Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток» Подготовительная группа.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Журина Ольга Николаевна

1.  Пояснительная записка

         В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, анализировать, синтезировать, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера необходимо организовать работу с дошкольниками таким образом, чтобы сформировать у них:

  • творческое мышление;
  • способность к видению и разрешению проблем;
  • способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

 Все эти задачи можно решить с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой

      Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

     Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию творческой личности. Однако именно ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику. Позволяет добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

    Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создать новые возможности решения задач. Овладеть механизмом развития

творческих способностей у детей воспитателю может помочь ТРИЗ.

      ТРИЗ в дошкольной педагогике призвана: не заменить или подменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Программа  строится на основе программы по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста «РОСТОК» А.М.Страунинг, члена Международной Ассоциации ТРИЗ, доктора педагогических наук, профессора Академии Педагогики МЭГУ, преподавателя ТРИЗ, которая может быть использована как приложение к любой общеобразовательной программе для дошкольников, так считает сам автор.

         В программе используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом, У.Дж. Гордоном, Ф.Цвикки и др. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста.

Программа предусматривает проведение специальных занятий один раз в неделю на два года продолжительностью 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе.  Все занятия проводятся в игровой форме. Закрепление материала проводится во время режимных моментов повторением на более высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_triz_podg._gr.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток»

Направления развития:   познавательно-речевое

Образовательная область: познание, коммуникация.

Разработчик программы :

Журина Ольга Николаевна,  воспитатель  МАДОУ ЦРР – д/с №27 «Росинка»

2018-2019 учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

    1.Пояснительная записка

     2.Цель и задачи программы   «Росток»

3.Возрастные особенности детей подготовительной группы

4.Планируемый результат освоения программы в подготовительной  группе (в познавательной деятельности)

                  5.Литература

                  6.Календарно-тематическое планирование в подготовительной      

                      группе.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Пояснительная записка

         В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, анализировать, синтезировать, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера необходимо организовать работу с дошкольниками таким образом, чтобы сформировать у них:

  • творческое мышление;
  • способность к видению и разрешению проблем;
  • способность нестандартно смотреть на окружающий мир.

 Все эти задачи можно решить с помощью теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и его школой

      Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

     Практически все современные программы и методики содержат рекомендации по развитию творческой личности. Однако именно ТРИЗ дает еще и технологию работы, позволяет не только обсуждать методику. Позволяет добиваться практического результата, дает возможность ребенку почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.

    Творческие способности подразумевают наличие подвижности мышления, быстрой ориентировки, нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является умение переносить характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия и тем самым создать новые возможности решения задач. Овладеть механизмом развития

творческих способностей у детей воспитателю может помочь ТРИЗ.

      ТРИЗ в дошкольной педагогике призвана: не заменить или подменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. Программа  строится на основе программы по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста «РОСТОК» А.М.Страунинг, члена Международной Ассоциации ТРИЗ, доктора педагогических наук, профессора Академии Педагогики МЭГУ, преподавателя ТРИЗ, которая может быть использована как приложение к любой общеобразовательной программе для дошкольников, так считает сам автор.

         В программе используются методы и приемы, разработанные М.В.Ломоносовым, Ф.Кунцем, Ч.Вайтингом, У.Дж. Гордоном, Ф.Цвикки и др. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста.

Программа предусматривает проведение специальных занятий один раз в неделю на два года продолжительностью 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе.  Все занятия проводятся в игровой форме. Закрепление материала проводится во время режимных моментов повторением на более высоком уровне.

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка  - детский сад №27 «Росинка» г.о. Ступино

(МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»)  осуществляет образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.

2. Цель и задачи программы «Росток»

         Цель: развитие талантливого мышления, включающего гибкость, подвижность, системность, диалектичность, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.

Задачи воспитания в подготовительной  группе.

В воспитании личности:

       Учить детей грамотно действовать во всех сферах своей жизни: в детском саду, в семье, в общественных местах, во взаимоотношениях с природой.

Воспитывать умение с первого раза понимать словесные инструкции, предложения взрослого или сверстника на понятийном уровне.

Развивать чувство уверенности в своих знаниях и умениях с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и в окружающем.

Формировать навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности.

Закрепить знания и умение пользоваться в жизни морально-этическими нормами, понимая последствия их несоблюдения.

Учить доводить любое дело до конечного результата, самостоятельности, намечая конечную цель и добиваясь ее положительными методами.

Закреплять умение делать любое дело идеальнее, анализируя его конечный результат как для себя, так и для окружающих.

В познавательной деятельности:

Закреплять системное видение мира, знание элементарных законов развития систем: закон повышения степени идеальности, закон согласования и рассогласования.

Учить видеть и разрешать противоречия с помощью приемов разрешения противоречий:

- разделение противоречивых свойств во времени и в пространстве;

- объединение однородных и неоднородных систем в надсистему;

- принцип «обратить вред в пользу»;

- принцип «матрешка»;

- наоборот;

- изменение агрегатного состояния;

- изменение окраски;

- предварительного действия;

- посредника;

- копирования;

Учить детей самостоятельно добывать информацию, работать с литературой.

Формировать навыки запоминания и анализа произведений, используя моделирование и символику.

При знакомстве с народным фольклором, авторскими произведениями, учить находить истоки произведения, анализировать специфику каждого жанра.

Учить выполнять задания и решать жизненные и учебные задачи на основе имеющихся представлений, без использования самих объектов.

Исследуя материалы и природные явления и свойства проводить исследовательскую работу.

Уметь защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументированно его лучшие стороны.

Учить детей произвольно пользоваться языковыми средствами, разному оформлению одной и той же мысли. Умению отстаивать свою точку зрения аргументированно.

Учить детей не только изменять, но и преобразовать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые  (для ребенка) образы и сообразные ситуации.

    При решении и создании новых образов и ситуаций, использовать приемы:

- увеличение-уменьшение;

- ускорение-замедление;

- оживление;

- дробление – объединение;

- динамизация – статика;

-квантование – непрерывность;

- универсализация – ограничение;

- изменение законов природы;

- смещение во времени;

Приемы РТВ:

- бином фантазии;

- метод снежного кома;

- оператор РВС.

3.Возрастные особенности  детей подготовительной группы.

        В этом возрасте дети уже приобретают навыки организованности, умения контролировать себя в процессе выполнения какой-либо деятельности.

       Уже развито умение элементарного планирования, но нет согласования своего плана с окружающими.

     Для ребенка важное значение имеет деятельностная часть жизни, особенно если выполнение идет по его варианту или варьируются способы ее выполнения.

Достижение для ребенка имеет лишь тот результат, который достигнут усилиями самого ребенка.

   В этом возрасте уже возможны предварительные поручения с самоконтролем.

Формируется умение работать в определенном темпе.

     Освоение детьми сложных отношений между окружающими предметами, позволяет оперировать понятиями разной степени обобщенности.

4.Планируемый результат освоения программы в подготовительной группе.

применяет навыки превращения знаний в инструмент творческого

освоения мира (т.е. имеет активную жизненную позицию, интерес, чувство

успеха, утверждение своих сил и способностей);

владеет системно – диалектическим мышлением, интеллектуально развит,

высоко развита креативность и воображение;

использует, осознанно инструментарий ТРИЗ, для решения проблемных

задач, встречающихся в дошкольной практике и жизненных ситуаций (опыт

самостоятельной творческой деятельности);

у ребёнка сформирована самоорганизация и творческая личность.

5.Литература

1.А.М.Страунинг, Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. «Росток» 1том, Обнинск, 2000

6.Календарно-тематическое планирование тем по месяцам учебного года в подготовительной группе.

Месяц

Познавательное развитие

ТРИЗ-РТВ

сентябрь

Группа – детский сад – город – страна – земной шар. Национальные, природные, климатические особенности этих мест.

Системный подход: компонентный. Морфологический анализ. Кольцо Луллия. Метод фокальных объектов. Синектика.

Октябрь

Осень. Растительный мир. Растения – продукты питания в природе, дома: саморастущие, посаженные и выращенные человеком. Заготовка на зиму: человеком, животным. Труд человека в природе: в городе, на участке, в деревне. Формы жизнедеятельности растений, позволяющие им переносить неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями.

Системный подход : функциональный. Зависимость системы от надсистемы. Подводка к противоречиям: прием «хорошо-плохо» (кому; когда, для чего). Переход количества в качество. Прием фантазирования: оживление.

Ноябрь

Животный мир: домашние, дикие. Неприспособленность животных к жизни в определенных условиях, наличие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Выработка многочисленных форм передвижения, приспособления: специальные органы питания, перемещения в пространстве. Экологическое равновесие в природе. Приручение животных в древности и в наше время: их домашние функции – изначальные и современные.

Системный подход – структурный и генетический.  Противоречия (формулирование совместно с  детьми). Разрешение противоречий МПиО. Нахождение в знакомых произведениях: задач, противоречий, приемов фантазирования. Приемы фантазирования: увеличение-уменьшение-дробление-объединение.

Декабрь

Ребенок, семья. Поколение. Род. Родственники. «Родня» по духу, интересам, месту проживания. Память. Профессии. Зависимость потребностей людей, их чувств, желаний от окружающего общества, времени жизни. Взаимопомощь.

Системный оператор. Вещественно-полевые ресурсы. Прием фантазирования: инверсия. Формулирование и разрешение противоречий с небольшой помощью воспитателя. Принципы: предварительного действия, изменения окраски.

Январь

        Дом. Учеба. Работа. Техника помогающая в делах. Национальные и природные особенности. Изменение за разные отрезки времени: год, век, в древности.

Метод  моделирования маленькими человечками. Синектика – метод гирлянд и ассоциаций. Прием разрешения противоречивых свойств в пространстве и во времени. Принципы: посредника, копирования. Приемы фантазирования: динамомизация – статика.

Февраль

Средства индивидуальной и массовой информации: чувства, книги, телевидение, радио, искусство, школа, д/сад… Их разновидности, функции, особенности в разные периоды.

Прием разрешения противоречий: объединение однородных и неоднородных систем в надсистему. Приемы РТВ: бином фантазии, метод снежного кома,  этажное конструирование. Приемы фантазирования: квантование – непрерывность.

Март

Игры взрослые и детские. Виды игр по функциям и по технической оснащенности. Особенности различных игр, их целевая направленность, привлекательность. Совместные игры. Народные игры.

Принцип разрешения противоречий: обратить вред в пользу, матрешка. Вепольный анализ ( общее понятие). Приемы фантазирования: ускорение – замедление.

Апрель

Транспорт. Зависимость строения транспортных средств от среды передвижения, его назначения и характера груза. Зависимость между видами транспорта и условиями перевозок (скорость, экономичность, сохранность груза, удобства для пассажиров).

Закон повышения степени идеальности. Принцип разрешения противоречий за счет изменения агрегатного состояния. Приемы фантазирования: универсализация – ограничение.

Май

Мы и вселенная. Закрепление всего пройденного материала

Закрепление всего пройденного материала. Самостоятельное нахождение противоречий, их формулирование,  разрешение с  помощью приемов. Приемы фантазирования: смещение во времени, изменение законов природы. Оператор РВС.

Задачи программы - учить: системно воспринимать и анализировать ситуации;

- генерировать различные варианты решения задач;

- самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия;

- развивать : речь, мышление (гибкость, подвижность, системность, диалектичность), творческое мышление и воображение, поисковую активность;

- развивать познавательную активность и интерес;

- прививать радость творческих открытий;

Воспитать качества творческой личности.

Для каждого возраста задачи уточняются и конкретизируются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по окружающему миру в подготовительной группе по программе "Детский сад 2100"

Программа разработана для детей подготовительной группе с использованием учебного пособия "Здравствуй мир!", авторов А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасовой....

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Рабочая программа по ТРИЗ-РТВ «Росток». Старшая группа.

       В современном обществе растет поток информации. Чтобы ребенок умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои кла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей подготовительной группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С.

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильев...