Пересказ рассказа Е.Чарушина "Ёж"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Косагова Галина Васильевна

Целью образовательной деятельности по речевому развитию является формирование навыков пересказа короткого текста с использованием сюжетных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_charushin_yozh-_kosagova.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста

«Пересказ рассказа Е.И. Чарушина «Ёж»

Технологии: информационно - коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, социально-личностные, познавательно-исследовательская деятельность.

Воспитатель

высшей квалификационной категории:

Косагова Галина Васильевна

2019г.

Цель: Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием сюжетных картинок.

Задачи: 

  • формировать навыки отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
  • развивать диалогическую речь
  • развивать умения конструировать простые высказывания
  • пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний
  • совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний в чистоговорках.
  • развивать слуховое и зрительное внимание детей
  • развивать словесно-логическое мышление, память, внимание
  • упражнять детей в умении согласовывать речь и движения
  • воспитывать доброжелательное, бережное отношение к диким животным
  • воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в нём, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Материал и оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, ноутбук
  • игрушка ёж
  • «ящик ощущений»
  • текст с рассказом Е. И. Чарушина «Ёж»
  • информационный материал для интерактивной доски (презентация)
  • аудиозапись «фырканье ежа»
  • корзинка с шариками Су-джок
  • сюжетные картинки для составления плана пересказа
  • «волшебная дорожка» для сюжетных картинок
  • ёжик из природного материала (пластилин, бусинки, семечки)

Виды деятельности: 

  • игровая
  • коммуникативная
  • восприятие художественной литературы
  • двигательная
  •  познавательно-исследовательская

Предварительная работа: 

  • чтение рассказов
  • рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина
  • изучение лексической темы «Дикие животные»
  • рисование, ручной труд по теме «Еж»

Ход:

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Когда приходят гости мы, что обычно делаем? (Здороваемся)

- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Приветливым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

- Ребята, я сегодня в детский сад пришла и необычную коробочку нашла. Воспитатель подходит к столу и снимает платок с «Ящика ощущений»)

- Посмотрите, какая необычная коробочка! Как вы думаете, что обозначают эти картинки на ней? Какое настроение у колобка? (высказывания детей)

Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете с помощью рук, что может находиться внутри. Кто самый смелый? (ребёнок с помощью картинок подсказок на крышке коробки описывает предмет и даёт предположение)

- А чем еще можно уколоться? (Колючкой, каштаном, шипом розы, кактусом, булавкой).

Давайте себя проверим, послушайте и отгадайте загадку:

Этот маленький зверёк

Не лисица, не хорёк,

Любит кушать он мышат,

Червяков и лягушат.

Каждый год в своей норе

Спать ложится в ноябре.

Победить змею он может!

Он в колючках… это – (ёжик!) – слайд № 2

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание игрушки - Ёжа (дети по очереди трогают ежа).

Ёжик хочет, чтобы мы про него рассказали всё, что знаем.

(Воспитатель держит ежа в руках. Дети встают в круг.)

- Как вы думаете, зачем у ежа на спине иголки? (Защищаться от врагов, от хищников.)

- Кто самый страшный враг ежа? (Лиса, волк, сова – воспитатель обращает внимание детей на высказывания полными ответами)

- Ребята, а как же он защищается. Спасается от хищников? (Сворачивается в клубок и выставляет иголки.) – слайд № 3

- Ёж, дикое или домашнее животное? (Дикое.)

- А теперь вспомните, какие звуки может издавать еж? (Фыркает, пыхтит, топает.)

- Молодцы! А давайте послушаем, как ёжик фыркает. (Прослушивание фонограммы.) – слайд № 3

- Давайте и мы пофыркаем, как ёжик. (звукоподражание)

- Что любит есть ёжик? (червяков, улиток, насекомых, ящериц, лягушек и даже может сразиться со змеёй) Ёжика считают другом всех садоводов, потому что он поедает вредных насекомых.

- Молодцы, ребята! Ёжик у нас сегодня будет в гостях, посмотрит, как мы играем? Куда же его посадить, чтобы он всё увидел и услышал? Вот, а давайте на пенёчек посадим?!

- Ой, ребята, Ёжик принёс нам подарочек! (воспитатель находит возле пенька корзиночку с шариками Су-Джок)

Это не картинки, не машинки,

это ёжики в корзинке! (воспитатель просит детей пройти на коврики, сесть по-турецки и раздаёт шарики Су-Джок)

Давайте мы с ними поиграем!

- Расправьте и подравняйте спинки.

Ёжик - это удивительное животное. Про него написано много сказок, рассказов, песен и, конечно же, стихов. Мы тоже с вами знаем стихотворение про хитрого ежика, но мы не просто будем рассказывать стихотворение, будем проговаривать каждое слово и помогать себе пальчиками.

Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком Су-джок)

- Ёжик, ёжик, хитрый ёж, (дети катают Су-Джок между ладонями)

На клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок круговыми движениями                                      между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

Очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

На ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)

- Молодцы ребята, со всем вы справились, с ёжиками поиграли. Кажется, они устали…и хотят отдохнуть, давайте их положим в корзинку (дети складывают шарики в корзинку). Возьмите пожалуйста каждый свой коврик и уберите - сложите стопочкой вот здесь. А теперь давайте сядем поближе к ёжику на стульчики.  Сразу подровняйте свою спинку, поставьте ровно ножки.

3. Чтение рассказа.

- Ребята, я хочу прочитать вам рассказ, который написал Евгений Иванович Чарушин. (слайд № 4 - портрет Е.И. Чарушина)

Рассказ удивительный, интересный и совсем детский. Он называется «Ёж».

- Запомнили, как называется рассказ? (Ёж.)

- Приготовьте свои ушки, приготовьте свои глазки. Слушайте внимательно. - Приготовились?

- Внимание на экран!

(По ходу чтения рассказа воспитатель показывает на интерактивной доске предметные картинки.)

  1. Ходили ребята по лесу (картинка – дети в лесу) – слайд № 5
  2. Нашли под кустом ежа (картинка – ёж под кустом)
  3. Он там со страху шариком свернулся. (ёжик – клубочек) – слайд № 6

Попробуй-ка возьми его руками – везде иголки торчат.

  1. Закатили ежа в шапку и домой принесли. (ёжик в шапке) – слайд №7
  2. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. (поддон с молоком) – слайд № 8
  3. А ёж лежит шариком, не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. (ёж - клубочек)
  4. Потом вылез из колючек чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. (ёжик пьёт молоко) – слайд № 9

8. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - (дети играют)

9. Ёжик и удрал к себе обратно в лес. (ёжик бежит в лес) – слайд № 10

- Вам понравился рассказ? Евгений Чарушин писал замечательные рассказы о животных. У нас будет много времени, чтобы все эти рассказы прочитать.

слайд № 11 - Ребята, все ли слова в рассказе вам понятны? Как вы думаете, что значит поддонник? (поддон от цветочного горшка)

Что значит слово «удрал»? (убежал)

Мне встретилось ещё такое слово «зазевались?» Как вы думаете, что оно обозначает?

4. Составление сюжетной линии по содержанию рассказа.

- А теперь попробуем вспомнить, как наш рассказ начинался, что было дальше и чем закончился?

- Я приготовила карточки, которые вам помогут. Карточки с картинками будем выкладывать на волшебную дорожку по очереди. Только в начале, ребята, нужно вспомнить название рассказа.

(Дети выбирают карточки с подходящими картинками и ставят на волшебную дорожку.)

- Посмотрите, ребята, какие вы молодцы, вспомнили рассказ от начала до конца.

5. Дидактическое упражнение «Чистоговорки».

- А теперь нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.

-Я буду произносить вам чистоговорки и бросать мяч. Вы мяч ловите двумя руками, проговариваете за мной чистоговорку и возвращаете мне мяч обратно. Хорошо?

- Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было всё понятно! – слайд № 11

- И-ГИ-ГИ – ножку еж побереги.

- ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

- РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

- ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

- ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет – пойдешь гулять.

- ЖА-ЖА-ЖА – есть ежата у ежа.

- ЖУ-ЖУ-ЖУ – как-то уж пришёл к ежу.

- ЖИ-ЖИ-ЖИ – мне ежаток покажи.

- Молодцы! Справились с заданием, а теперь попробуем с вами превратиться в ёжиков и поиграть.

6. Физкультминутка «Ребята в лес пришли к ежу»

Жил в лесу колючий ежик,

Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать

— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать

— Топ-топ-топ. (Топают)

Не умел он прыгать

— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)

Только носом шмыгать

– Шмыг-шмыг-шмыг

А ребятки в лес пришли,

Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать

— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)

Научили топать

— Топ-топ-топ. (Топают)

Научили прыгать

— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)

А он их носом шмыгать

- Шмыг-шмыг-шмыг

- Молодцы! Понравилось играть? Отдохнули? Присаживайтесь.

7. Повторное чтение рассказа.

- Ребята, я прочитаю рассказ еще раз. Слушайте внимательно, потому что потом мы будем его пересказывать. (Слайд № 11)

8. Рассказ по плану с наглядной опорой. 

 - Вы так внимательно слушали, значит, сами сможете рассказать рассказ от начала до конца. Кто хочет попробовать рассказать рассказ? Только по очереди! (2 ребёнка рассказывают по очереди).

9. Заключительная часть.

Какие вы молодцы, ребята! А кто не успел, обязательно расскажет его позже.

Мне и ёжику так понравилось, как вы рассказали рассказ.

-  Расскажите, нам с ёжиком во что вам ещё понравилось сегодня играть?

Молодцы, ребята! Мы приготовили вам маленький сюрприз.

- Ёжик дарит вам на память вот такого маленького друга (воспитатель показывает ёжика).

Когда у нас вечером будет свободное время мы сделаем ему друзей из природного материала. Ой, кажется ёжик зевает! Не знаете почему? Ему пора спать, ведь ежи на зиму ложатся в спячку. Давайте мы с ним попрощаемся и отпустим в лес.

- Вставайте, ребята, выходите ко мне, давайте пожелаем гостям доброго дня и попрощаемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект ОД по пересказу. «Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»

laquo;Пересказ рассказа «Звери весной». По М. Богданову»...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»

Пересказ рассказа «Храбрая курица» М. Зощенко»...