Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине Л.Новоселовой «Первый снег»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Захарова Олеся Евгеньевна

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине  Л.Новоселовой «Первый снег».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_sneg_konspekt.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Творческое рассказывание по сюжетной картине  Л.Новоселовой «Первый снег».

Подготовила и провела воспитатель Захарова О.Е.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

подготовить детей к составлению рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотехники;

- совершенствовать диалогическую речь детей, развивать активный словарь детей;

- вырабатывать у детей навык отвечать на вопрос полным ответом;

Развивающие задачи:

развивать художественное восприятие картин и художественные навыки детей;

- формировать способность эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства;

- развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию при обучении творческому рассказыванию по сюжетной картине (придумывание концовки)

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение художника;

- воспитывать у детей  любовь к природе русской земли.

Предварительная работа:

 - чтение и разучивание стихотворений о снеге (И.Суриков «Белый снег пушистый…», Е.Трутнева «Первый снег», И.Бунин «Первый снег», Е.Благинина «Зима», А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»);

- наблюдение за падающим снегом на прогулке;

- подвижные и дидактические игры (п/и «Снег-снежок», «Метелица», «Снеговик» «Снежная карусель», «Зимушка-зима», «Снежиночки-пушиночки» и  д/и  «Времена года», «Назови зимние слова», «Продолжи логическую цепочку», «Скажи ласково», «Продолжи зимнюю пословицу» и другие);

- опытно-экспериментальная деятельность со снегом, цель которой -  развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами снега.

Оборудование:

Репродукция картины Л.Новоселовой «Первый снег» ( Проект «Планета Земля. Времена года. Зима. Демонстрационный материал для педагогов» Автор Светлана Вохринцева), мнемотаблица (составляем вместе с детьми), небольшие комочки ваты для физкультминутки (по количеству ребят), таблица чувств и эмоций, музыкальное сопровождение стихотворения – «Вальс №7. Зима» Ф. Шопена

Ход занятия:

I. Организационный момент.

 - Приветствие и объявление темы занятия

II.  Вводная часть (используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, близких к изображенным на картине)

1.  Игровое упражнение «Назови время года» по картинке

2. Д/и «Что изменилось?» (картинки времен года меняются местами)

    А сейчас у нас какое время года? (поздняя осень)

        Что происходит с деревьями в это время года? (опадают листья у лиственных, у хвойных - нет)

       3. Загадки о деревьях, которые встретятся на картине:

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка,

         А платьице - в полоску. Ты узнаёшь? (берёзка)

 Ой, в июне снегопад?!

 Хлопья белые летят!

 С веточек они слетают,

       Но на солнышке не тают.

       Это вовсе не снежок.

       Ты узнал его, дружок? (тополиный пух, дерево - тополь)

        С елью стройной мы родня

        Обе зелены и колки,

        Но длиннее у меня

        И названье, и иголки (сосна)

 4.  Игра с мячом – «назови ласково»:

        Дерево - деревце

зима – зимушка

снег – снежок

трава – травка, травушка

куст - кустик.

5.  Игра «Скажи наоборот»:

тепло – холодно

ясно – пасмурно

черный – белый

 светлый – темный

 грустный – веселый

III. Сообщение темы занятия

Воспитатель вывешивает репродукцию картины художника-иллюстратора  Любови Новоселовой «Первый снег», которая за несколько дней до данного занятия появляется в группе на видном для детей месте, на доску.

- Сегодня мы поговорим об одном очень красивом, торжественном явлении природы, которое случается ежегодно поздней осенью – о первом снеге, и составим повествовательный рассказ с продолжением по одноименной картине Л.Новоселовой (рассматривание картины).

 - Чтение наизусть стихотворения «Первый снег» Е.Трутневой (под музыкальное сопровождение читает воспитанник):

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят. 

- Какие чувства вызывает у вас первый снег? Схожи ли они с эмоциями от картины? (да, это радость, восторг, любопытство, удивление) Если дети затрудняются в назывании эмоций и чувств, можно предложить им в помощь таблицу эмоций.

- А любите ли вы снег и почему? (да, т.к. можно кататься на санках с горки, лепить снеговиков и т.д.)

IV. Основная часть: беседа по картине и ее анализ

1. Объяснение названия картины:

 - А сейчас закройте глаза и попробуйте представить нашу картину. Как вы думаете, почему она именно так называется? Придумайте картине свое название ( Белое покрывало. Красота зимы. Снег кружится. Наступила зима.)

2. Обращение к методике восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанной русским ученым И.М.Мурашковской. Эта методика построена на принципах теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и направлена на формирование у детей умений воспринимать изображение через мнимые возможные ощущения от соприкосновения с различными объектами, воображаемые звуки, вкусы, ароматы и передавать это затем в связном высказывании.

Так, взяв «слуховую трубочку» дошколята ответили, что услышали радостные крики детей, ветер, хруст снега под ногами и даже абсолютную тишину от удивления произошедшим, а почувствовали приятный холодок, свежесть, капельку воды от растаявших на ладони снежинок.

Эта же методика позволила детям быстрее и интереснее найти связи между различными объектами на картине. Используя метод «подзорной трубы» ребята обратили внимание на то, как различные предметы и персонажи связаны между собой, словно разобрав нашу картину на отдельные кусочки или пазлы. А снова собрать картину воедино помог нам  образ снега, занимающий большую часть картины.

3. Игровое упражнение  «Кто самый внимательный?»

Воспитатель предлагает выбрать любой объект картины  - персонажа или предмет – и сказать какой он и что делает, при этом среди отвечающих  передается мяч, как в эстафете ( Стоит заснеженная березка. Маленький мальчик рассматривает снег, свои следы на снегу, притаптывает снег. Мама с малышом восхищаются запорошенным лесом, смотрят на заледеневший пруд, удивляются, любуются, гуляют по первому снегу и т.д.)

 4. Анализ картины

 - Как вы думаете, кто главные персонажи картины? Почему? (Мальчик и девочка, т.к. находятся на переднем плане картины)

- Что они делают? ( Дети вышли на прогулку, любуются падающим снегом, наблюдают)

 - Какие еще персонажи есть на картине и чем они занимаются? ( Мальчик в синем комбинезоне топчет ногами снег, наблюдая за своими следами, ловит снежинки на лету, на рукавичку, рассматривая их. Вдалеке видны фигуры мамы с малышом. Они тоже любуются первым снегом, с интересом разглядывают замерзший пруд)

5. Составление плана рассказа

Воспитатель напоминает, что мы составляем повествовательный рассказ, в котором должна соблюдаться последовательность событий.

Дети подготовительной к школе группы пытаются самостоятельно составить план рассказа, т.е. 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность.

 1.Что было до того, как брат с сестричкой вышли на улицу?

2. Что они увидели в парке?

3. Кто еще был в парке и чем они были заняты?

6. Составление опорной схемы будущего рассказа

Применяем метод наглядного моделирования, или мнемотехники. Дети предлагают символы для зашифровки плана с частичной помощью взрослого)

7. Физкультминутка (с комочками ваты)

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке! (дети наблюдают за падающими снежинками, смотря сверху вниз )

Все поднялись с места дружно! (дети встают)

По снежку слепить вам нужно! (лепим снежок)

Бросьте влево, бросьте вправо! (перекидываем снежок с одной ладони на другую)

Увернитесь от расправы! (прижали голову к груди)

Запусти снежок вперед,    (бросаем вперед )

Подними и сядь, дружок! (поднимают и садятся на свои места)

Наблюдение (эвристический момент)

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему для физкультминутки я предложила вам комочки ваты?

Дети:  - Они похожи на настоящий снег

Воспитатель: - Чем?

Дети: - Белым цветом, они легкие, мягкие, пушистые. Похожи на хлопья снега, снежные комочки, падают, кружась в воздухе.

8.Целевая установка на составление продолжения рассказа

  • А сейчас каждый из вас попробует представить себя в роли художника и придумать, что же могло быть  дальше? Как наш рассказ можно было бы продолжить? Какую картину вы бы нарисовали в продолжение истории? (дети предлагают свои варианты, можно дать задание зарисовать возможное развитие событий, например, схематически)

9. Составление детьми рассказов с опорой на схему и своим продолжением (воспитатель обязательно напоминает ребятам, что их рассказ должен получиться законченным. Вместе с детьми обсуждаются варианты концовки. Как правило, это эмоциональная реакция на описанные в рассказе события)

10. Самооценка рассказов (при помощи цветных карточек, где зеленый цвет – рассказ удался, желтый – мог бы получиться лучше, красный – рассказ не удался, буду стараться) и рефлексия (дети объясняют свой выбор)

V. Подведение итогов занятия

 - Что показалось самым трудным?

 - Что тебя порадовало и показалось наиболее интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...