Дидактическая игра, как средство развития связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Крылова Татьяна Игоревна

В презентации представлены  речевые игры, которые помогут перевести слова из пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь. Описываются условия, которые необходимы для успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра, как средство развития связной речи и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

Условия успешного речевого развития Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речью. Обеспечение развития ЗКР со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. Обеспечение детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. Развитие у детей понимания речи. Создание условий для развития регулирующей и планирующей функции речи детей с учетом их возрастных особенностей. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.

Слайд 3

Формирование связной речи

Слайд 4

К наиболее эмоционально привлекательным для дошкольника видам деятельности относятся игра и общение, значит игровое общение и есть наиболее эффективная ситуация для формирования и совершенствования речевой активности детей . Играя, дети переживают радость, в условиях радости развитие идет более успешно.

Слайд 5

Книги для развития связной речи и речетворчества

Слайд 6

«Волшебные предметы из чудесного мешочка» Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества. Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки. Содержание: Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах. Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).

Слайд 7

«Придумай необычное существо» Цель: Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора. Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п. Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньи получаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью . Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза , стрекоза + козел = стрекозел и т.п.).

Слайд 8

«Одно из двух» Объясни слова, составленные из двух других

Слайд 9

«Пантомима» (для детей от пяти лет) Цель: расширение словаря за счет слов- антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей. Содержание: Взрослый называет два словосочетания, обозначающих предметы или объекты и их противоположные признаки (злой волк – добрый медведь). Необходимо средствами мимики и жестов (без слов) изобразить эти предметы (объекты), обладающие указанными противоположными признаками. Примерный речевой материал: злой волк – добрый медведь; глупый лягушонок – умный кролик; стремительный олень – медлительная черепаха; смелый львёнок – трусливый заяц; сильный тигр – слабый мышонок; толстый хомяк – тонкая цапля; радостный человек – печальный человек; прямое дерево – кривое дерево; тяжёлая сумка – лёгкая снежинка; холодный лёд – горячий огонь.

Слайд 10

«Шаги» Цель: активизировать словарный запас детей. Содержание: С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!” Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Слайд 11

«Расскажу – не покажу!» Рассказ по закрытой картинке (предмету) Содержание: Играют парами. Водящий заглядывает в коробку, чтобы узнать предмет. Второй игрок задает наводящие вопросы. Нельзя напрямую спрашивать, что лежит в коробке. Примеры вопросов: Какого цвета предмет? Большой он или маленький? Какой формы? Из чего сделан? Для чего он нужен? Если играющий отгадывает, то водящий достает предмет из коробки. Аналогично проводится игра по закрытой картинке. Вначале – по предметной картинке, потом по сюжетной.

Слайд 12

Сочинение нелепиц, небылиц, перевертышей Цель: умение видеть в тексте правдивые события или нелепицы. Развивают логическое мышление, память, внимание и др.

Слайд 13

Итоги Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство развития связных высказываний описательного характера у детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое ...

«Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нестандартных игровых средств и технологий»

Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников посредством нетрадиционных игровых средств и технологий....

План по самообразованию «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие связной речи посредством игр у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование дидактической игры как средства развития навыков саморегуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В статье рассмартивается вопрос необходимости коррекционно-развивающей  работы по развитию навыков саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Предлагается опыт работы по разви...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....