Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе №12 «Эрудиты».Тема: «Путешествие по Ханты-Мансийску».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скобелкина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_dek.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «НЕЗНАЙКА»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной  группе №12 «Эрудиты».

Тема:  «Путешествие по  Ханты-Мансийску».

Подготовила                                                                                          

                                                                                  Воспитатель:

 Скобелкина Н.С

 

г.Ханты-Мансийск

2019г

Пояснительная записка.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

  Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье,  к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру  их культуры.

Цель: Формировать развитие познавательного интереса и любви к родному городу. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Форма проведения ООД: занятие.

Образовательные задачи: 

  • Формировать   знания детей  о родном городе;
  • познакомить с достопримечательностями родного города;
  • познакомить с природными богатствами  региона; 
  • расширить  словарный  запас за счёт употребления в своей речи новых   слов.
  • расширить и закрепить знания детей о культуре, быте коренных народов Севера.

Развивающие: 

  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, речевые и коммуникативные навыки;
  • формировать умение рассуждать, делать аналитический вывод.
  • Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать  любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края;
  • Воспитывать чувство  патриотизма и гордости за свой край, своих земляков.

Здоровье сберегающие: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей. 

Предварительная работа:  беседы-обсуждения;  чтение сказки «Югорка-Буровичок»;просмотр видео фильмов.

Методы и приемы:

  • Практический  (упражнения, действия с  карточками,   самостоятельная продуктивная  деятельность детей).                          
  • Наглядный (демонстрация, показ, мультимедийная презентация).
  • Словесный (рассказ, диалог, пояснения, указания).
  • Игровой   (подвижная  игра,   дидактические игры,  воображаемая ситуация).

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: герб, малая Родина, достопримечательности, Археопарк, «Фаберже», минералы, буровая установка. коренные народы.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, карточки  с символами городов, разрезные картинки, листы с заданиями, гимнастические палки, настольная игра.

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость».

Детей надо воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще,

а на делах своих земляков.

 Д. Лихачев

Организационный момент

Воспитатель:

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
Дети все вместе:

- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Дети рассаживаются по местам.

 Ребята, сегодня приглашаю вас на экскурсию,  хотите отправиться на экскурсию? (да) а вот куда мы с вами отправимся  расскажет нам  Василиса.

 Стихотворение  о Ханты-Мансийске.

Если взять и посмотреть вокруг-

Городов различных уж немало…

И взглянув на карту, снова вдруг

К Ханты-Мансийску взгляд свой приковала.

Но почему, вы спросите, конечно…

А я отвечу, ничего не утая:

Ханты-Мансийск, он - город детства,

И малая здесь родина моя.

Воспитатель: 

Ребята, о чем говориться в этом стихотворении?(о Ханты-Мансийске) А еще здесь говориться о малой Родине. Как вы понимаете выражение «Малая Родина?» что мы  можем называть малой Родиной? Малая родина — это место, где человек родился и  где он живет. Для нас с вами малая Родина   - это город наш  Ханты-Мансийск. И мы с вами  познакомимся с достопримечательностями нашего города. Как вы понимаете значение слова «достопримечательности?» (Самые красивые и известные места)

Воспитатель: Но почему то среди гостей Югорки. Он собирался вместе с нами отправиться в путешествие по нашему городу….

Все знают кто такой  Югорка? Югорка это сказочный персонаж , который придумала девочка для своего папы. А почему у него такое имя Югорка. Имя Югорка, произошло от слова Югра, Он прислал нам сообщение. ….Югорка не сможет вместе с нами отправиться в путешествие, он находиться очень далеко от нас. (фото Югорки с буровой станции), он очень надеется что скоро все таки сможет увидеть и познакомиться с нами городом, а пока просит  нас  узнать: «Как называется самая известная достопримечательность в нашем городе?  Не простая задача, ну думаю мы справимся. Но название этой достопримечательности  мы сможем узнать,  только если соберем в одно целое вот эти картинки, для этого нам нужно выполнить задания, готовы?

(На мольберте  перевернутые картинки, при правильном ответе, переворачиваю. На слайде выходит  цифра).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ребята, а отправимся мы с вами в путешествие на Оленьих упряжках? мальчики надевайте шапочки. Изобразим саночки. (Почему на оленьих упряжках?) Вкл. Музыку. Шапочки снимают ставят на отдельный стол.

№1Остановка. Блиц-опрос. В кругу .(передаем по кругу предмет  и отвечаем на вопрос. У кого в руках предмет, тот и отвечает).

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Столица  нашей Родины? (Москва)

3. Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

4.Ребята, а как называется наш округ?

5. Как зовут губернатора нашего округа?

 6.Как называется столица нашего  округа?

(Город Ханты – Мансийск).

7.Назовите коренных жителей нашего округа? (Ханты и Манси.)

 8. Чем занимаются ханты и манси? 

(оленеводство, рыбоводство, охота, сбор дикоросов)

9.Рядом с какой рекой находится наш город?

10. Назовите животных,  которые обитают в наших лесах? (дети садятся за столы).

(на слайде появляется буква А.  Переворачиваю на таблице.)

№2 «Символы Ханты-Мансийска»присаживаются за столы.

Воспитатель: Ребята. У каждого города есть свои символы –это герб и флаг. Сейчас следующее задание, У вас на столах лежат символы городов нашего округа, вам необходимо найти герб нашего города.

правила: работаем в парах, а вы сами решите кто из вас будет отвечать. Отвечает кто-то один из пары

Задаю вопрос  по очереди каждой паре, о чем говорит зеленый цвет, синий, белый, О чем говорит цвет: синий – напоминает о водных богатствах региона,цвет воды; зелёный – говорит  о бескрайних лесных богатствах,  желтый цвет – символизирует радость и тепло, также богатство региона. Белая птица, с широко распахнутыми крыльями. во-первых,  он выступает как символ первозданной чистоты, снежинки-указывают на принадлежность к северному городу,что  зимы здесь достаточно длинные и снежные.  Справились с заданием? Переворачиваю букву. «2»

№3.Остановка. Слайд с изображением центральной площади. Как называется это место в городе? (Центральная площадь). Эта часть города просто насыщена достопримечательностями, с некоторыми мы с вами познакомимся поближе.

Украшением площади является это здание (фото)Как называется это здание, чем оно известно?( здание комплекса «Гостиный двор»). Оно отражает особенность нашего города, в чем его особенность ?оно построено в виде чума.

На площади расположен прекрасный фонтан –ротонда. Это первый  фонтан, установленный в Ханты-Мансийске . А еще он расположен в самом  центре города. Основная тема композиции «Космос».  Посмотрите какой он необычный. Он разделен на две части: малый круг и большой круг. В центре всей композиции помещен шар, он символизирует собой нашу Землю. По периметру малого круга восемь колон, символизирующих восемь планeт солнечной системы, Большой круг фонтана очерчивают 12 колонн, символизирующих 12 месяцев. купол, своим внешним видом напоминающий «летающую тарелку». Таким образом , архитекторы хотели показать значимость нашего города для  нашего региона. Что Ханты-Мансийск- это столица ХМАО.

Это не единственный фонтан в нашем городе их достаточно много, но с вами пойдем к самому известному, который находиться рядом с Центром искусств для одаренных детей севера.

Этот фонтан выполнен в виде  драгоценного яйца, а  вот как называется этот фонтан мы узнаем выполнив следующее задание.

Задание: «Впиши в клеточки первые буквы названий изображенных предметов, и узнаешь название  фонтана.

Фаберже – это фамилия известного во всем мире ювелирного мастера , он поставлял свои ювелирные изделия царской семье. Когда  2007 году в нашем  городе проходила выставка его работ, то местные художники и архитекторы, настолько были поражены работами мастера, вдохновились идеей  воплотили   в стекле и  камне одно из изделий   Фаберже.

ф

а

б

е

р

ж

е

Справились с заданием. Переворачиваем  цифру 5 «О»

 4. Остановка.  Игра «У оленя дом большой». Под музыкальное сопровождение. (По окончании,  также переворачиваем карточку№4  «4», охотник никого не поймал). 

№5. Остановка .Слайд мемориала. Сейчас мы с вами в парке,  где расположен мемориал славы. Фото. Что вы знаете об этом мемориале? В честь кого его установили? Мемориал Славы, установлен в честь солдат погибших в  годы Великой Отечественной войны. Здесь также расположена  Аллея Славы и легендарный Т-34.  А вот как называется этот парк мы узнаем, выполнив задание.

Задание: соедините буквы по часовой стрелке и вместе прочитаем, что у нас получилось. «Победа». Правильно это парк Победы. Справились с заданием, открываем следующую букву. «5».

Остановка №6. 

Чтобы узнать куда мы дальше двинемся нужно выполнить следующее .  Разделимся на две группы. (девочки и мальчики, два стола. У каждой группы на столах разрезанные картинки, их нужно сложить и назвать, что у вас получилось. Как называется ваше здание? (Музей «Природы и человека», на другом «Музей геологии, нефти и газа»). Ребята, а как вы понимаете слово музей? Музей это учреждение,  которое занимается сбором, изучением, хранением, показом всего того, что имеет историческое значение.

В этом музее нам расскажут об истории развития нашего округа, о  жизни и традициях  местного населения. Покажут и расскажут  о животных,  которые проживали на территории Сибири, но вымерли из-за наступления Ледникового периода.

 «Музей геологии нефти и газа».

Воспитатель:Ребята, а почему именно у нас создали такой музей? (Потому что нефть и газ  у нас добывают)  Территория  нашего округа богата не только   нефтью и газом но и  другими полезными ископаемыми. А в музее,  вам расскажут и продемонстрируют  какие  полезные ископаемые  находятся в недрах Югорской земли. Это  и  многочисленные месторождения бурого и каменного угля, железные руда, меди, свинца, цинка. Также  музей располагает уникальной коллекцией минералов, драгоценных и полудрагоценных камней, коллекцией  метеоритов. Расскажут каким образом проходит добыча  полезных ископаемых.

И конечно же расскажут о людях которые занимаются добычей полезных ископаемых.

Цифра«6». Идем дальше.

Остановка №7.«Ханты-Мансийск спортивный »

Ребята , в нашем городе много спортивных объектов можете их назвать? На слайде. Каждый слайд сопровождается выходом названия. Задаю вопросы каким видом сорта здесь занимаются.

Центр развития теннисного спорта, на базе Центра спортивной подготовки по теннису действуют секции для детей и взрослых по теннису, настольному теннису, художественной гимнастике.

Биатлонный центр им А.Филлипенко.  Здесь проходят соревнования по различным видам биатлона, а также по лыжным гонкам,  также здесь находится канатная дорога.

Шахматная академия.Здесь проходит огромное количество всероссийских и международных турниров,  соревнования проходят  на самом высоком спортивно-организационном уровне. 

Арена-Югра —Этот спортивный центр  рассчитан на 5000 человек и отвечает современным требованиям по проведению спортивных соревнований  международного уровня. В основном он ориентирован на проведение соревнований по хоккею и фигурному катанию; также это спортивная площадка для состязаний по  при проведения  по мини-футболу, волейболу, баскетболу, гандболу, теннису, спортивной и художественной гимнастике, борьбе и боксу, а также концертной площадкой для выступления звезд эстрады.

Ледовый дворец спорта.Помимо ледовой арены он включает в себя 25-метровый бассейн с 10 дорожками, мини-аквапарк. В учреждениях физической культуры и спорта расположенных на территории города Ханты-Мансийска развиваются 58 видов спорта. 

 Состязание “Талты- юх”. Перетягивание палки.

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников. Буква «7».

 Остановка№8.Мы  с  вами подошли к конечной остановке нашего путешествия. Сейчас нам необходимо собрать эти картинки в одно целое. Что у нас получилось? Выходит картинка «Археопарка».?

Но это не только скульптуры животных. Это  культурно-туристический комплекс который включает в себя геологический памятник(памятник созданный самой природой), это «Самаровская гора»,памятник археологии «Самаровский чугас» и парк скульптур, изображающих животных и людей ледникового периода.

А о том что первобытные люди проживали на территории нашего округа,  доказано ученными. Они же подтверждают, что вблизи стоянок первобытного человека когда-то бродили настоящие мамонты. В память об этом соседстве территорию Археопарка,  украшают сегодня бронзовые скульптуры древних животных. Какие животные входят в состав композиции?В состав композиции входит не только скульптуры мамонов, здесь можно увидеть первобытного бизона, стаю волков, пещерного медведя, двух шерстистых носорогов и самих первобытных людей. Все скульптуры создавались в сотрудничестве с учеными, которые позаботились о том, чтобы древние обитатели этих мест выглядели максимально достоверно. Ребята , вы согласны с тем это самое известное место в Ханты-Мансийске На сегодняшний день Археопарк  являет собой гордость региона. Ребята , а кто создал эти скульптуры? Всю ту красоту которую мы с вами видем ? (Люди). Люди которые любят свою работу, любят свой город и стараются , чтобы в нашем городе было больше достопримечательностей.

 Ну Егорка, помогли мы тебе? Ответили тебе на твой вопрос? Дети ищут приз в группе. Отмечен смайликом. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Надеваем шапочки. Поехали.

Заключительная часть. На этом наша экскурсия закончилась, мы с вами познакомились только с некоторыми достопримечательностями нашего города

 Интересный у нас город?  Ребята, а давайте вместе помечтаем и подумаем, каким вы хотели видеть наш город в будущем? Как он может измениться? Хотелось бы вам жить в нашем городе когда вырастите? Что тебе нравится в нашем городе? А кем бы ты хотел стать в будущем?  А что мы сейчас можем сделать для нашего города?

 Вы узнали что-нибудь новое и интересное?

Чем мы сегодня занимались? Какие новые слова мы узнали? Где мы с вами побывали?

Ты хочешь узнать по этой теме ещё больше?

Тебе понравилось занятие? Смайлики

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

«Волк и семеро козлят» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием игровых педагогических технологий во второй младшей группе

«Волк и семеро козлят»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  игровых педагогических  технологий   во второй...

«В гости к ёжику» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием технологий дифференцированного подхода во второй младшей группе

«В гости к ёжику» Конспект  организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с использованием  технологий дифференцированного подхода  во второй...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для детей подготовительной к школе логопедической группы Тема: "А вот и весна!»

Программное содержание:-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять;-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей;-обобщать представ...