«В гостях у Варварушки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема НОД: «В гостях у Варварушки».

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:  развивать речь детей по средствам малых фольклорных форм.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, сказки).
2. Развивать диалогическую и связную речь
3. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление,

4.  Обогащать словарный запас детей за счет малых фольклорных форм.

5. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, умение приходить на помощь  сказочному персонажу, дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_varvarushki.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

игровой обучающей ситуации

«В гостях у Варварушки».

в группе компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения №6

(старшая группа)

                                                        Подготовили и провели

                                                           воспитатель 1 категории

                                                                     Пузаркина Ирина Дмитриевна

                                                                          учитель - дефектолог 1 категории

                                                                            Коптева Наталия Олеговна

Энгельс 2018 г

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Адаптированная образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»

 

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «В гостях у Варварушки».

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель:  развивать речь детей по средствам малых фольклорных форм.

Задачи: 

1. Закрепить знания детей о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, сказки).
2. Развивать диалогическую и связную речь
3. Развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление,

4.  Обогащать словарный запас детей за счет малых фольклорных форм.

5. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, умение приходить на помощь  сказочному персонажу, дружеские взаимоотношения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, использование малых фольклорных форм, хороводная игра.

Предварительная работа:

1.Знакомство с жанрами фольклора:  пословицами, поговорками, скороговорками; заучивание потешек, песенок, считалок,  игр, хороводов.

2. Чтение русских народных сказок.

3. Загадывание и отгадывание загадок.

4. Игры В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес», «Коврограф».

Оборудование: предметы русского быта, игры В.В. Воскобовича -«Коврограф», элементы фиолетового леса; странички с иллюстрациями, задания для детей, книга с потешками, колпак, фонограмма муз. сопровождения, осенний листочек с заданием на каждую страницу, макеты осенних деревьев, баранки, 2 чайных набора, ваза с рябиной, живые персонажи: Варварушка, Лесовичок.

Ход игры

Воспитатель

Предполагаемые ответы детей

Дети входят в зал под музыку.

Встречает их Варварушка.

Здравствуйте, дети! Скажите, а вы любите сказки?

Ну, тогда я  приглашаю вас в сказку.

(Под музыку занавес открывается, а там изба с предметами обихода).

Вот, ребята здесь я и живу- поживаю, да гостя дорогого поджидаю. Придет в гости сегодня к нам Старичок-  Лесовичок. Он у нас по всем сказкам ходил, мудрости набрался, да книжечку волшебную написал. Должен скоро подойти. Я и самовар приготовила, стол накрыла. Кажется, я слышу чей-то плачь, кто плачет?

                        (входит Лесовичок)

Да это же старичок- Лесовичок. Что с тобой случилось?

Лесовичок: здравствуй, Варварушка. здравствуйте дети. Ох беда, беда! Хотел принести свою мудрую книгу, да такой сильный осенний ветер налетел и раздул все странички из моей книжки. Разлетелись по всему лесу. Что делать, как же мне быть?

Варварушка: Ребята, поможем лесовичку?  Как  же нам помочь?

 Давайте отправимся  все в сказочный Фиолетовый лес искать листочки из книги. Но сначала  давайте успокоим осенний ветер. Споем песенку ветра подуем.

(играет фонограмма шум ветра, дети дуют).

Дыхательное упражнение: ууууууууууу. (щеки не надувать). 2-3 раза.

Лесовичок: спасибо,что согласились помочь мне. Мы попадем в Фиолетовый лес, если скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись, в лесу волшебном очутись». Вот мы с вами и в лесу.

Варварушка :  Лесовичок, показывай нам, в каких местах ты был в лесу, а мы будем там искать эти листочки и постараемся тебе помочь. 

   Ой, ребята посмотрите. Лес, лес, полон сказок и чудес.                  Нравится вам здесь?

 Лесовичок, где потерял свои странички?

Лесовичок: шел я мимо пруда, здесь меня ветер настиг: Варварушка: дети, подходите к пруду и внимательно осмотрите его, может быть, вы увидите нужную нам страничку. ( Дети находят страничку, а на ней осенний листочек с заданием).
 Лесовичок: Давайте сядем на полянку и посмотрим, что здесь  написано.

Варварушка: (Варварушка снимает листок и читает задание).

 Скажите, а вы дружные ребята,  у вас есть друзья, а трудиться любите?

1 задание. (дети сидят) .

Назовите пословицы о дружбе, о труде. Что это значит? (Дети объясняют смысл пословицы.1-2 ребенка).

Варварушка: Молодцы, ребята,много знаете пословиц о труде и о дружбе. Ну что, Лесовичок, ты узнал страничку и рисунки?
Лесовичок: Да, узнал, эта страница из моей книги.             Спасибо тебе лягушка и вам, ребята.

Варварушка: смотрите! Чьи следы?

Лесовичок: мои.

Варварушка: кто поймал страничку?  Ёжик.

        2 задание. (дети двигаются)

Ёжик заскучал, поиграйте со мной, потешьте меня.

 Варварушка: а ребята наши  потешки знают. Вот послушай  (проговаривают  потешки с движениями).

Лесовичок, ты узнал страницу из своей книги?
Лесовичок: Да, это мои потешки. Пойдемте дальше.

 ( следы ведут к дереву).

Варварушка: Куда следы нас довели? Кто нашел листочек? Мышка.

  3 задание (стоят дети)

 Мышка любит скороговорки, просит, вас произнести.

Как нужно произносить скороговорки?

Варварушка: дети наши устали Лесовичок, давайте поиграем. А игра называется «Колпачок» - это хороводная р.н. и. и мы ее очень хорошо знаем. Ведущего «Колпачка» выбираем считалкой.

(Игра "Колпачок" 2-3 раза )

Варварушка: идем дальше, куда же нас  ведут твои следы?  К дереву, а под деревом, кто лежит?

        4 Задание: (дети сидят)

Загадки (Варварушка достает задание из- под дерева). Дети загадывают загадки.

Варварушка:  Лесовичок, все ли листочки дети тебе нашли? ( Да). (Передает последний листок Лесовику).

Ой мои хорошие вы не устали? Не замерзли в осеннем лесу?

 Отвлекаю внимание детей от Лесовика. Он в это время меняет листочки на книгу.

Лесовичок: ребята все листочки собрались вместе, и получилась моя книга. Я вам ее дарю. (Уходит).

Варварушка: Вот мы и собрали все странички. Что было на страничках? А как можно назвать одним словом книгу в которой собраны загадки, потешки, скороговорки, пословицы.

Молодцы ребята! Приглашаю вас на чай в группу.

Здравствуйте!  Да.

 

Поможем. Можно найти в лесу листочки из книг.

Да, нравится.

Лягушка. Верни нам пожалуйста страничку.

Да, дружные.

1. «Нет друга- ищи, а найдешь береги».                  (Ярослав)

2. «Не имеи100 рублей, а  имей100 друзей».   (Кирилл)

3. "Смелого да умелого и страх не возьмет и враг не

победит».               (Полина Т)

 4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»     (Миша К)

5. Учение и  труд, все перетрут».             (Дима М)

Дети благодарят лягушку.

Ёжик.

1.«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи».                        (Миша К)

2. «Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

 А Дуня в тележке

Щелкает орешки.»

 ( Полина)

3. «На крайчике, на сарайчике

Две вороны сидят обе врозь глядят. Из-за дохлого жука перессорились. Кар-кар-кар.» (Все).  

К дереву.  Мышка.

Быстро и чётко.

1. «У ужа - ужата, у ежа -ежата» .   (Дима М).

2. «Около кола- колокола» (Миша К)

3. «От топота копыт пыль по полю летит»  (Ярослав В)

4. «У елки иголки колки»-(Кирилл У).

5. «Хорош пирожок, внутри творожок»- (Полина Т).

«Ай, ду-ду, ай ду-ду. Сидит ворон на дубу. Сидит ворон на дубу и играет во трубу.» (Дима М).

К дереву. Под деревом змейка.

1.Что выше леса, краше света.

    Без огня горит. (Солнце).    Ярослав В.
2.Ягода красна,

   да не так вкусна.

   А пришел мороз-

 Сахарку принес. (Рябина). Миша К.

3. Рогат, да не бык,

   Хватает, да не сыт,

   Людям отдает,

   А сам на отдых идет.   (Ухват). Дима М.

4. Стоит на кухне –
  Золотой Король.
  Чай пить изволь. (Самовар).

Кирилл У.

5.Утром, вечером и днем

 Соберемся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

А поможет есть их....(Ложка.)

Полина Т.

Пословицы, потешки, скороговорки, загадки.

Фольклор.

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Конспект занятия на тему: "В гости к травнице бабушке Варварушке".

Занятие было посвящено ознакомлению детей подготовительной к школе группы с лекарственными растениями. Построенно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В занятие включены современны...

Конспект занятия на тему: "В гости к травнице бабушке Варварушке".

Занятие было посвящено ознакомлению детей подготовительной к школе группы с лекарственными растениями. Построенно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В занятие включены современны...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

В гостях бабушки Варварушки

Конспект игровой образовательной ситуации с элементами фольклора для детей младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи «В гости к Варварушке – Загадушке» Средняя группа

Конспект занятия по развитию речи«В гости к Варварушке – Загадушке»Средняя группа...

Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у Варварушки" (традиции и быт русского народа)

Цель: формировать у дошкольников базиса личной культуры на основе ознакомления с народной культурой Пензенского края.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30463845","attributes":{"alt":""...