Проект "По дорогам сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Краткосрочный проект "По дорогам Сказок".

 Тип проекта: художественно- эстетический

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный 

Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.

Дата проведения: с 09.09.2019-30.09.2019

Место проведения: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №218»

Актуальность проблемы:

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая у всех народов. Сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Постановка проблемы:

Дети знают мало русских народных сказок. 

Цель: сформировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

2. Развивающее:

Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

Пробуждать интерес к сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_mladshey_gruppe.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во второй группе раннего возраста  

«В гостях у сказки»

Цель:  подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для  всестороннего развития детей.

Задачи:

•  расширять представления родителей о роли книг и сказок в воспитании ребёнка;

•  стимулировать самообразование родителей;

•  прививать навыки читательской культуры;

•  воспитывать бережное отношение к книге.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители сегодня на родительском собрании мы поговорим о сказках, ведь сказки это неисчерпаемый источник радости для детей, они учат мечтать. В сказках отражается вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы. (1 слайд) Дети любят сказки, потому что в них происходят необыкновенные события и приключения.

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.

Язык сказок понятен маленькому ребёнку. Прошагавшая через века, сказка остаётся интересной и современным детям. Нашим детям, которым сейчас навязывают мультфильмы, в большинстве своём, с сомнительным сюжетом: глупые, агрессивные, пустые и уродливые. Сказки же — пропитаны вековой народной мудростью и высокой духовностью.

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим  малышам, но мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

(2 слайд) Что даёт ребенку сказка?

Целительная сила народной сказки известна с древних времён. Сказки сменяют на своём посту мамины колыбельные, с которыми кроха успокаивался и сладко засыпал. Малыш подрос, и мы берём в руки книгу со сказками, ибо  сказка:

— легко и полноценно помогает ребёнку усвоить родную речь;

— сеет в маленькие души добро и остаётся там на всю жизнь!

— формирует в маленьком сердце понимание истинной любви: любви и уважения к родителям, своему отечеству и его  истории,  другим людям. Это понимание дети пронесут через много-много лет, и их половинки будут окружены заботой, верностью, уважением, вниманием и нежностью;

—  помогает ребёнку освоиться в этой жизни, понять окружающую действительность. Реальные поучительные истории плохо усваиваются ребёнком, малыши познают мир через игру. Сказка — элемент игры, устное повествование которой надолго запоминается детьми;

— развивает эмоциональный интеллект ребёнка;

— даёт умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, обогащает фантазию, учит думать;

— делает ребёнка здоровым душой;

— социализирует;

— благотворно действует на нервную систему ребёнка, успокаивает его и это доказано!

(3 слайд) Кроме того:

Эмоционально-телесный контакт, который возникает между вами и малышом в момент чтения сказок обеспечивает:

— близость и доверительные отношения с ребёнком;

— уверенность у ребёнка в вашей любви и защите;

— уменьшение у малыша тревожности, плаксивости, возбудимости;

— снижение агрессивности.

(4 слайд) “Если рядом Сказка, то ребенок”:

  • С радостью и без капризов укладывается спать;
  • соглашается
  • соглашается купаться и без капризов вылезает из воды;
  • делится игрушками;
  • съедает “волшебное” лекарство;
  • познает окружающий мир;
  • учится понимать и любить все живое;
  • пробует сочинять свои собственные сказки;
  • учится читать, считать, фантазировать, рисовать;
  • знакомится с трудными правилами и понятиями;
  • стремится стать лучше.

(5 слайд) “Сказкой можно”:

  • вылечить;
  • успокоить;
  • поднять настроение;
  • научить понимать другого, не похожего на тебя;
  • оградить от бед;
  • “измерить” настроение и самочувствие.

(6 слайд) “Сказка может”:

  • помочь скоротать путь;
  • познакомить с нравственными понятиями;
  • сблизить Родителя и Ребенка;
  • разрешить конфликт;
  • заставить взяться за нелюбимое дело.

(7 слайд) Лучшие книги для ребенка 2 – 3  лет

Выбирая книги для ребенка, обращайте внимание не только на автора, но и на качество иллюстраций и формат (макет) книги. Дети видят иллюстрации иначе, чем взрослые! Как?

Особенность 1. Иллюстрации помогают малышу понять текст и всю историю в целом. Кроме того, они помогают удержать внимание крошечного непоседы.

Исследования, которые проводились еще в 80-х годах прошлого века, подтвердили, что иллюстрации оказывают значительное влияние на понимание текста произведения ребенком на протяжении всего дошкольного возраста (до 7 лет). Особенно велико это влияние в раннем возрасте!

Особенность 2. Дети не воспринимают сложную перспективу, необычные ракурсы и светотень.

К сожалению, современные иллюстрации все меньше отвечают особенностям детского восприятия. Использование в рисунках чудес и спецэффектов компьютерной графики не только не обязательно, но даже и не приветствуется! Даже дети 5 – 7 лет с трудом воспринимают светотень. Им кажется, что персонаж «запачкался», если старательный художник заштриховал область под носом (там ведь должна быть тень).

Иллюстрации в детских книгах должны быть простыми (на них не должно быть нагромождения предметов, объектов, не должно быть и сложной перспективы), располагаться рядом с текстом, как бы поясняя его. Обратите внимание на то, каковы ракурсы изображенных героев (сложные ракурсы не воспринимаются маленькими детьми, так например, малыш может испытывать затруднения, рассматривая нарисованного в профиль человека). Ведь кроха точно уяснил к своим 2 – 3 годам, что у человека 2 руки, 2 ноги и два глаза. А на рисунке тогда КТО?

(8 слайд) Лучшие книги для ребенка 2 – 3  лет со стихами

Короткие, отлично рифмованные строчки, которые хорошо запоминаются – это то, что нужно малышу 2 – 3 лет! Самые лучшие стихи для ребенка раннего возраста – это стихи о близких и понятных крохе предметах. Например, об игрушках, о маме и папе, о доме и природе. Читайте стихи с выражением, несколько раз (не думайте, что малыш устанет от повторений, наоборот, детям приносит удовольствие еще и еще раз слышать знакомые слова). Инициируйте ребенка повторять отдельные слова, делая паузы и повторяя конечные слова вместе по слогам. Среди всех книг со стихами специалисты по раннему воспитанию рекомендуют проверенные временем (стихи А.Барто, Е.Благининой, С.Маршака, Д.Хармса).

(9 слайд) Лучшие книги для ребенка 2 – 3 лет со сказками

Русские народные сказки вовсе не должны остаться в прошлом! Во-первых, они помогут крохе впитать уже с ранних лет настроение, колорит его родной культуры (получить фоновое знание о своей стране, о ее истории, о быте и традициях). Во-вторых, сказки отвечают особенностям детского восприятия: все, что описывается в сказках понятно и близко малышу. Чаще всего, герои сказок – это животные, которые помогают или противостоят людям. Читая сказку с мамой, кроха узнает о том, что животное может испытывать чувства и быть другом (такой малыш уже никогда не будет жестоко обращаться с домашними животными). Кроме того, ребенок узнает о том, что бывают плохие и хорошие герои (в сказках все преувеличено, и даже самый маленький читатель поймет, что лиса из сказки «Колобок» хитрая и коварная). Малышам все еще актуально читать «Курочку Рябу», «Репку», «Колобка» и, конечно, «Теремок».

(10 слайд) А вот примерный список произведений для детей 2 – 3  лет:

1. Поищите книги К. Чуковского (есть отличные издания с рисунками В.Сутеева). Малышу понравится простая история «Мухи-цокотухи», он с удовольствием рассмотрит иллюстрации к книге «Федорино горе», попытается отгадать «Загадки», смело познакомится с «Бармалеем», из «Мойдодыра» с удивлением узнает, что мыться не любит не он один.

2. Крохе понравятся добрые стихи о животных С. Маршака («Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке»), С. Михалкова («Трезор», «Мы едем, едем, едем»)

3. Порадуют качеством иллюстраций и интересными сюжетами книги В.Сутеева (он не только писал рассказы, но и иллюстрировал их).

Иногда лучшие произведения для детей объединяются в большие издания «Самые любимые сказки малышей», «100 любимых стихов малышей» (издательство «АСТ»).

Предлагаю Вам немного поиграть.

(11 слайд) Угадайте, о ком, о чем идет речь в этих сказках-загадках.

  • “Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые….” (“Колобок”)
  • “Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребется, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…” (“Репка”)
  • “Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить…, ни отставать…” (“Золушка”)
  • Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»)

(12 слайд) В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».

* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

* «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

Если вы ежедневно будете читать своим детям сказки на ночь, то ваша семья приобретёт замечательную и душевную традицию. Пронеся ее через года, ваши дети одушевят ею и свой дом, свою собственную семью. 

Подарите своему малышу незабываемое путешествие в мир сказок УЖЕ СЕГОДНЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"

Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Конспект занятия "По дорогам сказок"

Конспект занятия по развитию речи  предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Спортивный праздник "По дорогам сказок"

Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа

Развлечение по художественной литературе, старшая группа...