детям картинки (по разным лексическим темам).

—        Внимательно рассмотрите картинки и положите фишки красного цвета (или буквы из касс) на те картинки, в названии которых есть звук а.

Дети могут поменяться карточками после выполнения задания.

Упражнение на словообразование

На панно выставлены картинки. Дефектолог дает детям задания.

  • Что изображено на картинках? (Деревья.)
  • Что изображено на каждой из картинок? (Дерево.)

  • Назовите дерево ласково. {Деревце.)
  • Как назвать предмет, который изготовлен из дерева? (Деревянный.)
  • Обратите внимание, в словах деревья, дерево, деревце, деревянный есть одинаковая часть — дерев-.
  • Образуйте новые слова с частями: дуб-, берез-, клен-, ель-...

Игра «Придумай имя»

Дефектолог предлагает детям придумать имена, в которых звук а слышится в начале, в конце и середине слова.

Работа в тетрадях Написание буквы А (по точкам).

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Система занятий основанная на образном и сюжетном принципах подачи материала. В пособии представлены развернутые конспекты занятий по формированию представлений о времени у старших дошкольников во все...

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Зимняя сказка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4548028","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"374"}}]]...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Цели:Формирование навыка счета у детей старшего дошкольного возраста и (прямой, обратный);Задачи:1. ...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возра...

Будущий первоклассник - конспект занятия по формированию школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия для подготовительной к школе группы ,проводит педагог – психолог Аджигирей Н.В. ЦЕЛЬ: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:1....

Конспект занятия по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Геометрические фигуры"

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных ...