Конспект НОД по развитию речи "Прогулка по осеннему лесу"
план-конспект занятия по развитию речи

Дубейко Ольга Георгиевна

Конспект занятия предназначен для расширения словарного запаса дошкольников и закрепления знаний о лесных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического направления развития воспитанников №24"

Конспект занятия по развитию речи

в средней группе

Тема: «Прогулка по осеннему лесу»

Составила и провела:

воспитетель Дубейко О.Г.

с. Журавское  2019 год

Цель:  расширить словарный запас дошкольников и закрепить знания о лесных животных.

Задачи:

1.Образовательные: 

- закрепить в речи названия животных леса и знания об их особенностях;

- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарный запас;

- учить называть отличительные признаки лесных животных.

2.Развивающие:

- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.

3.Воспитательные:

 - формировать бережное  отношение к живой природе.

Тип: Комплексная

Форма: Фронтальная

Продолжительность: 20 минут.

Участники: дошкольники.

Возраст: 4-5 лет.

Оборудование и материалы: проектор, компьютер,  декорации (деревья), картинки животных и птиц, звукозапись «Звуки леса». Картинки и карточки с изображением животных, карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры. Чтение стихов, рассказов, сказок, потешек, загадок про лесных животных. Дидактические игры «Кто в домике  живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?».

Методы и приемы работы с детьми: Наглядные методы (использование картинок, презентации), словесные (беседы, загадки), практические (игры).

Структура:

Этап

Содержание

Время

Организационный момент

Сюрпризный момент

3 минуты

Основная часть

Отгадывание загадок

Беседа по картинкам

Физкультминутка

Дидактические игры

14 минут

Заключительная часть

Чтение стихотворения. Беседа

3 минуты

Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на сказочном ковре-самолете (звуковой сигнал «гул самолета», дети собираются на ковре, садятся на корточки рядом с воспитателем). Ребята, мы с вами приземлились в осеннем лесу (на экране изображение осеннего леса, сопровождающееся пением птиц и мелодичной музыкой -  звукозапись «Звуки леса»). Закройте глаза и послушайте, как чудесно поют птицы.

Воспитатель:

     Лес, словно терем расписной,

     Красивый, золотой, румяный,

     Весёлой, красочной стеной

     Стоит над светлою поляной.

- Глубоко вздохнули через нос, выдохнули через рот. Вдох-выдох. Откройте глаза и давайте встанем и произнесем все вместе: «Здравствуй, здравствуй, здравствуй лес, полный сказочных  чудес». Присаживаемся на лужайку (дети садятся на стулья, к которым прикреплены декорации леса).

2. Основная часть.

Воспитатель:

-  Ребята, посмотрите, как красиво у нас в осеннем лесу. А вы знаете, какие животные обитают в лесу? Давайте отгадаем про них загадки.

Загадки:

         1. Кто по елкам ловко скачет 
            И взлетает на дубы? 
            Кто в дупле орехи прячет, 
            Сушит на зиму грибы?

                                           (Белка)

  2. Лапки у него и уши

       Словно сделаны из плюша.

       Знает девочка и мальчик —

       Любит есть морковку…

                                    (Заяц)

   3. Догадайтесь, кто же это?

       В шубку рыжую одета.

       И не рыба, и не птица.

       Это — хитрая ...

                                    (Лиса)

   4. У него иголочки,

       Как в лесу на елочке.

       Зверя лучше не тревожь!

       Он колючий. Это…

                                  (Ёж)

   5. Он в лесу дремучем рос,

       Серой шерстью весь оброс.

       В зайцах вкусных знает толк

       Злой голодный серый…

                                           (Волк)

   6. Летом мед ел и малину,

       Чтобы сытым спать всю зиму.

       Тише, дети! Не шуметь!

        Пусть спокойно спит…

                                          (Медведь)

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: 

- А теперь давайте попытаемся описать наших животных (беседа по описанию животных, их внешнего вида, жилищ, сопровождается показом картинки с изображением животного).

- Кто это? (ежик) Какая у него шубка? Зачем ему нужна такая шубка? А чем ежик питается? Где он живет? (ответы детей)

- Кто это? (белка) Где живет белка? Как выглядит белочка? Меняет ли белочка шубку? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите, а это кто такой? (медведь) Что делает медведь осенью? Как выглядит медведь? Чем он питается? (ответы детей)

- Что это за животное? (лиса) Как выглядит лиса? Где живёт лисица? Чем питается? (ответы детей)

 - А кто это? (заяц) А какая шуба у зайца для зимы? Почему белая? Как выглядит заяц? Для чего зайцу длинные задние ноги? (ответы детей)

 - Ребята, посмотрите, кто изображен на следующей картинке? (волк) Как называется жилище у волка? Чем питается волк? (ответы детей)

- Молодцы, ребята, вы замечательно описали мне лесных животных.

Дидактическая игра «Собери картинку»:

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». У меня есть карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей, вам нужно собрать их правильно и рассказать, какое животное вы собрали  (несколько детей собирают картинки и описывают их).

- А  теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. 

Как у наших у зверят  (Хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.  (Топают ногами)

А потом вприсядочку  (Приседания)

Пляшут звери рядышком.  (Прыжки на месте)

А как пустятся бежать – (Бег на месте)

Никому их не догнать.

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много». (Воспитатель называет поочередно лесных животных, а дети  составляют слова во множественном числе).

 - Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием, а теперь скажите мне, как называются детеныши лесных животных (Воспитатель показывает на проекторе презентацию с изображением лесных обитателей и их детенышей)

- А теперь давайте поиграем в игру «Отгадайте, что за животное»
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное).
- Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием.

Воспитатель:

- Вот и все, ребята, нам уже пора прощаться с осенним лесом и его жителями. Давайте скажем все вместе:

До свиданья, добрый лес,

Полный сказочных чудес,

Мы потом к тебе придем

И подарки принесем!

- Ребята, давайте с вами сядем на ковер самолет и полетим назад в наш детский сад. (Звуковой сигнал «гул самолета». Воспитатель убирает декорации)

3. Заключительная часть.

 - Итак, ребята, скажите,  где мы с вами сегодня были? (Ответы детей)

 - Каких обитателей мы с вами встретили в осеннем лесу? (Ответы детей)

 - Что же нового мы узнали о животных леса? (Ответы детей)

Список литературы.

1.Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников  /Гаврина С.Е., 2016г.

2. Комплексные занятия. Средняя группа. По программе «От рождения до школы». ФГОС ДО / под ред.  Н.Е. Вераксы.

3. Про животных. Маленькая энциклопедия / Данкова Р.,- Москва.

4. «500 загадок для детей» /Мазнин И., 2016г.

5. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы; Айрис-Пресс - 2010. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по речевому развитию "Приключения в осеннем лесу".

Презентация к занятию по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Приключения в осеннем лесу" пересказ сказки В Г. Сутеева "Под грибом" с использованием мнемотехники....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»...

Конспект НОД педагога с детьми старшей речевой группы по познавательно-речевому развитию «Прогулка по осеннему лесу»

В конспекте представлен материал интегрированного занятия по речевой деятельности дошкольников и ознакомлению их с окружающим миром....

Конспект НОД по познавательному развитию "Ежик в осеннем лесу"

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию "Ежик в осеннем лесу"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Прогулка в осеннем лесу"

Конспект НОД по познавательному развитию "Прогулка в осеннем лесу" во второй младшей группе ДОУ...

Конспект НОД по познавательному развитию «Ёжики в осеннем лесу» младшая группа.

Конспект  НОД по ознакомлению детей с миром природы....