Использование художественной литературы в организации работы с детьми в ДОУ (статья)
статья по развитию речи

Чурина Оксана Ивановна

В статье рассматривается актуальной в наше время проблема - снижение интереса к прочтению книг у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.И.Чурина, И.Ю.Клинникова, С.Д.Голубева

МАДОУ «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 63 «Журавлик» комбинированного вида Киселевского городского округа »

Киселевский ГО, Кемеровская обл.

O.I.Churina, I.Yu.Kolesnikova, S.D.Golubeva

Independent Municipal preschool educational institution kindergarten 63 «Crane» combined type Kiselevsk’s urban district, (Kindergarten 63)

Kiselevsk GO, Kemerovo region.

E-mail: churina_darya@mail.ru

        Использование художественной литературы в организации работы с детьми в ДОУ

Using literature in the organization of work with children in preschool

    Процесс общения ребенка с литературными произведениями - это  процесс социализации дошкольника. Еще в древние времена люди отмечали важность роли книги в жизни человека. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его красочным интересным, полным необычайных и восхитительных открытий. Именно поэтому дошкольник должен любить литературу, тянуться к ней.

    Проблема снижения интереса к прочтению книг у детей является актуальной в наше время. Во всем мире создаются целые электронные библиотеки, и взять ребенку книгу в руку становится все сложнее и сложнее, тем более ребятам дошкольного возраста. Слово «читатель» в этом возрасте является условным. Действительно, это слушатель, чья встреча с книгой в полной мере определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для прочтения и заканчивая продолжительностью общения с художественным произведением. Интерес к художественному произведению, его освещение, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это находится под властью взрослых. От старших в большей мере зависит то, станет ли ребенок полноценным, увлеченным и настоящим читателем или же встреча с книгой в дошкольном возрасте пролетит случайным, ничего не значащим для него эпизодом в его жизни. Благодаря непосредственно установкам взрослых, вырабатывается отношение ребенка к процессу чтения и к самой литературе в целом. Литературное произведение обращается к чувству, и в то же время к мысли читателя, помогая ему освоить изобилующий духовный мир не только человека, но и всего общества.

    Таким образом, актуальность данной проблемы содержит в себе главную цель: привлечь внимание детей к прочтению книг как к важнейшему моменту их успешности в современном  обществе. Именно поэтому важно своевременно привить детям любовь к книгам. Не случайно проблема чтения детей отражена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», а 2015 год Указом Президента РФ объявлен Годом литературы.

    Кто же устанавливает связь ребенка с книгой? Прежде всего, это первичные агенты социализации- родители. Но довольно часто родители, поощряя детей, предоставляют им выбирать между мультфильмами и компьютерными играми, а не литературными произведениями, так как у них самих появляется достаточное количество свободного времени. По данным исследований, проведённых, Е.И. Николаевой в 2010 году, у детей, которые много смотрят телевизор, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «пофантазировать».

Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение  сближает взрослых и детей, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце, а также стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения.

    Очень важной частью в системе  семейного воспитания является традиция семейного чтения. Не следует думать о том, что она уйдет в прошлое из-за расширения совокупностей мультимедийных технологий и различных источников информации. Семейное чтение- это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения  и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес ребенку  к чтению.

В нашем детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 85 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и «общению» с компьютером (игры, просмотр новостей, общение в социальных сетях и пр.). У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 15 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг.

К сожалению, многие современные родители вообще не читают детям книги. Об этом свидетельствуют и данные проведённого в группе анкетирования. Его результаты заставляют задуматься! Лишь 9% родителей группы читают художественную литературу сами и могут назвать книгу, прочтённую недавно. 27% родителей читают книги детям по своей инициативе. Только один ребёнок группы записан в городскую детскую библиотеку, которую посещает в сопровождении бабушки.

При наблюдении за детьми во время самостоятельной игровой деятельности, мы заметили, что они очень редко  берут в руки книги для рассмотрения, но охотно откликаются на предложение  послушать рассказ или сказку перед сном (во время сончаса). Для того, чтобы выявить проблему, разработана специальная анкета для родителей и составлен вопросник для проведения беседы с детьми. Проведённая беседа-опрос с детьми показала, что многие наши воспитанники довольно плохо знают детскую художественную литературу (57%). На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет (61%). Беседуют по содержанию прочитанного и того меньше (12%). Любимыми героями дети называют героев современных «китайских» или диснеевских мультфильмов.

По полученным данным можно сделать вывод о том, что  проблема «читательского» дефицита актуальна как для детей нашей группы, так и для их родителей.

  В условиях МАДОУ детского сада №63 «Журавлик» комбинированного вида Киселевского городского округа творческим коллективом педагогов разработан и успешно реализован   проект «Тайны мира книг». В проекте поставлена задача интеграции образовательных областей, в решении которой художественной литературе принадлежит ведущая роль. При интеграции образовательных областей  предполагается иной подход к использованию художественной литературы. Особенность данного подхода заключается в том, что педагогам предполагается так организовать совместную продуктивную партнерскую деятельность с детьми, чтобы при чтении художественного произведения поводы для организации познавательно-исследовательской деятельности возникли у детей естественно. Для детей организована театральная студия «Буратино». Занятия проходят через чтение художественной литературы, слушание фрагментов из музыкальных сказок, драматизацию и разыгрывание с помощью различных видов кукольного театра небольших сказок и фрагментов. Совместно с родителями разыгрываются отрывки из сказок, которые мотивируют детей на чтение художественных произведений. Организация работы изостудии «Кисточкин» проводится совместно с детской школой искусств №66. Созданные детьми иллюстрации к сказкам, вызывают самостоятельный интерес у ребенка к чтению художественного произведения. На базе детского сада с родителями организовано детское издательство «Малышок» по изготовлению книжки-малышки из «веселых картинок» сочиненных и проиллюстрированных детьми. Интересным приемом в работе с детьми является создание в группах библиотечки книг-игрушек. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать для детей интересным восприятие текста книг. Занимательно проходят в городской детской библиотеке филиала №8 «Дни Всезнайки» по ознакомлению с писателями детских художественных произведений. Периодически оформляются выставки книг к занимательным датам. Интересной формой привлечения детей к книге является организация игры в «Библиотеку», «Книжный магазин». Реализация данного проекта позволила повысить самостоятельность детей на каждом этапе деятельности, сформировать интерес у детей у и родителей к литературе как виду искусства и приобрести умения грамотного, активного читателя.

Литература

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольника с окружающим. [Текст]/ Н.В. Алешина.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб. : Детство- Пресс, 2005.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]/ А.Н. Гвоздев. — М.: Детство-Пресс, 2007.
  4. Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет [Текст]/ В.В. Гербова. – М.: ОНИКС, 2008.
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст]/ В.В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения [Текст]/З.А. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2000г.
  7. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. [Текст]/ З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 1997.
  8. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. [Текст]/Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова – М.: Оникс, 2007.
  9. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. [Текст]/ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР

Использование загадок помогают педагогу оживить занятие....

Выступление на семинаре по теме: «Организация деятельности с детьми с использованием художественной литературы».

quot;Организация деятельности с детьми с использованием художественной литературы"...

Консультация для педагогов "Использование дымковской игрушки при организации работы с детьми"

В консультации описывается.как на занятиях по народно-прикладному рисованию использовать дымковскую игрушку и поэтапная работа с ней....

Использование сенсорных компонентов в организации работы с детьми с ОВЗ

В материале дано описание дисфункций сенсорных систем и способы работы с ними на занятии....

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический  материал по ...