Беседа в старшей группе на тему «Новый год»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пляцок Надежда Николаевна

систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах, формировать познавательный интерес

расширять представления детей об истории возникновения праздника,

воспитывать уважение к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_v_starshey_gruppe_na_temu.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в старшей группе на тему «Новый год»

Цель: продолжать знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира.

Задачи: систематизировать знания детей о праздновании нового года в разных странах, формировать познавательный интерес

расширять представления детей об истории возникновения праздника,

воспитывать уважение к традициям русского народа.

Орг.момент

Воспитатель: Я предлагаю вам побеседовать: но прежде чем начать беседу

                 Нам нужно размять язычок, чтобы он  нам смог красиво говорить.

  Сказка о язычке Жил – был язычок (рот открыт, показ языка) в большом домике. Встал он рано утром потянулся вверх, вниз, влево, вправо и выглянул в окно. (язык тянется к носу, подбородку, к левой и правой щеке) А на улице идёт снег, весь домик засыпало. Вышел язычок на улицу снег с двери, с крыши убирает. (упражнение "Маляр", "Вкусное варенье") Захотел язычок из снега слепить снеговика. (упражнение "Часики") Слепил и пошёл язычок домой, выпил он чашку чая (упражнение «Чашечка») и лёг отдыхать. (упражнение "Накажи непослушный язычок").

1.Начало беседы

Воспитатель:    Поздравления принимаем

                         И гостей мы угощаем.

                          Если он пришёл к нам в дом,

                           Будут рады все кругом. (Праздник)

Воспитатель:  Молодцы! Ребята, что такое праздник?

Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.

Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.

2. Основная часть.

1. Новый год раньше и сейчас.

Воспитатель: А как называется праздник в конце года?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год.

Воспитатель: А как празднуют Новый год?

Дети: Наряжают ёлку, шьют карнавальные костюмы, дарят подарки друг другу, веселятся вокруг ёлки

Воспитатель: А знаете ли вы, как этот праздник к нам пришел?

Раньше наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.

2. Традиции нового года до и сейчас

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (елка).

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.

 Воспитатель: Ребята, а чем наряжают елку?

Дети:………

Воспитатель: В далёком прошлом все ёлочные украшения были съедобными — печенье, конфеты, пряники, плюшки, калачи, яблоки, груши. Затем появились бумажные цветы, феи и ангелы.

Потом появились игрушки из ваты: дети в шубках, Снегурочка, Дед Мороз; румяные яблоки, сочные груши, сливы — являлись символами изобилия.

А ещё ёлочные игрушки делали из проволоки: звёзды, ягоды, цветы, бабочки, лодочки.

В сюрпризных игрушках помещали какой-нибудь маленький подарок для ребенка или сладость, они вешались на елку и дети могли снять такую игрушку и достать сюрприз.

А на макушке сияла пятиконечная  звезда!

 Воспитатель: Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолку, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.

 Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии.  Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками — гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.

Воспитатель: Ребята, а чем вы наряжаете елку дома?

Дети:……………

Воспитатель: А теперь ребята,  скажите пожалуйста.

Игра «Ёлочные игрушки»

— Ёлку можно украшать разными игрушками. Какие игрушки, если они:

Из картона — …(картонные)

Из бумаги — …(бумажные)

Из пластмассы — …(пластмассовые)

Из фарфора — …(фарфоровые)

Из дерева — …(деревянные)

Из стекла — …(стеклянные).

– Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться).

Воспитатель:  Отгадайте загадку.

Что за дедушка седой

С длинной белой бородой,
За спиной мешок тяжелый,
Сам с усами и веселый?
Он танцует и поет,
Всем подарки раздает.
- Как зовут его? - вопрос. 
- Наш любимый…(Дед Мороз)

Воспитатель: Ребята, а кто такой Дед Мороз?

Дети:

Воспитатель: Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.

Воспитатель: А вы знаете где живет Дед Мороз?

Дети…….

Воспитатель: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюге (Вологодская область)..

Воспитатель: А с кем приходит Дед Мороз?

Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой, без Снегурочки трудно

представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой

или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Воспитатель: А сейчас ребята давайте отдохнем и немного поиграем.(в коробке снежки)

Подвижная игра.

 ( «Снежки»)

4. Празднование нового года в разных странах

Воспитатель: Ребята, а как вы думает, везде ли Новый год отмечают одинаково?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте вместе с вами отправимся в путешествие и узнаем, как празднуют Новый год в других странах.

Воспитатель показывает фотографию с изображением столицы Англии – Лондона.

Воспитатель: Это Лондон – столица Англии.

Здесь на Новый год к детям прилетает английский Санта –Клаус, он путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.

Дети вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.

Воспитатель показывает изображение Берлина – столицы Германии.

Воспитатель: А это ребята Берлин – столица Германии.

Здесь живет Дед Мороз по имени – Вайнахтсман. Немецкий дед мороз любит появляться на ослике. Когда он приходит, то в одной руке он держит подарки, в другой розги. Кто вел себя хорошо, получает подарок, а кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. Детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Парижа – столицы Франции.

Воспитатель: А это Париж – столица Франции.

Французского Деда Мороза зовут – Пер Ноэль. Как и все Клаусы, он стал лазить по трубам и собственноручно раскладывать подарки по башмачкам-носочкам. Подарки для детей он делит на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.

Воспитатель показывает фото с изображение Токио – столицы Японии.

Воспитатель: А это, ребята. Токио – столица Японии.

Японского деда мороза зовут Сегацу – сан – Господин Новый год.

Любимое новогоднее развлечение девочек – игра в волан(Пробковый полушарик с перьями; игра, состоящая в преребрасывании его ракетками), а мальчики запускают воздушного змея. Японские дети встречают Новый год в новой одежде. Взрослые тоже предпочитают надеть что-нибудь новое, считается, что это приносит здоровье и удачу в новом году. В новогоднюю ночь дети кладут под подушку картинку с изображением 7-ми сказочных волшебников – покровителей счастья.

Воспитатель показывает фотографию с изображением Москвы – столицы России.

Воспитатель: Мы с вами вернулись домой в Россию. Это Москва – столица нашей страны России.

В России Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку.

 Воспитатель: Ребята, а вот главная елка  Иркутска и Иркутского района одна из самых высоких в России, установлена на сквере имени Кирова!

3.Окончание беседы.

Как она выглядит?

Рефлексия.

- Какое у вас настроение?

- О чём мы говорили  с вами?

- Молодцы, все активно и дружно работали.

Ребята, предлагаю Вам, дома нарисовать  рисунок  как вы украшаете елку. И в группе сделаем выставку рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год

календарно тематическое планирование в старшей группе на тему Новый год...

Беседа в старшей группе на тему «Семья».

Материал может использоваться логопедами и воспитателями на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию речи, а также во второй половине дня при проведении логопедического часа....

ТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СПОРТЛАНДИЮ».

В беседе рассказывается о возникновении Олимпийский игр....

НОД в старшей группе на тему: Новые приключения Красной Шапочки.

Закрепить представление детей о типичных приемах фантазирования; учить создавать новый сюжет сказки способом введения новых персонажей; развивать образное  восприятие красоты и поэтичности сказок...

Беседа в старшей группе на тему «Безопасность на дорогах»

Цель : Активизация деятельности детей старшей группы по обучению правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Расширение знаний дете...

Конспект беседы в старшей группе на тему "Георгиевская ленточка"

Беседа: «История Георгиевской ленточки»Цель:-  познакомить детей с новым символом Дня Победы;- рассказать об истории возникновения Георгиевской ленточки;- воспитывать интерес и уважение к и...