конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусева Наталья Сергеевна

конспекты занятий по развитию речи в старшей группе с использованием театрализованной деятельсти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» в старшей группе

Тема: «Рассказывание русской народной сказки Заяц-хвастун»

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Образовательные:

-Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.

-Активизировать и обогащать словарный запас детей (новые слова: гумно, сноп, хваста, кокорина, крестьянин.)

- Формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.

Развивающие:

-Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь; умение детей инсценировать отрывки из сказки;

-Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

-Воспитывать нормы нравственного поведения: не хвастаться, прийти на помощь в трудной ситуации; навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Материал и оборудование:

Книга со сказкой «Заяц – хваста», маски - эмоции,маска зайца и платочная кукла вороны, проектор, презентация, письмо.

Предварительная работа:

- Чтение сказок про зайцев.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите нам пришло письмо, а в нем зЗагадка

Что за зверь в лесу густом притаился под кустом?

Длинноухий, косоглазый.

Не заметишь его сразу.

И кого он так боится?

Может, волка иль лисицу?

Это кто такой трусишка? Ну, конечно же, …
Появляется картинка – отгадка

2. Повторение сказок о зайцах.

Воспитатель:

-А вы знаете сказки про зайцев? Давайте вместе вспомним.

(«Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Ёж и заяц», «Заяц и черепаха», «Палочка - выручалка», «Храбрый заяц», «Разные колёса», «Яблоко», «Под грибом»). А какой заяц был в этих сказках?( Дети отвечают по очереди при помощи масок - эмоций)

3. Знакомство с книгой «Заяц-хваста».

Воспитатель:

– Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку „ Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать. Педагог читает сказку.

Вопросы по сказке.

Почему зайца назвали хваста?

Где жил заяц?

Как ему жилось?

Зачем он забрался к крестьянину на гумно?

Перед кем хвастался заяц?

Как он хвастался?

Кому рассказали зайцы о хвастунишке?

Что случилось с вороной?

Кто помог ей?

Что сказала ворона в конце сказки зайцу?

4. Физкультминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

(Прыжки на месте).

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево - вправо повернись,

Распрямись и на место садись.

5. Пересказ сказки по схеме воспитателем. Переска происходит при помощи картинок подсказок на экране проектора.

6. Драматизация небольшого отрывка из сказки.

Воспитатель:

-Вы великолепные артисты! А давайте попробуем разыграть отрывок из сказки, когда ворона первый раз встретила зайца. У нас есть замечательные шапочки – маски и платочные куклы, они нам помогут. Кто хочет быть вороной? А кто – зайцем?

Проводится игра – драматизация по этому отрывку. Воспитатель надевает маску зайцу и платочную куклу вороны, оценивает интонационную выразительность исполнения.

Воспитатель:

- Ребята, художник перепутал все картинки. Кто поможет восстановить последовательность сказки? Дидактическая игра “ Сказки”

7. Итог занятия:

Воспитатель:

- Вам понравилось наше занятие? - А что понравилось больше всего? - Как называется сказка, которую мы пересказывали? Кто главным героем у нас сегодня был? Какие новые слова вы узнали?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: “Знакомство со сказкой “Крылатый, мохнатый дамасленный””

Цель: Познакомить с русской народной сказкой крылатый, мохнатый да масляный»; помочь понять её смысл; закреплять умение обыгиватьсказку. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

Материал: книга со сказкой, фигурки и маски героев сказки: воробей, блин, мышка; лист бумаги, фломастер.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем. Воспитатель проводит дидактическую игру: «Что бывает?».

Воспитатель: Что бывает крылатое? (Ответы).

Воспитатель: Правильно, птицы.

Воспитатель вывешивает на фланелеграф воробья.

Воспитатель: Что бывает мохнатое? (Ответы) Правильно, звери.

Вывешивает на фланелеграф мышку.

Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?  (Ответы детей).

Воспитатель вывешивает фигурку блина.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель: Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? Как же бывает (Плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?

Дети: Полбока лиса съела.

Воспитатель:А с мышью что случилось?

Дети: Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Воспитатель: А каким нашёл блин воробья на завалинке?

Дети: Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Воспитатель: Когда же друзья мои так бывает?

Дети: Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Воспитатель: Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».

Дети негромко повторяют концовку сказки за воспитателем.

Воспитатель: Теперь кто-нибудь из вас расскажет сказку. Но сначала мы нарисуем схему, чтобы легче было рассказывать.

Воспитатель вместе с детьми рисует схему, проговаривая сказку заново.

Воспитатель: Я сейчас хочу вам предложить стать настоящими актерами и поробывать обыграть сказку при помощи сценария -схемы, которую мы с вами нарисовали.

Воспитатель: Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?

Воспитатель достаёт из сказочного сундучка Костюмы героев.

Сказка обыгрываеся 1-2 раза

Воспитатель: Какую сказку вам напоминает эта сказка? Если вместо мышки будет кот, а вместо блинчика – мальчик?

Дети: Жихарка.

Воспитатель: А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?

Дети: Колобка. «На сметане мешен, на масле жарен…»

Воспитатель: Вот, оказывается, какая интересная сказка. В ней как будто собрались две сказки, и получилась новая. Мы с вами уже знаем много русских народных сказок. И сегодня узнали и рассказали ещё одну.

После занятия дети обыгрывают сказки при помощи настольного театра( по желанию).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства со сказкой «Лиса и кувшин».

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение рассказывать сказку с минимальной помощью взрослого, выразительно.

- Организовать процесс для активизации и обогащения словарного запаса детей.

– Организовать процесс для умения произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Развивающие:

 - Создать условия для развития мышления, творческого воображения, связную диалогическую и монологическую речь, грамматическую, звуковую культуру речи.

Методические приемы:

• Словесный - беседа, загадывание загадок, чтение и пересказ сказки, словарная работа.

• Игровой – игра «Угадай сказку», сюрпризный момент, помощь сказочному герою.

Словарная работа:

«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - выпила;

«кувшин не отстает» - не отпускает.

Предварительная работа:

Чтение РНС, разучивание физкультминутки, беседа по прочитанным сказкам.

Материал и оборудование:

Маска лисы, кувшин, кукла сказочницы, ширма

Ход непосредственной образовательной деятельности

I часть. Организационный момент.

Воспитатель:  ребята, посмотрите! Сегодня к нам в гости пришла сказочница

II часть. Основная часть.

Беседа с детьми.

Сказочника: Здраствуйте!Сегодня я пришла к вам в гости не просто так. Хотела вам рассказать сказку, да пока шла, забыла какую. Поможите мне спомнить?

Ответ детей: да

Сказочница: Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её … (лиса)

(достает маску  лисы, похвалит детей) .

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода. (Кувшин)

Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)

Сказочница: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.

Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.

Вопросы детям:

1. «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)

2. А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)

4. А почему? (лисенок – это детеныш)

Сказочница: Ребята, усаживайтесь удобнее, я расскажу вам сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню (Словарная работа).

Чтение сказки.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Беседа по содержанию

Вопросы к тексту:

О ком была эта сказка?

С чего сказка началась?

Что случилось с лисой?

Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом?

Какие слова она говорила?

Кувшин ответил лисе?

Почему он не ответил?

Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом?

Какие слова она говорила?

Чем заканчивается сказка?

Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

Повторное чтение с установкой на запоминание.

Воспитатель: А давайте, мы удивим нашу гостью и покажем инсценоровку этой замечательной сказки?

Инсценировка сказки: два человека- лиса и рассказчик. С помощью вопитателя рассказчик пересказывает сказку, а ребенок - лиса пытается с разной интонацией обыграть монолог лисы. Сказка повторяется 3-4 раза.

III часть. Итог.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)

- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)

- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)

- Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)

Сказочница:На этом, мы с вами прощаемся, и чтобы вы вспоминали нашу сказку я дарю вам кадры из этой сказки, но они черно-белые. Вы ребята очень творческие и, думаю, что вы сможите их оживить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по эстонской народной сказки “Бычок и лисичка” в старшей группе

Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие связной монологической речи посредством знакомства с эскимосской народной сказкой «Бычок и лисичка» и малой фольклорной формой “Дразнилки”

Задачи

Развивающие:

1. Вовлекать детей в содержательное общение: побуждать инициативно высказываться, выражать собственное мнение, рассуждать;

2. Закреплять умение слушать, анализировать информацию, делать выводы;

3. Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Обучающие:

1. Познакомить с эскимосской народной сказкой «Бычок и лисичка»;

 учить пересказывать короткие тексты;

2. Обогащать словарь прилагательными, обозначающими человеческие качества,антонимами;

3. Закрепить представления детей о малых фольклорных формах (дразнилках).

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к напечатанному слову;

2. Воспитывать любовь к театру.

Атрибуты : маски

Предварительная работа: Беседа «Можно ли дразниться?»,  Домашнее задание: «Дразнилки наших родителей», Чтение дразнилок

Ход совместной деятельности

1 часть

Воспитатель:

- Ребята, повторяйте за мной – шило! ( Дети повторяют «Шило!»)

Воспитатель:

– У вас на носу мыло!

Воспитатель:

– Ватрушки ( Дети повторяют «Ватрушки!»)

Воспитатель:

– У вас в руках лягушки!

Воспитатель:

- Ребята, что я сейчас делала?

Дети отвечают:

- Дразнились!

Воспитатель:

- Всё верно. Сегодня мы с вами поговорим о дразнилках, и даже сами будем дразнить друг друга. Хотите? (Дети отвечают) Тогда начнём.

2 часть

Беседа «За что дразнят детей?»

Воспитатель:

- Ребята, а вы часто дразнитесь? (Дети отвечают) - А за что дразнят чаще? (Дети отвечают: за жадность, хвастовство, глупость, неопрятность) – Расскажите мне эти дразнилки! (Дети рассказывают)

Воспитатель:

- Конечно, дразнят, чаще всего, за какие-то черты характера, но их можно исправить. Обиднее всего, когда дразнят за внешность, её человек изменить не может.

3 часть

Инсцинирование «Разыграй дразнилку»

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами разыграем дразнилки. Первая дразнилка:

Рёва – корова,

Дай молочка!

Сколько стоит?

Три пятачка!

- Кого могут так дразнить? (Дети отвечают)

- Правильно, плаксу.

Затем выбирается ребёнок, который будет играть плаксу. Дети дразнят его.

Воспитатель:

- Вторая дразнилка:

Командир полка –

Нос до потолка,

Уши до дверей,

А сам, как воробей!

- Как вы думаете, кого так дразнят? (Дети отвечают)

- Конечно, воображал и хвастунов.

Выбирается ребёнок - воображала . Дети дразнятся.

Воспитатель:

- Третья дразнилка:

Пучеглазая сова –

Глаза-то по ложке,

Не видят ни крошки!

Гляди прямо – впереди то яма!

- А так кого дразнят? (Дети отвечают)

- Правильно, рассеянных и невнимательных. Выбираем ребёнка, изображающего сову. Дети его дразнят.

4 часть

Физминутка «Мы делили апельсин» (стоя)

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами будем дразнить волка. Я буду читать стихотворение, а вы попытайтесь изобразить, каждое животное, которое я назову.

Мы делили апельсин, 

Много нас, а он один. 

Эта долька – для ежа, 

Эта долька – для стрижа, 

Эта долька – для утят, 

Эта долька – для котят, 

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. 

Он сердит на нас – беда!!! 

Разбегайтесь кто - куда!

Воспитатель:

- Разбегайтесь на свои стульчики скорее.

5 часть

Чтение и пересказ эскимосской сказки «Бычок и лисичка»

- Ребята, сейчас я прочитаю вам сказку «Бычок и лисичка»,

а вы слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. (Воспитатель читает, дети слушают)

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию текста.

- Назовите героев сказки. Кто такой бычок? Что он сказал лисичке? Почему? Как его дразнила лисичка? Что ответила мама - лиса на жалобу дочки? Почему умолкла лисичка?(Дети отвечают)

Воспитатель:

- Сейчас я прочитаю сказку ещё раз, а вы постарайтесь её запомнить.

Воспитатель читает сказку второй раз.

- А теперь мы сказку не просто будем пересказывать, а разыгрывать по ролям.

Воспитатель выбирает детей на роли. Сказка разыгрывается несколько раз.

Воспитатель:

- Сейчас я прочитаю сказку ещё раз, а вы постарайтесь её запомнить.

Воспитатель читает сказку второй раз.

- А теперь мы сказку не просто будем пересказывать, а разыгрывать по ролям.

Воспитатель выбирает детей на роли. Сказка разыгрывается несколько раз.

Воспитатель:

- Понравилось вам разыгрывать сказки по ролям? Кто из героев понравился больше всего? А что еще понравилось? (Дети отвечают)

Воспитатель:

- Дорогие ребят! Надеюсь., вы запомнили, что дразниться плохо и неприятно.Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе "Дом доброты и дружбы".

«Дом доброты и дружбы». Конспект занятия по развитию речи с использованием театрализованной деятельности в средней группе №1Цель: развивать речь детей посредством использования элементов т...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Сказочный театр»

Задачи:Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.Упражнять в передаче эмоций...

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в первой младшей группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «В гостях у сказки» в первой младшей группеЦель: Создание благоприятных условий для восприятия возникновения по...

Конспект НОД по развитию речи с использованием театрализованной деятельности «Сказка «Теремок»

Данное занятие способствует развитию у детей творческого воображения, интереса к играм-инсценировкам и речевому развитию....