Модель образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Брусничка» «По следам осени»
план-конспект занятия по развитию речи

Малинкина Надежда Ивановна
Совершенствование   умения  составлять   небольшой рассказ об осенних изменениях с опорой на мнемотаблицы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_oseni.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Чебурашка»

Модель образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности «Брусничка»

для детей 6-7 лет

тема:

«По следам осени»

                                                                                                                                                     Автор:

воспитатель

  Малинкина Н.И.

1 кв.кт.

                                                г.Усть-Илимск 2019

Цели: совершенствование   умения  составлять   небольшой рассказ об осенних изменениях с опорой на мнемотаблицы.

Образовательные задачи:

 Обобщать  представления о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формировать  умение  рассказывать по мнемотаблицам, составлять   предложение.

- Расширять  и активизировать  словарь  по теме «Осень».

- Совершенствовать грамматический  строй  речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать координацию движений с речью;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук  умение рисовать наклонные пунктирные линии.

-развивать связную речь;

-развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость по схеме;

Воспитательные задачи:

-формировать навыки самостоятельности, активности;

-формировать навыки сотрудничества;

Интеграция по образовательным областям: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование:  Интерактивное оборудование  звуковыми и анимационными  заданиями. Стулья, столы расставлены полукругом по количеству детей, корзина с листочками, осенний мяч, шкатулка, треугольник с картинками осень (ранняя, золотая, поздняя), поделки детей, макет осени для аппликации объемной, картинки на звукопроизношений.

Демонстрационный материал: карточки – картинки «Четвертый лишний»,  листочки  с заданием штриховкой, игровизер, маркеры, салфетки.

Словарная работа:  багряная, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, моросит, изморозь.

Введения в тему занятия

Приветствие:

(Дети проходят в интерактивный зал.  Встают напротив доски. Здороваются с гостями, воспитатель звенит в колокольчик)  

- Мой звоночек звенит, заливается.

  И ребята вокруг собираются.

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.

Например:

– Здравствуй, Гелячка!  Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька!  Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

Сюрпризный момент

 Воспитатель: (закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!

(На интерактивной доске  картинка зимы при нажимании на нее звуковое  анимационное письмо от Зимы) - «Здравствуйте ребята.  Услышала  я,  что осень еще не заканчивается, другие говорят, что  зима уже наступила. Помогите мне ребята разобраться. И еще я хочу много узнать об осени и увидеть ее разноцветной.

Воспитатель:  -  Как мы можем помочь зиме увидеть осень? (ответы детей)

(Спеть про осень, нарисовать, книгу подарить, стих рассказать и.т.д.)

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно предлагаете. Мы сейчас  с вами поговорим об осени. А помогут нам   осенние листочки,  которые висят на дереве, каждый листочек  это след осени  с разными  заданиями и вопросами, мы их будем срывать и в корзинку собирать (предлагаю ребенку под цифрой 1 сорвать листочек)

1листик: Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: - Чтобы наша речь была красивой выполним упражнения

(Дети показывают логопедические упражнения для языка),   (воспитатель хвалит детей)

Воспитатель:   - Что такое осень?

Дети: - Осень это переход от лета к зиме. Это время года.

 Мы ждали ...(осень). Долго не было ...(осени). Мы рады ...(осени). Мы одеваемся тепло ...(осенью). Мы поем песни об ...(осени). Мы любим ...(осень).

2 листик: Игра: « Семейка осенних слов».

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

 Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

-А сейчас поиграем в игру« Семейка осенних слов». Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос. Какими словами можно сказать об осени? Осень, какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)

Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью, какой?

(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)

 (на экране листья падают, - ребенок подходит,  нажимает на картинку, и мы слышим шум листвы)

Воспитатель: - Что мы услышали. Листья осенью, какие?

(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желто-красные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )

Воспитатель:  Отлично:  Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно (срываем листик)

3 листик: Игра с картинками «Четвертый лишний»

(предлагаю детям сесть за стульчики, взять картинку)

Воспитатель:  Садимся красиво, спинку держим ровно. А теперь посмотрите на свою картинку и найдите лишний предмет и объясните почему.

4 листик: Игра «Повтори, не ошибись».

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, золотая,  поздняя)

Воспитатель: - Ребята, у  осени есть три брата (На экране картинка три месяца осени) Назовите их. Повтори,  как я сказала.

Сентябрь-октябрь-ноябрь, ноябрь-сентябрь-октябрь, октябрь-ноябрь-сентябрь, ноябрь-октябрь-сентябрь.

-какое слова вы повторяли? (название месяцев).

-  Месяцы, какого времени года вы называли? (осени).

-  Сколько  месяцев длится  осень? (три).

-  Назовите первый осенний месяц? (сентябрь).

- Назовите последний месяц осени? (ноябрь).

-  Между сентябрём и ноябрём стоит, какой месяц? (октябрь).

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой)

5 листик: «Что такое осадки»

 Что это такое осадки? (дождь, снег, туман).

А как мы можем узнать  о погоде. (Ответы детей) (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру). Воспитатель: Правильно диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки.    И  я предлагаю вам побыть в роли диктора, который рассказывает о погоде и, что происходит осенью.  А  помогут нам рассказать волшебные картинки схемы. (На экране схема примет и погодных условий, при нажатии на картинку звучит музыка осени)

Сентябрь -  месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы. Люди убирают урожай. В лесу поспевает рябина, клюква, брусника. Люди собирают грибы. Некоторые  насекомые начинают  прятаться под коряги, листву, другие откладывают яйца и погибают. Первыми улетают ласточки, стрижи. Это время называют ранняя осень.

Воспитатель: - А почему насекомые начинают пропадать? (большинство насекомых  питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро). Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края искать себе пропитание и тепло)

Стихотворение:

В сентябре еще не грустно:
Теплый полдень, все в цветах.
Помидоры и капуста
Поспевают на полях.
По утрам, конечно, зябко,
Но пока морозов нет.
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет.
Птичий гомон не смолкает,
Но прохладная пора
О себе напоминает
Нудным дождиком с утра.

Воспитатель: Какая погода в октябре?  (На экране  схема картинки,  с осенними признаками при нажатии на картинку звучит музыка осени).

Дети: - Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, В конце октября улетают водоплавающие  птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай).

Это время называют средняя осень. Или золотая осень. Как вы думаете, почему так говорят?(начинается листопад, с деревьев опадают листочки)

 Стихотворение:

Сеет дождик в октябре
Лужи на дороге.
В желтой кружатся листве
Осени тревоги.
Лес багряный за рекой
В белой дымке скрылся
И тумана пеленой,
Как плащом укрылся.
Тучи по небу с утра
Стаями летают.
Дни листки календаря
Октябрю считают.

6 листик: Физминутка: Листопад (дети встают в круг) (при нажатии на картинку звучит шелест листьев)

Листопад,  листопад,  листопад

(выполняют волнообразные движения)

Листья осенние тихо кружатся

(на носочках кружатся)

Листья желтые лежат

(выполняют наклоны с движение рук)

А под листьями шуршат

Шур Шуршиха  и Шуршонок-

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук ш-ш-ш)(выполняют под шорох листьев, звук на экране)

Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывания листьев вверх)

Шур Шуршиха  и Шуршонок-

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук ш-ш-ш)

Папа, мама и листенок.

Воспитатель: проходите,  садитесь на стульчики.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма о приметах в ноябре (нажимаем на картинку и смотрим фильм)

«Фильм приметы ноября»

Воспитатель: Что такое предзимье (когда холодно, уже лежит снег, но еще не зима)

Что вы можете сказать о ноябрьской природе

Дети: Небо стало хмурым и пасмурным. Деревья стоят голые. Сосны и ели стоят зеленые,  уже много снега выпало, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем, прилетают снегири, клесты в лес, медведь спит, заяц меняет шубу, замерзают реки.

Стихотворение:

В ноябре и дождь, и снег,
Лес стоит весь мрачный.
Знает каждый человек,
Что ноябрь — невзрачный.
В ноябре деревья спят.
Прибит дождём осенний сад.
Дождик кончится. Потом,
Покроет снег своим ковром.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.

Игра на закрепление осенних месяцев (работа на экране, подобрать картинки к каждому месяцу)

7 листик: (работа за столами)

Воспитатель: - а сейчас я вам предлагаю взять стульчики и сесть за столы.

Посмотрите, что у вас изображено на листочках, правильно дерево с осенними листочками, а мы поможем нарисовать их  падение. Прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика. «Паучок ходил по ветке» (на экране нажимаю  на картинку, звучит музыка)

- Взяли правильно маркеры, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь.

- Нарисуем  наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.(хвалит детей)

Воспитатель: - вытираем салфеткой (воспитатель хвалит детей и предлагает  пройти и встать в кружок или полукругом)

8 листок: «Назови пословицу»

Воспитатель:  Ребята, я знаю, что вы со своими родителями с помощью книг и интернета нашли и разучили народные приметы осени. Поделитесь с нами этой интересной информацией.

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

( Открывает крышку, дети называют пословицы)

- Теплая осень к долгой зиме.

-Осень - время собирать урожай.

-Теплая осень - к долгой зиме.

-Осень идет, и дождь за собой ведет.

-Красна весна цветами, а осень пирогами.

-От осени к лету, поворота нету.

В сентябре синица просит осень в гости.

В сентябре одна ягода, да и та горькая.

В сентябре лес реже голоса птиц тише.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

В ноябре зима с осенью борется.

 В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

-  Что пожнешь, то и смолотишь, что смолотишь, то и в амбар положишь.

-Осень – припасиха, зима – прибериха.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет.

9  листик: минута «Все наоборот» ( на экране картинка с вопросами)

Воспитатель:  (отрывает листок) Объявляется минута «Все наоборот».  Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте словом - «наоборот» (антонимом).

Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

Лето жаркое, а осень — ... (холодная).

Лето засушливое, а осень — ... (мокрая, дождливая).

Весна ранняя, а осень — ... (поздняя).

Весной дни длинные, а осенью — ... ( короткие).

Летом поля с урожаем, а осенью — ... (пустые).

Летом яблоки зеленые, а осенью -- ... (спелые). И т. д.

10 листик: Игра «Да или нет». (Видеозапись с лесовичком)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто, часто льют дожди? (Да)

Достаем мы сапоги? (Да)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать? (Да)

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей)

Никогда бы не было коротких дней.

Не смогли надеть осеннюю одежду.

Не увидели золотую листву.

Не наблюдали за цветными листьями.

Не было бы листопада.

Не успели,  бы улететь птицы на юг.

Не было бы туманов.

Не наблюдали бы за инеем.

Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.

Не летали бы серебряные нити паутины.

Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.

Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

Не убирали бы богатый урожай в огородах.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Вот и подошли мы к воротам зимы (на экране картинка ноября и одна лишняя ее нужно зачеркнуть, остался один листик (предлагаю сорвать  его). Ребята в течении осенних месяцев мы с вами делали различные поделки, и теперь мы для зимы разукрасим платье для осени !  Берите поделку и прикрепляйте на платье.

(на экране появляется осень)

Воспитатель: - ребята посмотрите, вот и встретилась зима с осенью, а помогли вы зиме увидеть

 ее нарядной (нажимаю на картинку голос зимы благодарит детей)

Релаксация:  Ребята вам понравилось путешествие, чем, что делали, что было трудно. Получилось у нас доказать, что зима еще не настала.  Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, и вы точно и правильно описали  приметы осени  и как красиво разукрасили платье.  Я думаю зиме понравиться наряд осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

Конспект интегрированной музыкально-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи «Крещендо в осенних листьях …»

Данный конспект предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения  речи . Здесь представлены образовательные технологии и формы работы с детьми в п...

Конспект проведения образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет "Создание условий для ориентировочно – исследовательской деятельности детей"

   Ориентировочно – исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для реше...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БРУСНИЧКА» С ДЕТЬМИ (6-7ЛЕТ) НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ ТЕМА: «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».

Аннотация: модель непрерывной образовательной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Непрерывная образовательная деятельность п...