НОД по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД по лексической теме  "Дикие животные" по формированию лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

Конспект                    

организованной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

 у детей старшей группы с ОНР по лексической теме «Дикие животные»

учитель-логопед  Светлана Венадьевна  Иванова

Цель:  активизировать словарь  по лексической теме «Дикие животные»

Задачи:

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей по данной лексической теме.
  • Развивать  умение связно высказывать свое мнение, полно и развернуто давать ответ. 
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

  • Формировать устойчивый интерес к природе, к животному миру.
  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе, животном мире;
  • Развивать логическое мышление.  
  • Развивать   мелкую моторику.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
  • Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
  • Формировать навыки бережного и безопасного поведения в окружающей природе;

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать эмоциональность, умение показывать повадки различных животных

Физическое развитие:

  • Совершенствовать двигательную активность, общую моторику.

Коррекционные задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  •  развивать навыки коммуникативной стороны речи;
  • обогащать лексический запас детей, развивать связную речь, грамматику, качество произношения фонем русского языка, учить правильно, образовывать  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Предварительная работа: Беседы с детьми об животном мире леса, «Как вести себя в лесу».

Оборудование: мультимедийное устройство, слайды, предметные картинки с изображением диких животных.

Ход:

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать.

Ноги выше поднимаем,

Маршируют

На пеньки не наступаем.

Идут, высоко поднимая колени

На носочки дружно встали

встают на носки

В зимний лес все  прибежали.

руки в разные стороны

1.Организационный момент. Приветствие. Дети стоят кругом. Логопед  загадывает, дети отгадывают загадки. Какие животные еще спрятались в лесу?

У нее красивая шкурка

Пятнистая, как у Мурки.

Но ее поберегись,

Ведь она не кошка - это ... (Рысь).

Пробежала кочка около пенечка.

А у кочки черный нос и в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки. (Еж)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)

Хозяин лесной 
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой 
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Как назвать одним словом этих животных? (Дикие)

- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу в дали о человека, сами о себе заботятся, добывают еду, строят жилища).

- Как можно назвать их по другому? (Звери).

2.  «Кто как голос подает» (по схеме)

  • Волк рычит, воет
  • Медведь ревет, рычит
  • Лиса тявкает.
  • Кабан хрюкает.
  • Еж фыркает
  • Лось ревет, стонет.
  • Барсук шипит, рычит, сопит, кричит.

3. Сейчас сядет тот, кто назовёт, как называется семья выбранного вами дикого животного (дети выбирают картинки и называют) например: семья ….

- семья ежа (ежиная)

- семья лисы (лисья)

- семья медведя (медвежья)

- семья волка (волчья)

- семья барсука (барсучья)

- семья зайца (заячья)

- семья лося (лосиная)

- семья рыси (рысья)

- семья белки (беличья)

- семья кабана (кабанья)

- семья оленя (оленья)

- семья бобра (бобриная)

4. «Назовите членов звериного семейства»  (по схеме). Например: Папа-мама-детёныш.

  • Ёж – ежиха – ежонок
  • Лис – лиса – лисёнок
  • Медведь – медведица – медвежонок
  • Волк – волчица – волчонок
  • Барсук – барсучиха – барсучонок
  • Заяц – зайчиха – зайчонок
  • Лось – лосиха – лосёнок
  • Рысь – рысиха – рысёнок
  • Белка – белка – бельчонок
  • Кабан – кабаниха – кабанёнок
  • Олень – оленуха – оленёнок
  • Бобр – бобриха – бобрёнок

Логопед приглашает детей на ковёр.

Поработали, ребятки, а теперь все на полянку
Тихо встаньте. Улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько в здесь пришло зверей! Не узнать моих детей!

5. «Опиши животное» (по схеме)

1. У лисы вытянутая узкая мордочка, острые ушки, туловище, четыре лапы и длинный пушистый хвост. Лиса рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые. Лиса - хищное животное.

2. У медведя

3. У ежа

4. У волка

5. У лося

6. У кабана

6. А теперь «Найдите себе пару» и назовитесь кто вы.  Детям одеваются медальончики с изображение символов диких животных.

Я  - бельчонок и я бельчонок –  вместе мы бельчата.

Я – лисёнок и я – лисёнок, вместе мы – лисята.

Я – волчонок и я – волчонок, вместе мы – волчата.

Я – зайчонок и я – зайчонок, вместе мы – зайчата.

Я – медвежонок и я – медвежонок, вместе мы - медвежата.

Я – барсучонок и я – барсучонок, вместе мы - барсучата.

Я – кабанёнок и я – кабанёнок, вместе мы – кабанята.

7. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети шагают на месте

Как животных нам назвать?

Руки разводят в стороны

С людьми они не знаются,

Хлопают в ладоши

В лесу живут, скрываются

Спрятаться за «ветки» изображенные руками

По картинкам всяк их знает

Складывают ладони в виде книжки

Волк, лиса, медведь и заяц

Указательным пальцем пр руки загибают пальцы на лев руке

Дом их – заросли густые

Изображают руками крышу дома над головой

Они – дикие, лесные.

Изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы

8. Физкультминутка «В лесу»

Что в лесу опять стряслось?  

Удивился старый лось

Растопыренные руки-«рога» над головой, приподнять брови.

Это дерево упало -

Обе руки параллельно друг другу опускаем вниз.

Дров бобру на зиму мало!

Рубим дрова

Головой качает рысь:

Указательные и средние пальцы на голове – ушки и покачать  головой

Ну-ка, звери, берегись!

Погрозить пальцем – покачать вперед-назад.

9. «Назови ласково» (в кругу с мячом)

У лисы рыжая голова – у лисёнка рыженькая головка.

У волка острые зубы – у волчонка остренькие зубки

У зайца короткий хвост – у зайчонка коротенький хвостик

У белки чёрные глаза – у бельчонка черненькие глазки

У ежа колючая спинка – у ежонка колюченькая спиночка.

У медведя косолапые лапы – у медвежонка косолапенькие лапки.

10. «Назови жилье животных» (По образцу)

Какое у каждого зверя жильё? Вы назовите ребята его.

  • Лиса  живёт в норе.
  • Барсук живёт в норе.
  • Ежик живёт в норе.
  • Белка живёт в дупле.
  • Медведь живет в берлоге.
  • Волк живёт в логове.
  • Заяц под кустом.
  • Лосиха живёт под деревом.
  • Бобр живёт в … (хатке).

Для того, чтобы узнать, где живёт бобр нам необходимо разгадать  название его жилища по первым звукам данных картинок (Хлеб – Арбуз – Танк – Кот – Ананас). Его жилище называется? (ХАТКА).

11.«Составь рассказ» (по плану)

Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу. Белка по размерам маленькая. У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост. У белки детёныши - бельчата. Белка живёт с бельчатами в дупле.

Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы.

Белка - это дикое животное. Она живёт в лесу.

Белка по размерам маленькая.

У неё есть голова, два ушка с кисточками, туловище, лапки с острыми коготочками, пушистый хвост.

У белки детёныши - бельчата.

Белка живёт с бельчатами в дупле.

Она любит грызть орехи и есть сушёные грибы.

12. Пересказ рассказа «Лиса-охотница»

https://pp.userapi.com/c840528/v840528431/34899/jDseE0TOC9A.jpg

13. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме  "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по лексической теме:" Космос" для детей старшего дошкольного возраста...