Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Косенкова Елена Александровна

Конспект по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Одежда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по  развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Одежда»

1.Цели: Продолжать  расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду.

2.Задачи:

- развивать внимание, память, сообразительность, быстроту реакции; воспитывать выдержку;

- развивать  речь,  формировать интерес к родной речи;

-развивать, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи в жизни человека и изменениях в природе;

- воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья.

Образовательные задачи:

Учить сравнивать, группировать, классифицировать. Закрепить сезонные понятия: зимняя, летняя. Закрепить названия частей одежды (воротник, манжеты, рукава,  карманы, пуговицы  и др.) Закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда:

Коррекционные задачи:

-Активизировать словарь детей по теме «Одежда».

-Согласование прилагательных с существительными.

-Развитие внимания, памяти, мышления, моторики.

-Закрепить образование относительных прилагательных

-Закрепить правильное употребление существительных в роде, падеже, единственном числе.

-Согласование глаголов с существительными.

-Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

-Воспитывать аккуратное отношение к одежде.

-Формировать чувство отзывчивости, желание прийти на помощь в нужный момент.

-Учить решать проблемные ситуации.

3.Тип занятия: тематическое

4.Форма занятия: коммуникативная

5.Продолжительность: 20-25 минут

6.Участники: дети, воспитатель.

7. Возраст обучающихся: 5-6лет

     8.Оборудование и материалы: Выставляются картинки с изображениями одежды, объемные или плоскостные варианты сезонной одежды, головных уборов, обуви; картинки с изображением четырех сезонов с разной погодой. Кукла и разная одежда для куклы коллекция тканей.

      9. Предварительная подготовка:

        -беседы о сезонных изменениях;

        -наблюдения за людьми;

         -опыты с тканью.

10. Методы и приемы работы с детьми: Информативно-рецептивный метод - рассматривание, беседа, игры, проблемные ситуации. Словесный метод-рассказ, беседа использование образцов педагога.

11. Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Организационный момент

2.Основная часть

3.Окончание занятия

1.Назвать вещи, которые надеты на вас? Как все можно назвать одним словом?

2. Отгадывание загадок

Беседа про одежду

Веселая зарядка для пальчиков

Рассматривание рубашки.(беседа)

 Дидактическая игра «Подбери слово» Дидактическое упражнение с мячом «Назови какая»

 Речь с движением

«Лужи»

Дидактическая игра «Оденем  куклу по сезону»

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

3.Итог занятия

О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего  их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду?

5 минут

17 минут

3 минуты

Ход занятия:

 

1. Организационный момент

  • Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.
  • Как можно все это назвать одним словом? (Одежда.)

2. Отгадывание загадок:

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться

И в мороз не замерзать. (Одежда.)

  • Вещи эти всем нужны,

Для головы они важны —

От перегрева и простуд

Они ее уберегут. (Голодные уборы.)

  • Шьют изделия эти

Обычно из кожи.

На пару друзей

Они очень похожи.

У них есть подошва,

Шнурки иль застежки,

И люди их

Носят только на ножках. (Обувь.)

        Входишь в одну дверь,

        А выходишь из трех.

        Думаешь, что вышел,

        А на самом деле вошел.(Свитер)

        Черна, а не земля.

         Пушиста, а не снег.

        Греет, а не печка. (Печка)

а)         Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

  • А мы сейчас с вами назовем эту одежду.
  • Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя.)

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы.)

  • На что мы ее надеваем? (На тело.)
  • Какая эта одежда? (Нижняя.) А по-другому можно сказать – белье.
  • Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная.)
  • Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная.)
  • Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду?
  • Летом какую одежду мы носим? (Летнюю.) А зимой? (Зимнюю.)
  • А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Веселая зарядка для пальчиков

Руки сжаты в кулак, поочередно на каждый ударный слог разгибаем пальчики, начиная с большого.

Рукавички новые,

Теплые пуховые.

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки»

б)         Рассматривание рубашки( на кукле)

–        Что это? (Рубашка.)

Беседа с детьми  про детали одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

-Знаете ли вы, из чего делают одежду?( Из ткани). Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

Кто же шьет одежду и где? Одежду шьют тоже на специальных швейных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами ее покупаем.

4. Дидактическая игра «Подбери слово»

        Ожидаемый результат: дети должны знать словарь существительных и глаголов по теме; уметь подбирать нужные слова по смыслу, картинки..

Педагог задает детям вопросы, а дети должны дать ответ и обозначить его соответствующей картинкой, выбрав ее из множества лежащих на столе. Игру можно организовать и с мячом. Дети должны отвечать быстро. Тот, кто отвечает неправильно или не знает ответа, платит фант, который затем отыгрывает.

  • Вспомните, что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу, панаму и т.п.)
  • Что можно штопать? (Носки, чулки, колготы, варежки, шарф.)
  • Что можно завязывать? (Шнурки, шарф, пояс.)
  • Что можно надвигать на? (Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку.)
  • Что можно надеть?
  • Что можно обуть?
  • Что можно застегнуть?
  • Что можно мыть? Чистить? Протирать? Сушить? Стирать?

5. Дидактическое упражнение с мячом «Назови какая»

Ожидаемый результат: дети должны знать, из какого материала делают головные уборы; уметь называть материал, подбирать прилагательные..

Педагог читает детям стихотворный текст (2 раза), потом задает вопрос по своему выбору и бросает мяч одному ребенку. Поймавший должен ответить. Если ответ неправильный, мяч бросается следующему ребенку, а ответивший неправильно пропускает кон.

Ситцевый платок,

Меховая шапка,

Кожаная кепка,

Пуховая шаль.

Есть на шляпной полке

Шляпка из соломки, фетровая шляпа,

А на ней вуаль.

  • Какой платок? Из чего он сшит?
  • Какая шапка? Из чего она сшита?
  • Какая кепка? Из чего она сшита?
  • Какая шаль? Из чего она связана?
  • Из чего сделана шляпка? Какая она?
  • Какая шляпа? Из чего она сделана?.
  • Из чего сделана вуаль? Какая она?

6. Речь с движением

Все движения в упражнениях выполняются ритмично.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп —

Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп —

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап —

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп —

Вода по спинке.

Буль – буль - буль —

Упала шапка.

Ой-ой-ой —

Кругом вода.

Да-да-да,

Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Дети постукивают ладонями по ногам.

Притопывают ногами.

Щелкают пальцами, делают движения руками сверху вниз.

Похлопывают по предплечьям скрещенными руками.

Делают пружинку.

Кружатся.

Кивают головой.

7. Дидактическая игра «Оденем  куклу по сезону»( кукла, кукольная одежда и обувь)

Ожидаемый результат: дети должны знать названия и назначение сезонной одежды и обуви; уметь подбирать одежду и обувь по названному сезону, называя предметы и детали одежды, и по сочетанию цветовой гаммы.

Педагог предлагает четырем подгруппам детей одеть куклу на прогулку в соответствии с обозначенным на картинке сезоном и погодой, выбрав одежду и обувь из множества предложенных вариантов, назвать предметы одежды и объяснить, почему именно эта одежда и обувь нужны кукле, чтобы чувствовать себя хорошо и не заболеть. Можно использовать объемный и плоскостной варианты наглядных пособий. Побеждает та подгруппа, которая сделала правильный выбор и смогла его объяснить. Те дети, которые выбрали одежду и обувь неправильно, получают штрафные фишки и должны предугадать возможные негативные последствия от неправильно выбранной одежды и обуви.

8. Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...». Поощряется оригинальность ответов.

  • Что будет, если летом носить меховую шапку?
  • Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
  • Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
  • Что будет, если в жару не надеть панамы?
  • Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
  • Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
  • Что будет, если весной не менять шубу на пальто или куртку?
  • Что будет, если играть, в песочнице в праздничной одежде?
  • Что будет, если исчезнет вся одежда?

Итог занятия:  О чем мы сегодня говорили на занятии? Из чего делают одежду? Где изготавливают ткани? Из чего  их изготавливают? Кто изготавливает ткани? Где шьют одежду? Ответы детей. Молодцы!

Список литературы:

1.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2016.-96с. (Серия «Программа развития»)

2.Соломатина Г.Н. Рукавишникова Е.Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет: Методическое пособие. - М.: ЕЦ Сфера, 2020.-192с.-(Занятия с детьми)

3.Шорыгина Т.А.500 загадок, считалок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015. -96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Одежда"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Одежда"Цели:- активизация и расширение словаря по теме "Одежда"- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных- усвоение притяж...

ежедневное планирование оод в старшей логопедической группе по теме "Одежда"

планирование в старшей - подготовительной группе по теме "Одежда"...