Открытое занятие по развитию речи 22.11.2017г.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Крайникова Татьяна Анатольевна

"Состав предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_predlozheniya.docx83.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи "Состав предложения" 

Крайникова Т.А.

Тема: Знакомство со словом и предложением.

Цель: обучить детей составлять предложения по схеме, познакомить детей со знаками препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Задачи: закрепить знания детей о слове, развить умение слышать и слушать произносимые слова; дать понять детям, что словами обозначается всё что их окружает, что предложение состоит из слов; дать представление детям о предложении, упражнять в составлении предложений.

Материал к занятию: сюжетная картинка, игрушка обезьяна би-ба-бо, карточки-схемы для составления предложений.

Описание:

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много предметов нас окружает. Сейчас каждый из вас назовет по одному слову, которое обозначает предмет, находящийся в группе. (дать возможность сказать каждому ребенку). Посмотрите, как много слов вы сказали.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам загадать загадку.

Воспитатель загадывает детям загадку:

В Африке она жила,
А теперь ко мне пришла.
По деревьям там скакала,
У меня тихоней стала.
(Обезьяна) 

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно отгадали загадку.

Воспитатель надевает на руку игрушку би-ба-бо (обезьяна) и говорит от имени обезьяны: «Здравствуйте, Ребята! Меня зовут, Чита! Сколько Вас много, какие вы все красивые, нарядные, веселые.»

Воспитатель: Ребята, Чита потерялась. И мы должны ей помочь найти своих друзей. Ребята, мы поможем Чите? А чтобы помочь Чите, вы должны рассказать, какая она?

Ответы детей: (дети рассказывают про Читу). Обезьянку зовут Чита, она маленькая, коричневого цвета и мягкая, уши у неё большие, глаза у Читы черного цвета. Чита озорная, весёлая, любит есть бананы.

Воспитатель: Ребята, вы много рассказали про Читу. Но, чтобы её нашли друзья, вы должны составить предложение из двух слов.

Ответы детей: Чита коричневая, Чита мягкая, Чита добрая и т.д.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живет Чита?

Ответы детей: В Африке.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас, ребята, садитесь за столы и мы с вами напишем письмо про Читу в Африку её друзьям, чтобы они её нашли.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, чтобы наше письмо дошло, мы должны его написать правильно. Ребята, давайте с вами вспомним, какие предложения вы сейчас мне говорили из двух слов?

Ответы детей: Чита веселая.

Воспитатель: Ребята, давайте запишем это предложение: Чита веселая. Предложение начинаем писать с большой буквы, и имена тоже пишутся с большой буквы (это большой желтый прямоугольник).

Воспитатель: Ребята, первое слово какое?

Ответы детей: Чита.

Воспитатель: Это имя, значит, это слово мы будем писать с большой буквы. Положите большой желтый прямоугольник. А следующее слово какое?

Ответы детей: весёлая.

Воспитатель: А слово «Весёлая» обозначим маленьким желтым прямоугольником. В конце предложения ставим точку, потому что мы его говорим спокойно. Такие предложения называются повествовательными.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами записали предложение «Чита веселая». Скажите мне еще предложения из двух слов про Читу.

Ответы детей: Чита мягкая.

Воспитатель: Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?

Ответы детей: Чита.

Воспитатель: Имена, с какой буквы начинаем писать?

Ответы детей: с большой.

Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?

Ответы детей: большим жёлтым.

Воспитатель: Кладем большой желтый прямоугольник. Следующее слово какое?

Ответы детей: мягкая.

Воспитатель: Каким прямоугольником обозначим это слово?

Ответы детей: Маленьким желтым.

Воспитатель: В конце предложения что поставим?

Ответы детей: точку.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: потому что это предложение мы говорили спокойно.

Воспитатель: Если в конце предложения стоит точка, как это предложение будет называться?

Ответы детей: повествовательное предложение.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте, какое предложение я вам скажу. Чита красивая! Ребята, как я сказала это предложение?

Ответы детей: Радостно.

Воспитатель: Если мы говорим предложение радостно, то это предложение называется восклицательным и в конце такого предложения ставится восклицательный знак. Давайте запишем это предложение. Первое слово какое?

Ответы детей: Чита.

Воспитатель: С какой буквы пишутся имена и начало предложения?

Ответы детей: с большой.

Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?

Ответы детей: большой желтый.

Воспитатель: Следующее слово какое?

Ответы детей: Красивая.

Воспитатель: Какой прямоугольник поставим?

Ответы детей: маленький желтый.

Воспитатель: В конце предложения какой знак поставим?

Ответы детей: Восклицательный.

Воспитатель: Почему восклицательный знак?

Ответы детей: потому что его говорили радостно.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и написали письмо в Африку друзьям Читы. Теперь они должны её обязательно найти.

Игра

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами поиграем, вставайте все в круг  игра называется «Живые слова».  Я вам буду говорить  два слова, а вы из этих слов должны составить предложение.  И если вы его правильно составите, то мы вместе будем хлопать в ладоши.

Воспитатель вызывает двух детей в круг и говорит им слова: Птица, лететь. Ребята, я сказала вам два слова? А вы должны их правильно сложить, чтобы у вас получилось предложение.

Ответы детей: Птица летит.

Все дети хлопают в ладоши, а двое детей бегают в кругу.

Воспитатель: Кто еще хочет играть?

Дети выходят.

Воспитатель называет слова: Куры клевать; листья падать; болеть голова; машина ехать; змея ползать.

(дети из этих слов составляют правильные предложения).

Воспитатель: А сейчас, ребята, садитесь за столы, (стук в дверь).

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится. Почтальон принёс нам письмо. Но оно зашифрованное. Нам надо расшифровать это письмо и сейчас вы будете разведчиками. Я покажу вам это письмо, там нарисованы картинки, чтобы это письмо расшифровать, нам надо по картинкам составить правильные предложения.

Воспитатель: Кто будет разведчиком?

(выходит ребёнок)

Воспитатель: Чтобы нам правильно расшифровать письмо, надо сначала сказать, что нарисовано на этой картине.

Ответы детей: Мальчик подстригает девочку.

Воспитатель: Правильно. А теперь прочти это письмо по схеме.

Ответ детей: Мальчик подстригает девочку.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте запишем это предложение. Предложение начинается с какой буквы?

Ответы детей: с большой.

Воспитатель: Каким прямоугольником, вы должны обозначить слово «мальчик»?

Ответы детей: Большим.

Воспитатель:  Следующее какое слово?

Ответы детей: Подстригает.

Воспитатель: А слово «подстригает» каким прямоугольником мы обозначим?

Ответы детей: маленьким.

Воспитатель: Следующее слово какое?

Ответы детей: Девочку.

Воспитатель: Каким прямоугольник мы обозначим слово «девочку»?

Ответы детей: маленьким.

Воспитатель: В конце предложения что поставим?

Ответы детей: точку.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: Потому что это повествовательное предложение.

Далее по остальным картинкам дети составляют предложения.

Рефлексия: Ребята, вы сегодня очень хорошо позанимались.

*С чем мы сегодня познакомились? (познакомились с  предложением).

*Что мы учились делать? (мы учились составлять предложения).

*Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов).

*Какие знаки ставятся в конце предложения? (точка, восклицательный и вопросительный знак).

 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/04/28/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа

Дети входят в группу  обращают  внимание на  паравозик. Дети рассматривают  паравозик, воспитатель читает стихотворение про  паравозик. Воспитатель предлагает поехать   в...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ Во второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой»2017г

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТВо второй группе раннего возраста «Лесные жители зимой» Цель: обогащать знания детей о лесных жител...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...