Конспект НОД «К нам весна шагает быстрыми шагами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, формировать положительно-эмоциональное  отношение к красоте весенней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvtiyu_rechi.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, формировать положительно-эмоциональное  отношение к красоте весенней природы.

Задачи: 

  • систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, названий весенних месяцев;
  • обучать детей составлять связный последовательный пересказ по сказке К.Д.Ушинского «Пчелки на разведках». Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;
  • познакомить детей с православным обычаем встречи прилета птиц,
    пробудить в детях интерес к истории русского народа, к богатому миру
    народных традиций;
  • обогатить мировосприятие детей красотой и лиризмом музыки П.И.Чайковского;
  • воспитывать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы. 

Предварительная работа: чтение рассказа  В. Бианки «Синичкин календарь», знакомство со стихотворением  Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», чтение стихотворения  А. Плещеева «Весна», разучивание загадок, примет о весне, наблюдение сезонных изменений в природе.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, музыкальное сопровождение.

Оборудование и материалы: портрет К.Д. Ушинского, картинки с изображением весенних месяцев, аудиозапись «Журчание ручейка», видеофильм «Где живут пчелы», аудиозапись  «Пение жаворонка», аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Песня жаворонка», презентация «Жаворонок».


Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, у нас  на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся. А разговаривать мы сегодня с вами будем о весне.

Я сочиняю про весну
Свое стихотворение.
Весна, когда звенит капель,
И слышно птичье пение.

Весной становится тепло.
И снег повсюду тает.
А над зеленою травой
Подснежник расцветает.
Весною стали дни длинней,
А ночи все короче.


И листья новые растут
Из липких клейких почек.
Весной уходит от меня
Плохое настроение,
И я дарю весенним дням
Свое стихотворение.

Воспитатель:- С наступлением весны вся природа просыпается  и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Весна – это символ тепла, пробуждения природы, надежд на будущий урожай и хорошую погоду.


Воспитатель:- А давайте вспомним, по каким еще признакам мы можем определить, что наступила весна?
Предположительные ответы детей:
- небо стало высокое и голубое;
- солнце светит ярко и греет жарче;
- на солнце снег начинает таять;
- появились первые проталины;
- побежали весёлые ручейки;

- ночи стали короче, а дни длиннее;

- насекомые пробуждаются;

- просыпаются животные после зимней спячки;

- прилетают перелётные птицы, строят гнёзда;

- зимнюю одежду поменяли на лёгкую, весеннюю.

Воспитатель:- А теперь, назовите  весенние месяцы по порядку.
Март. Апрель. Май. 
Воспитатель: -А вы знаете ребята, как раньше в старину называли весенние месяцы:
Март - протальником.
Как вы думаете, почему его так называли?
Предположительные ответы детей: (Потому что появляются первые проталины).


Апрель – снегогон.
(Солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи).


Май – травень.
(Появляется свежая травка, на деревьях набухают почки, появляются листочки).

Воспитатель: 

Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель,
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май,
Солнце в терем приглашай!


Воспитатель: - Посмотрите на картинки  и скажите, какая картинка, к какому весеннему месяцу подходит?
Ответы детей: 
Первая картинка – это март. Потому что, ещё везде лежит снег, но уже появляются первые проталинки.
Вторая картинка – май. Май последний месяц весны, самый тёплый.
Третья картинка - апрель. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках начинается ледоход. 

У Весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи.

Прослушивание аудиозаписи «Журчание ручейка».

Воспитатель: - Ребята, давайте поиграем в народную хороводную игру «Ручеек», это старинная игра-обряд, которая символизирует таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег и побежали веселые ручейки.

Подвижная игра «Ручеек»


Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Предложение         рассыпалось».
Я          произнесу         слова, а вы составьте из них предложение о весне. 

Воспитатель: - Весна, греть, солнышко,         сильно.
Дети: Весной         солнышко         греет         сильно.
Воспитатель: - Сосульки,         крыши,         дома,         висят,         на.
Дети: На         крышах         домов         висят         сосульки
Воспитатель: - Проталинки,         снег,         появились,         из-под.
Дети: Из-под         снега         появились проталинки.

Воспитатель:-Насекомые после проснулись спячки зимней. 
Дети: После зимней спячки проснулись насекомые.

Воспитатель: - А вы знаете, кто самыми первыми просыпаются? Пчелы.

Просмотр видеофильма «Где живут пчелы».

Воспитатель: - Ребята, а хотите послушать сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Пчелки на разведках».

1.Чтение рассказа воспитателем.

2.Работа над произведением.

3.Словарная работа: разведка- войсковая группа, занятая сбором сведений о противнике и о занимаемой им местности, улей - специальный ящик для пчёл.

4.Беседа по содержанию.

- Понравилось вам произведение?

- Как называется сказка?

- Кто главные персонажи сказка?

- Что увидели пчёлки, когда выглянули в окошечко?

- Какие признаки наступления весны перечислены в сказке?

- Какие слова подобрал Ушинский, чтобы красиво описать весеннюю природу?

- Почему пчёлки полетели на разведку?

- Зачем пчёлки полетели к яблоньке?

- Почему яблонька не помогла пчелкам.

- Что ответила пчёлкам вишня?

- Куда еще летали пчелки?

- Почему пчёлки были печальными?

- Почему сказка названа «Пчелки на разведках».

- На какие части можно разделить сказку?

5.  Установка на пересказ.

6. Повторное чтение.

Воспитатель: - Кто из вас ребята готов пересказать сказку К.Д.Ушинского «Пчелки на разведках».

7.Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Пчелки на разведках».

Воспитатель: - Ребята, а давайте         поиграем         в         игру         «Что         лишнее?»  
Воспитатель: - Капель,         проталина,         урожай,        сосулька.(урожай)
Воспитатель: - Подснежник,         весна,         листопад,         грач.         (листопад)
Воспитатель: -Таять,         капать,         набухать,         вянуть.         (вянуть)
Воспитатель: - Март,         апрель,         декабрь,         май.         (декабрь)

Воспитатель: - Скворцы, ласточки, дятел, жаворонки.  (дятел)

Воспитатель: - Как одним словом назвать птиц скворец, ласточка, жаворонок? (перелетные).

Воспитатель: - Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Воспитатель: - Что делают они весной? (вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Прослушивание аудиозаписи «Пение жаворонка».

Воспитатель: - Как вы думаете, какой птице принадлежит этот голосок?

Просмотр презентации «Жаворонок».

История праздника Жаворонки

-Ребята, а вы знаете, что в  марте есть один особенный день. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется, День весеннего равноденствия. Именно в этот день наши предки праздновали праздник Жаворонки. На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран сорок разных птиц, и первая из них – полевой жаворонок.

С  первыми  приметами  оттепели,  крестьяне  зазывали  весну  к  себе  в  гости.  Наши предки связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Хозяйки в этот день выпекали булочки из пресного теста в виде жаворонков. Печенье раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели» - таким образом, желая детям здоровья и благополучия.

Дети насаживали печеных жаворонков на длинные палки и выбегали с ними в поле и, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и призывая  весну: 

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплую весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Воспитатель:- Ребята, весна  в этом году не спешит к нам в гости, давайте выучим для нее эту закличку. (Дети повторяют закличку несколько раз).

Воспитатель:- Ребята, а вы хотите поучаствовать в этом древнем обычаи, но для этого надо научиться делать жаворонков.

Ход выполнения жаворонков из соленого теста:

Для изготовления жаворонков понадобится тесто, мы будем делать из соленого.

1.Из теста сделать колбаску с утолщениями по краям, немного похожа на косточку, маленькую гантельку.

2.Получившийся жгутик завязать узлом. Узелок – это тело жаворонка, а хвостики – голова и хвост.

3.На голове надо сделать носик и  вставить глазки. Далее необходимо расплющить хвостик, сделать надрезы.

Воспитатель: - Во время вашей работы будет звучать замечательное музыкальное произведение, которое сочинил композитор  Петр Ильич Чайковский «Песня жаворонка».

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в руки жаворонки и  начнем зазывать весну, может быть, она нас услышит  и поспешит к нам в гости:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплую весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.

Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период,  формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...

Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»

Конспект  непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество»  (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...

Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы: «К нам весна шагает быстрыми шагами».

Конспект НОД по обогащению словаря и развитию связной речи дошкольников средней группы:«К нам весна шагает быстрыми шагами Разработал воспитатель средней группыФоменко Наталья Валерьевна...

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" во второй младшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" во второй младшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"...