Проект "Речевая мозаика"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Есенина Елена Петровна

Представлен проект в подготовительной группе по речевому развитию "Речевая мозаика" .В содержание пректа включены дидактические игры, задания по составлению рассказов по картинам, из личного опыта, придумывание сказок на новый лад, загадок.В результате проекта воспитанники в достаточной мере овладели грамотной речью, повысился уровень культурного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rechevaya_mozaika.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО  Светлый Саратовской области

 

                                                                                                                                         412163

                                                                                                                     Саратовская область

 п. Светлый, ул. Коваленко,д.19.

                                                                                                       т. 8(845-58) 3-32-69, 3-33-25

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                                Есенина Е.П.

                                                                                   

           

2019г.

Тип проекта: групповой, среднесрочный

Вид проекта: игровой, информационный проект

 

Срок реализации:  январь – май 2019 г.

Участники: дети 1 подготовительной группы, воспитатели, родители

 

Актуальность: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Гипотеза: Овладение родным языком, развитие языковых способностей сформирует личность ребёнка, поможет решить многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.

Проблема: 

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Кое – кто из детей испытывает затруднения в запоминании и воспроизведении текстов.

Цель:  развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-способствовать  развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

- расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, составлять рассказ – описание с опорой на предмет или план схему,

 побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

- способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

- воспитывать бережное отношение к книгам;

- обогатить словарный запас детей;

- расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;

- развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.


Предполагаемый результат:

- позитивное взаимодействие детей в коллективе;

- успешное овладение грамотной и связной речью;

- умение обратиться к взрослому с вопросом;

- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

- совершенствование звуковой стороны речи; 

- может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;

-  совершенствование связной речи;

- повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях.

Развивающая среда:

- иллюстрации по тематике

- мнемотаблицы

- алгоритмы для составления рассказов

- издания художественной литературы

 

Этапы  реализации проекта

Подготовительный этап

 

Образовательные области

Мероприятия

Цель

Участники проекта

Сроки проведения

1

Познавательное развитие

Анализ научной  и методической литературы

Проанализировать научную и методическую литературу для использования в работе по проекту

Воспитатели

3 неделя января

2

Познавательное развитие

Организация предметно – развивающей среды

Создать условия для предметно – развивающей среды

Воспитатели

3 неделя января

3

Познавательное развитие

Планирование деятельности по теме проекта

Систематизация и обобщение материала и литературы

Воспитатели

4 неделя января

4

Познавательное развитие

Подбор и изготовление дидактического материала, энциклопедий

Подобрать дидактический, игровой, иллюстративный материал по теме проекта

Воспитатели

Родители 

4 неделя января

5

Познавательное развитие

Подбор ИКТ по теме проекта

Систематизация познавательного материала по теме проекта

Воспитатели

Родители 

5 неделя января

Основной этап

Образовательные области

Мероприятие

Цель

Участники проекта

Сроки проведения

1

Познавательное развитие

Речевое развитие

        Советы родителям

Приобщать родителей к совместной деятельности по речевому развитию

Воспитатели

1 неделя февраля

2

Познавательное развитие

Речевое развитие

Составляем рассказ об игрушке

Способствовать формированию умения составлять рассказ об игрушке

Воспитатели

Дети

1 неделя февраля

3

Речевое развитие

Составление рассказа по картине «Зимний день»

Формирование у детей навыков составления описательного рассказа о зиме по картине

Воспитатели

Дети

1 неделя февраля

4

Познавательное развитие

Придумываем сказки

Создать условия для развития связной речи и аналитического мышления

Дети

Воспитатели

2 неделя февраля

5

Речевое развитие

Зимние забавы

Совершенствовать умение детей составлять предложения и рассказ по теме.

Дети

Воспитатели

3 неделя февраля

6

Речевое развитие

Составление рассказа – описания по наглядному плану

Способствовать формированию связной речи

Дети

Воспитатели

4 неделя февраля

7

Речевое развитие

Сказка на новый лад

Формирование навыков составления нового текста на основе знакомого произведения.

Дети

Воспитатели

1 неделя марта

8

Речевое развитие

Рассказ из личного опыта «Как я поздравлял маму»

Приучать к широкому речевому общению, развивать умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании.

Дети

Воспитатели

2 неделя марта

9

Социально - коммуникативное развитие

Моя семья

Упражнять в умении связно и последова-тельно рассказывать о своей семье с помощью алгоритма

Дети

Воспитатели

2 неделя марта

10

Художественно - эстетическое развитие

Рисуем сказку

Создать условия для реализации творческого замысла

Дети

Воспитатели

Родители  

3 неделя марта

11

Речевое развитие

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Совершенствование умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Дети

Воспитатели

4неделя марта

12

Речевое развитие

Составляем рассказ по сюжетным картинкам «Весна»

Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картинке

Дети

воспитатели

1 неделя апреля

13

Речевое развитие

Составление рассказов по мнемотаблицам

Способствовать формированию связной речи

Дети

Воспитатели

2 неделя апреля

14

Речевое развитие

Игровое упражнение “Если бы…”

Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспери-ментирования

Дети

Воспитатели

3 неделя апреля

15

Речевое развитие

Пересказ произведения Л.Толстого «Косточка»

Способствовать формированию связной речи, рассказывать текст точно, выразительно.

Дети

Воспитатели

3 неделя апреля

16

Речевое развитие

Загадки и отгадки

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для загадки, придумывать содержание в соответствии с темой, составлять связное содержание

Дети

4 неделя апреля

17

Речевое развитие

Составление связного рассказа «Если бы я был волшебником…»

Способствовать формированию умения  составлять рассказ с использованием глаголов в форме сослагательного наклонения

Дети

Воспитатели

3 неделя мая

18

Речевое развитие

Игровое упражнение “Закончи сам”

Продолжать развивать воображение, овладение связной монологической  речи.

Дети

Воспитатели

4 неделя мая

Заключительный этап

Образовательные области

Мероприятия

Цель

Участники проекта

Сроки проведения

1

Познавательное развитие

Речевое развитие

Итоговое мероприятие

Способствовать обогащению умений и навыков связной речи, характеризующихся коммуни-кативной направленностью, логикой изложения, организацией языковых средств.

Дети

Воспитатели

4 неделя мая

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Изобразительная

Восприятие художественной литературы

Формы работы с родителями:

Информационная (знакомство с целями и задачами проекта)

Привлечение к совместной с детьми деятельности

Формы работы с детьми:

Речевое развитие

Художественно - эстетическая деятельность

Игровая деятельность

Используемая литература:

  1. Ушакова О.С. О программе развития речи детей дошкольного возраста./ Управление Дошкольным Образовательным Учреждением № 6, 2006,с.88-90
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – Синтез, 2006
  3. Петрова Т.И. .Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Старшая группа – М.: Школьная пресса, 2006
  4. Ворошина Л. Творческое рассказывание / Дошкольное воспитание № 9, 2007, с. 28-31
  5. Сомкова О. Развиваем речь детей / Дошкольное воспитание № 1, 2006
  6. Тимофеева Л.Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками (формирование готовности к учебной деятельности) Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2006Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников / Дошкольное воспитание № 2007 с. 50-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина

Конспект осенней викторины. Программное    содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина

Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания  о деревьях и  кустарниках;  учить распознавать де...