Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Бусыгина Наталья Александровна

Календарно-тематическое планировае по речевому развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast_razvitie_rechi_avtosohranennyy.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Образовательная область «Развитие речи».

Дата

НОД

                                                                    Цель

Литература

                                                                                                                                                     Сентябрь

3.09

Мы – воспитанники старшей группы.

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

В.В.Гербова, стр. 30-31

6.09

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки»…

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

В.В.Гербова,

Стр.32-33

10.09

Пересказ сказки «Заяц-хвастун».

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

В.В.Гербова,

Стр.33-34

13.09

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

В.В.Гербова,

Стр.34-35

17.09

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

В.В.Гербова,

Стр.35-37

20.09

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

В.В.Гербова,

Стр.37-38

24.09

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

В.В.Гербова,

Стр.38-40

27.09

Веселые рассказы Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

В.В.Гербова,

Стр.40

                                                                                                                                                        Октябрь

1.10

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

В.В.Гербова,

Стр.40-41

4.10

Учимся вежливости.

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

В.В.Гербова,

Стр.41-43

 8.10

Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

В.В.Гербова,

Стр.43-44

11.10

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

В.В.Гербова,

Стр.44-46

15.10

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

В.В.Гербова,

Стр.46-47

18.10

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

В.В.Гербова,

Стр.47-48

22.10

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливым. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

В.В.Гербова,

Стр.48-49

25.10

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей какие литературные произведения они помнят.

В.В.Гербова,

Стр.49-50

29.10

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закрепить правильное произношение звуков с – ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи. Познакомить детей с новой загадкой.

В.В.Гербова,

Стр.44-46

                                                                                                                                                           Ноябрь

1.11

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

В.В.Гербова,

Стр.50-51

5.11

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

В.В.Гербова,

Стр.51-52

8.11

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка». Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

В.В.Гербова,

Стр.52-53

12.11

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

В.В.Гербова,

Стр.53-55

15.11

Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.).

В.В.Гербова,

Стр. 55-56

19.11

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя

В.В.Гербова,

Стр.56

22.11

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

В.В.Гербова,

Стр.56-57

26.11

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

В.В.Гербова,

Стр.57-58

29.11

\Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Закрепить  отчетливое произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание.

В.В.Гербова, Стр.53-55

                                                                                                                                                           Декабрь

3.12

Чтение стихотворений о зиме.

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

В.В.Гербова,

Стр.60-61

6.12

Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе».

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета, вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту.

В.В.Гербова,

Стр.61-62

10.12

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела», учить пересказывать ее.

В.В.Гербова,

Стр.63-64

13.12

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

В.В.Гербова, Стр.64-66

17.12

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

В.В.Гербова,

Стр.66

20.12

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

В.В.Гербова,

Стр.66-68

24.12

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» 

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

В.В.Гербова,

Стр.68-69

27.12

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

В.В.Гербова,

Стр.69-70

                                                                                                                                                 Январь

3.01

Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму».

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

В.В.Гербова,

Стр.70-71

7.01

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

В.В.Гербова,

Стр.71-72

10.01

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины, воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

В.В.Гербова,

Стр.72-74

14.01

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

В.В.Гербова,

Стр.74-75

17.01

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

В.В.Гербова,

Стр.75-76

21.01

Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок».

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

В.В.Гербова,

Стр.76-77

24.01

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

В.В.Гербова,

Стр.77-79

28.01

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?”.

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщении слова.

В.В.Гербова,

Стр.79-80

31.01

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

В.В.Гербова,

Стр.64-66

                                                                                                                                                     Февраль

4.02

Беседа на тему "О друзьях и дружбе".

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

В.В.Гербова,

Стр.80-81

7.02

Рассказывание по теме "Моя любимая игрушка". Дидактическое упражнение "Подскажи слово".

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

В.В.Гербова,

Стр.82-83

11.02

Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка".

Познакомить детей с волшебной сказкой "Царевна-лягушка" (в обработке М. Булатова).

В.В.Гербова,

Стр.83

14.02

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

В.В.Гербова,

Стр.83-84

18.02

Пересказ сказки А. Н. Толстого "Еж".

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

В.В.Гербова,

Стр.84-86

21.02

Чтение стихотворения Ю. Владимирова "Чудаки".

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

В.В.Гербова,

Стр.86-87

25.02

Обучение рассказыванию по картине "Зайцы".

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.

В.В.Гербова,

Стр.87-88

28.02

Обучение рассказыванию по картине "Мы для милой мамочки…".

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

В.В.Гербова,

Стр.88-89

                                                                                                                                                   Март

3.03

Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благининой "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном".

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

В.В.Гербова,

Стр.91-92

6.03

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

В.В.Гербова,

Стр.92-93

10.03

Рассказы на тему "Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем". Дидактическая игра "Где мы были, мы не скажем…".

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

В.В.Гербова,

Стр.93-94

13.03

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов". Дидактическая игра "Закончи предложение".

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

В.В.Гербова,

Стр.94

17.03

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева "Про пингвинов".

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева "Про пингвинов" (по своему выбору).

В.В.Гербова,

Стр.95

20.03

Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства".

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского "Друг детства", помочь им оценить поступок мальчика.

В.В.Гербова,

Стр.95-96

24.03

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза "Шумный Ба-бах".

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза "Шумный Ба-бах" (перевод М. Боровицкой).

В.В.Гербова,

Стр.96-97

27.03

Чтение сказки "Сивка-Бурка".

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой "Сивка-бурка" (обработка М. Булатова).

В.В.Гербова,

Стр.97-98

31.03

Составление рассказа по картинкам "Купили щенка".

Закрепить работу с картинками с последовательно развивающимся действием.

В.В.Гербова,

Стр.92-93

                                                                                                                                                     Апрель

3.04

Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.

Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

В.В.Гербова,

Стр.98-99

7.04

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра "Угадай слово".

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

В.В.Гербова,

Стр.99-101

 10.04

Обучение рассказыванию по теме "Мой любимый мультфильм".

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

В.В.Гербова,

Стр.101-102

14.04

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова "Ты скажи мне, реченька лесная…".

В.В.Гербова,

Стр.102-103

17.04

Пересказ "загадочных историй" (по Н. Сладкову).

Продолжать учить детей пересказывать.

В.В.Гербова,

Стр.103-104

21.04

Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга"

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского "Кот-ворюга".

В.В.Гербова,

Стр.104

24.04

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Активизировать словарь детей.

В.В.Гербова,

Стр.104-105

28.04

Чтение сказки В. Катаева "Цветик-семицветик".

Познакомить детей со сказкой В. Катаева "Цветик-семицветик".

В.В.Гербова,

Стр.105-106

                                                                                                                                                         Май

1.05

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

В.В.Гербова,

Стр.106-107

5.05

Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

В.В.Гербова,

Стр.107

8.05

Чтение рассказа В. Драгунского "Сверху вниз, наискосок". Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

В.В.Гербова,

Стр.107-108

12.05

Лексические упражнения.

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

В.В.Гербова,

Стр.108-109

15.05

Чтение русской народной сказки "Финист – Ясный сокол".

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой "Финист – Ясный сокол".

В.В.Гербова,

Стр.109

19.05

Звуковая культура речи (проверочное).

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

В.В.Гербова,

Стр.109-110

22.05

Рассказывание на тему "Забавные истории из моей жизни".

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

В.В.Гербова,

Стр.110

26.05

Повторение пройденного материала.

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога).

В.В.Гербова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

Перспективное лексико-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

Перспективноелексико-тематическое планирование по речевому развитиюв старшей группе компенсирующей направленностина 2016-2017 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по разделу речевое развитие в старшей группе

Представлено тематическое планирование по разделу "Речевое развитие" в старшей группе детского сада...

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе.

Материал для глубокой поэтапной проработки развития речи для детей старшей группы детского сада....

Комплексно-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе детского сада (знакомство с буквами)

Тематическое планирование на год по речевому развитию (знакомство с буквами) в старшей группе детского сада...

Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в средней группе по программе "От рождения до школы".

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе по программе "От рождения до школы"....

Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"

Календарно-тематическое планирование по Речевому развитию детей младшей группы (3-4 года) по программе "От рождения до школы"...